Младотурецкий переворот 1913 года и власть...
andy4675
30.09 2020
Младотурецкий триумвират. National Geographic:
1. Эмвер-паша: турецкий военный сыгравший большую роль в военных событиях в Османской империи в период 1908 - 1920 годов. Он родился в 1881 году. Окончил Военную Школу в Константинополе, по окончании которой получил назначение адъютантом при Генеральном Управляющем Македонией, Хильми-паше, в Салониках. Там он пришёл в контакт с младотурецкими кругами, которые стремились реформировать управление и прогнать с трона султана Абдул-Гамида. Он сыграл первоочередную роль при Младотурецкой революции 1908 года, и был принят в Константинополе как национальный герой.
В ходе Итало-турецкой войны и Балканских войн он принял на себя командование различными военными частями. Он воспротивился компромиссной политике Кьямил-паши в отношении стран Балканского союза, и в сотрудничестве с Талаат-беем он организовал переворот, который привёл к свержению правительства и к продолжению Первой Балканской войны. Эмвер сумел взойти на высшие ступени власти, и быть назначенным Военным министром. Совместно с Талаатом и Джемалем они сформировали триумвират, который руководил судьбами Турции в ходе Первой Мировой войны. После поражения Центральных держав, он бежал в Германию. Позднее он оказался в Средней и Центральной Азии, где попытался организовать различные тюркские племена для борьбы с большевиками (басмачество). Он погиб в 1922 году в одном из сражений неподалёку от Бухары.
Энвер-паша:
Энвер-паша и Кайзер Вильгельм:
2. Талаат-паша: Турецкий военный, один из числа лидеров Движения Младотурок. Он родился в Адрианополе в 1874 году. Он поступил на Службу Почты и Телеграфа в качестве низшего чиновника в 1908 году, когда служил в Салониках. Он стал членом Младотурецкого Движения. Он сыграл видную роль во время Младотурецкого восстания 1908 года. На последовавших выборах он был назначен членом парламента от Адрианополя. Когда в 1911 году Младотурецкий Комитет захватил власть, он был назначен министром Внутренних дел. Жестокость, которую он проявил не только против христианских подданных, но также и против албанцев и арабов, привела к падению правительства.
Во время Первой Балканской войны он сражался на Фракийском фронте в качестве простого солдата. Его политические противники распространяют сообщения, что его поведение в это время содействовало росту панических настроений в рядах турецкой армии, что он делал исключительно в целях оппозиционной борьбы за власть. Талаат-паша принял участие в путче, который привёл к свержению законного правительства Киамиль-паши в феврале 1913 года. В возникшем после этого правительстве он сперва занял пост Министра Телефона и телеграфа (т. е. телекоммуникаций), а затем - пост министра Внутренних дел. На этом посту он проводил планы германских советников, которые предусматривали удаление греческого населения из Османской Фракии и с побережья Малой Азии. Во время Первой Мировой войны он проводил зверскую политику уничтожения армянского населения. После поражения в Первой Мировой войне, он, под прикрытием обеспеченным ему германским правительством, бежал в Берлин под псевдонимом, как якобы представитель Сан. Эпидемической Комиссии Красного Полумесяца. В 1921 году он был убит армянином Тайлиряном в отместку за геноцид армян.
Талаат-паша:
3. Джемаль-Ахмед-паша: турецкий военный и политик. Он родился в Константинополе в 1861 году. В Младотурецком Движении 1908 года он сыграл важную роль в качестве члена Комитета "Союз и Прогресс".
В качестве командира различных военных частей он принял участие в Первой Балканской войне. Он был одним из протагонистов переворота февраля 1913 года, после которого он был назначен Генеральным Управляющим Константинополя. С этой должности он начал зачистку государственного управления от любых лиц, противившихся младотурецким позициям. Он пытался достигнуть путём переговоров уступок от Антанты в обмен на турецкий нейтралитет, в 1914 году, но успеха не достиг. С вступлением Турции в Первую Мировую он был назначен командующим 4-й Армией в Сирии. С этой позиции он беспощадно преследовал арабских христиан и мусульман, которые добивались независимости от Турции, и также он предпринимал попытки туркизации арабского населения. В 1918 году, вместе с другими видными лидерами младотурок, он бежал в Германию. Немного позже он отправился в Афганистан, чтобы помочь в организации афганской армии в 1920 году. Его антисоветские взгляды привели к тому, что он был убит советскими агентами в Тифлисе в 1922 году.
Джемаль-паша:
Джемаль-паша и Энвер-паша в Иерусалиме, 1916 год:
Джемаль-паша в Иерусалиме, 1917 год:
andy4675
30.09 2020
Младотурецкие герои контрпереворота 1909 года. «Герои свободы», свергнувшие султана Абдул-Гамида: В центре сидит командующий «Армии действия» Махмут Шевкет паша. Рядом Исмет Иненю, Хуссейн Хюсню, стоит (второй справа) Энвер паша. Исмет Инёню стал в период кемализма вторым главой Турецкой Республики.
Ещё один видный член Младотурецкого движения - Мустафа Кемаль, в будущем Ататурк (Ататюрк). Последний факт демонстрирует двоякость, поскольку принятая Мустафой Кемалем фамилия может переводиться, по желанию, и как "отец турок", и как отец тюрок. Последний факт подталкивает Турецкую кемалистскую республику к пантюркизму. А к панисламизму Турцию влекут её османские корни - поскольку Османская империя позиционировала себя Халифатом (всемирной империей ислама), и в ней всегда положение мусульман было избранным и привилегированным:
andy4675
30.09 2020
Энциклопедия Папирос-Ларус-Британника. Мехмед Талаат-паша:
Мехмед Талаат-паша. Османский политик и лидер младотурок. Родился в Адрианополе в 1874 году, а умер в Берлине в 1921 году. Он был великим везирем в 1917 - 1918 годах, и был одним из лидеров турецких правительств с 1913 по 1918 год. Он был сыном низшего османского чиновника. Талаат был нанят телеграфной компанией в Адрианопполе, но в 1893 году он был арестован за свою революционную деятельность. Через 2 года он был освобождён,и назначен генеральным секретарём почтовых служб в Салониках. Там он развил серьёзную деятельность в рамках Младотурецкого движения. В 1908 году он был уволен со своей работы, как член Коммитета За Союз и Прогресс (КСП) - ядра революционного Младотурецкого движения. После Младотурецкой революции 1908 года, он стал представлять Адрианополь в турецком парламенте. В 1909 году он был назначен министром Внутренних Дел. Затем он возглавил министерство Почты.
В 1912 году Талаат-паша стал генеральным секретарём КСП. Перед началом Первой Мировой войны он поддерживал Антанту. Однако в 1914 году Османская империя вступила в войну на стороне Германии - как этого хотел турецкий Военный министр, Энвер-паша. В качестве министра Внутренних Дел, Талаат принял на себя ответственность за выселение армян из восточных провинций Османской империи - из тех мест, где могла расширять своё влияние Российская империя - в Сирию и Месопотамию. Некоторые историки считают его ответственным за то варварство, с которым была проведена эта операция, приведшая к гибели 600.000 армян. В 1917 году Талаат-паша стал великим везирем - должность, с которой он подал в отставку 14 октября 1918 года, незадолго до капитуляции Османской империи. В ноябре 1918 года он бежал, как и Энвер-паша и Джемаль-паша, в Германию. Там он был убит 3 года спустя.
andy4675
30.09 2020
Младотурецкой революции положил начало бунт в македонском городе Ресен турецкого майора Ахмеда Ниязи-бея, вспыхнувший 3 июля 1908 года. 6 июля к этому бунту примкнули части Энвер-паши. 23 июля 1908 года восставшие вошли в главные города Македонии - Салоники и Монастир (Битоль). А к 24 июля всё было кончено - султан принял ультиматум, и восстановил действие Конституции 1876 года:
Турецкая армия проходит парадом по центру Салоник, под Белой башней, 1908 год:
Манифестация в Константинополе в июле 1908 года в поддержку Младотурецкой революции:
Демонстрация на площади Султан-Ахмед во время Младотурецкой революции:
Демонстрация в Битоле (Монастир) в 1908 году в пользу восстановления в Османской империи действия Конституции 1976 года:
Июль 1908 года, митинг в Константинополе в знак радости в связи с восстановлением действия Конституции:
Новое младотурецкое правительство, 1908 год:
Греки в подчинённой Турции части земель поверили заверениям младотурок о том, что ущемления на этно-религиозной почве отныне прекратятся. Афиша того времени, наглядно демонстрирующая избыточный оптимизм. На картинке - младотурки расковывающие порабощённую женщину, олицетворение эллинизма (т. е. суммы греков). Снизу надпись на турецком (арабской вязью), греческом и французском "Да здравствует Конституция!" Сверху изображён ангел с лозунгом (на греческом языке) "Свобода, равенство, братство". Под афишей надпись на французском и на греческом - "Возрождение Османской империи":
andy4675
30.09 2020
Территориальные потери Османской империи в 1878 - 1913 годах:
Территориальные потери Османской империи в 1911 - 1914 годах:
Османская империя в 1914 году:
andy4675
30.09 2020
31 марта 1909 года произошёл Младотурецкий контрпереворот. Освободительная армия идёт из Макри-кьой (Бакиркёй) на Константинополь:
Члены Младотурецкого контрпереворота:
Генералуссимус Младотурецкого контрпереворота, Махмуд Шефкет-паша:
Окончательно низложенный в результате контрпереворота младотурок султан Абдул-Гамид:
Он же в молодости:
Новым султаном стал Мехмед Пятый:
Провозглашение Мехмеда Пятого турецким султаном. Ле Пети Журналь:
Аданская резня мусульманами-турками христиан (гл. о. армян) в апреле 1909 года. Ле Пети Журналь. Адана - один из важнейших городов Киликии:
andy4675
30.09 2020
Демонстрация перед Высокой Портой (Воротами Баб-и-Али), вызвавшая переворот 1913 года:
Ле Пети Журналь. Государственный переворот младотурок в феврале 1913 года (по новому календарю - по старому это было 23 января) - убийство Энвером Назим-паши:
https://www.le-livre...ro10052032.html
То же самое, английский журнал "Сфера":
Болгарская иллюстрация на ту же тему:
воевода
01.10 2020
А Кемаль то здесь при чём?Ещё один видный член Младотурецкого движения - Мустафа Кемаль, в будущем Ататурк (Ататюрк). Последний факт демонстрирует двоякость, поскольку принятая Мустафой Кемалем фамилия может переводиться, по желанию, и как "отец турок", и как отец тюрок. Последний факт подталкивает Турецкую кемалистскую республику к пантюркизму. А к панисламизму Турцию влекут её османские корни - поскольку Османская империя позиционировала себя Халифатом (всемирной империей ислама), и в ней всегда положение мусульман было избранным и привилегированным:
Ататюрк то в отличие от младотурок ратовал именно за национализм в рамках Турецкой республики в противовес пантюркизму.
И против панисламизма, и вообще за отделение церкви от государства, за светское государство.
То что сейчас делает Эрдоган - это против кемализма.
andy4675
01.10 2020
А Кемаль то здесь при чём?
Он был младотурком. Я ясно вам это выше написал. Не поняли? Бывает...
Ататюрк то в отличие от младотурок ратовал именно за национализм в рамках Турецкой республики в противовес пантюркизму.
Как сказал Ататюрк, «придет время, когда все тюрки объединятся», — сказал Нурсултан Назарбаев на прошедшем в Стамбуле турецко-казахстанском бизнес-форуме. — Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем живут свыше 200 миллионов братьев. Если мы все объединимся, то станем очень эффективной силой в мире
Никто не защитил интересы Азербайджана как Ататурк - именно его усилиями Азербайджану были подарены Нагорный Карабах и Нахичевань, когда он принудил Советскую Россию признать эти земли за Азербайджаном. Это не проявление пантюркизма? То, что в момент политической слабости Турции после её распада после ПМВ Ататурк ВРЕМЕННО отказался от широких амбиций не говорит ровно ни о чём.
Кемаль, вопреки высказанному в статье Тарасова мнению, не перешел на почву пантюркизма. Он и не покидал ее с двадцатых годов. Видимо, сказалась старая связь с младотурецким движением, для которого пантюркизм был главной целью, а создание моноэтнической Турции – основной заботой. Еще до появления в Турции Троцкого Турецкая Республика предоставила убежище российским пантюркистам – участникам «белого движения», а упор на турецкий национализм стал программной установкой кемалистов.
https://noev-kovcheg...10-11/5060.html
Так что не надо ля-ля.
Но в том о чём я писал выше дело даже не в самом Ататурке, а в том, откуда и куда дует ветер. В настроениях общества, и в восприятии вещей.
Идеология кемализма свелась к одной из форм пантюркизма. Киреев, "История Турции. 20 век":
Когар особо подчёркивает, что не только «кемализм усвоил фор- мулировку национализма Гёкальпа», но в последние годы своей жизни и Зия Гёкальп «воспринял кемалистское положение о том, что ничего не следует ждать от всего того, что находится за пре- делами границ Турецкой республики. Идеи туранизма он пере- смотрел в рамках кемалистской революции и упорядочил их»33 .
Зия Гёкальп - идеолог пантюркизма (туранской теории), и в то же время идеолог турецкого национализма. Его положения были по сути восприняты кемализмом. И сам Зия Гёкальп воспринимался как более чем рукопожатная фигура:
В марте 1923 г. Гёкальп был приглашён в Анкару по иници- ативе Кемаля в министерство просвещения.
А между тем Зия Гёкальп, встав на сторону Кемаля (а не иттихата (Комитета Единения и Прогресса) - то есть остатков младотурок) по прежнему говорил о Туране (пантюркизме):
Во время подготовки выборов в ВНСТ иттихадисты пытались привлечь Гёкальпа на свою сторону, однако получили отказ, им было заявлено о вред- ности такой затеи. Так, провозгласив себя после революции 1908 г. активным сторонником партии Единение и Прогресс, уч- редив в Диярбакыре отделение этой партии, через полтора десят- ка лет Гёкальп разошелся с иттихадистами, но, судя по его опуб- ликованной в 1923 г. книге «Основы тюркизма», от идей тураниз- ма он не отказался, утверждая, что «далёкий идеал тюркизма - это Туран... понятие которого объединяет по языку, литературе, культуре огузов, татар, киргизов, узбеков, якутов». Это обстоя- тельство отмечают его биографы, туманно признавая (фактичес- ки солидаризируясь с Дж. Танйолом), что подобная формулировка реально учитывала и политическую обстановку того времени, и то, у кого была сосредоточена политическая сила, и ориентирова- лась на перемены).
Был ли Зия Гёкальп пантуркистом? ДАААА. Вот что пишет ЖЗЛ в книге о Ататурке об исконном, одном из самых базовых идеологических тезисов Гёкальпа:
Гёкальп - не только идеолог пантюркизма, но и идеолог турецкого национализма. Как раз в кемалистском его исповедании. Ага.
То-же самое в книге Александра Ушакова "Ататюрк. Особое предназначение", где о Гёкальпе говорится:
24 апреля 1920 года. Выступление Мустафы Кемаля на Народном Собрании. "Ататюрк. Особое предназначение":
О Кемале (мнение одного из турецких историков, Исмета Гиритли). Киреев, "История Турции. 20 век":
Проф. Исмет Гиритли считает, что Мустафа Кемаль «уберёг доставшийся от младотурок тюркизм-национализм от крайности панисламизма и пантуранизма, поэтому он сегодня именуется на- ционализмом Ататюрка»41 .
Если кто-то не понимает, то поясню: тюркизм - это ТО ЖЕ САМОЕ, что пантюркизм. То есть Кемаль пользовался умеренной формой пантюркизма, не вдаваясь в крайности пантуранизма. Википедия:
Пантюрки́зм или Тюрки́зм
https://ru.wikipedia...wiki/Пантюркизм
Причём кое-кто (ЖЗЛ, Ататюрк) пытается противопставить пантуранизм как более неприемлемую националистическую идеологию - пантюркизму:
В чём пантуранизм более извращён чём пантюркизм - автор забыл пояснить.
Практически, туркам (Кемалю и кемалистам) очень тяжко давалось расставание с пантюркистскими идеалами - пусть даже временно. Хотя они и понимали, что другого выбора у Турции на тот момент не было, если она хотела выжить:
Пантюркистские веяния имелись в Турции при Кемале и в дальнейшем:
"Ататюрк. Особое предназначение":
И ещё немного из крылатых фраз Ататюрка:
Что такое тюркизм - уже было сказано выше...
И против панисламизма, и вообще за отделение церкви от государства, за светское государство.
Младотурки тоже были против панисламизма. С конца 19 века для турок (для прогрессивных течений, типа младотурок) становилось всё очевиднее, что другие мусульмане проживавшие в Османской империи (арабы, албанцы, боснийцы и пр.; курдов это коснулось ГОРАЗДО позже) наряду с турками - руководствуются в своём поведении не столько интересами Турецкого государства (Османской империи), сколько собственными нац. интересами. Потому что в это время начал проявляться их нац. сепаратизм. Понимая это, младотурки - и Кемаль в том числе - выдвигали лозунг турецкого национализма, как объединяющего Турцию как государства элемента. Для младотурок этот лозунг сводился к османизации неосманского населения (мирной или насильственной), а для Кемаля - то есть с падением Османской империи - к туркизации. Османизация (османизм) заменялась туркизацией. И это - ЕСТЕСТВЕННАЯ эволюция, которую прошли младотурки от первого десятилетия 20 века до прихода к власти кемалистов во-главе с Кемалем.
Аналогичные процессы происходили и в других странах. В России например идеологию православного единства начали подменять идеологией панславизма.
Сам Кемаль руководствовался ничем иным, как просто немного улучшенной версией младотурецкой идеологии, как она сформировалась в 1908 - 1911 годах. Турецкий национализм - это прямое следствие младотурецкого османизма. А Кемаль - дитя младотурецуих брожений. С 1919 года Кемаль стал сам рваться к власти, когда уже стало ясно, что млпдотурецкий триумвират - политический банкрот. Энвер больше не был ему препоной на пути. А поскольку Кемаль хотел построить верную лично себе вертикаль (он строил авторитарный режим, причём строил он его именно под себя), то он и начал противопоставлять себя единственной реальной оппозиции в стране - иттихадистам. То есть его по сути ничто от них не отличало - он сам был одним из них. Но ему была нужна удобная кричалка. Епе и Сталину в борьбе с Троцким, Каменевым, Бухариным и пр. Для этого - а не по какой-то иной причины - Ататурк начал подчёркивать как он недолюбливает младотурок, и что он никогда не был с ними умом, а лишь исходя из целесообразности и собственной выгоды. И ещё Кемаль наверняка понимал, что Турция была слишком слаба на тот момент, и поэтому он умерил также внешнеполитические амбиции - типа пантюркистских настроений. Это всё шло параллельно, и было очень удобно, чтобы выставлять младотурок в неприглядном свете. То есть это была не только внешняя политика, но и элемент внутриполитической борьбы против младотурецкой оппозиции. Понятно, что в этой борьбе Кемаль легко победил.
Младотурки манипулировали идеалами панисламизма также, как они манипулировали и идеалами братства и равенства народов, обещая национальным меньшинствам некие свободы, в период когда младотурки боролись за власть. А получив поддержку и прийдя к власти, младотурки НАПЛЕВАЛИ на свои обещания нац.меньшинствам. Не лучше был и Кемаль. Иногда говорят, что он на одном из застолий в Салониках сказал на речь германского посла, похвалившего Турцию за решительность действий в Албании, что сам Кемаль вовсе не гордится этими действиями, поскольку подавление нац. движений не красит Турцию. И что же? В дальнейшем сам Кемаль утопил в крови и греков, и армян. И что же получается - албанцев он жалеет, а греков и армян нет? Или всё гораздо проще - он лицемерит? По-моему, он именно лицемерит. Когда он говорил о правах албанцев - он исходил из своих тогдашних интересов. Как оппозиционер. А придя к власти, он поступал СОВСЕМ иначе. То есть СОВСЕМ. И к курдам - он относился ровно также. То есть на словах можно говорить что угодно - особенно политику. Оценку историки дают не пустопорожним словам, а настоящим мужским делам политиков. А с делами - и у младотурок, и у Кемаля швах. И те и те врали, чтобы дорваться до власти. А придя к власти - делали всё также, как делалось и до них. Также, и ещё хуже, чем было до них...
Вот тебе и весь Кемаль...
То что сейчас делает Эрдоган - это против кемализма.
ПРИ ЧЁМ тут Эрдоган, милейший? ПРИ ЧЁМ? Нас.рать на Эрдогана. Тема посвящена не ему. Эта тема - о событиях 1910-х и 1920-х, максимум до 1940-х годов.
andy4675
01.10 2020
Мустафа Кемаль (Ататурк) был по сути главным, кто осуществил контрпереворот 1909 года, вновь вернув власть младотуркам. Александр Ушаков "Ататюрк. Особое предназначение":
Печально складывались дела и во внешней политике.
После того как 5 октября Болгария объявила о своей полной независимостиот султанской власти, а на следующий день Австро-Венгрия аннексировалаБоснию и Герцеговину, за считанные месяцы империя потеряла больше, нежелиАбдул-Хамид за все время своего правления.Что сразу же дало ему повод обвинить «Единение и прогресс» в«оскорблении нации и религии».Недовольные политикой младотурок все выше поднимали голову, и Абдул-Хамид не сомневался в том, что он и на этот раз сумеет покончить сненавистной ему конституцией.В ход снова пошла религиозная пропаганда, и в столице началисьбесконечные демонстрации учеников религиозных школ, требовавшихвосстановления старых порядков.Волновались и казармы, где реакционно настроенные офицеры подстрекалисолдат на выступления против новой власти.Против иттихадистов выступили при негласной поддержке султанавлиятельные мусульманские фундаменталисты, требовавшие возврата к законамшариата, сторонники партии Ахрар.Как и всегда в подобных случаях, для решающего выступления нужен былтолько хороший повод, и его, конечно, нашли.На одном из собраний одетый в офицерскую форму неизвестный убилблизкого к клерикальным кругам журналиста Хасана Фетми-бея, и с быстротоймолнии по столице распространились слухи о том, что это дело рук младотурок.В ночь с 12-го на 13 апреля солдаты Первой армии и многочисленныегорожане окружили парламент и потребовали немедленной отставкиправительства, восстановления шариата и власти султана.Затем озверевшая толпа штурмом взяла здание парламента и убила двухдепутатов.Общее число мятежников достигло 100 тысяч.Началась расправа с приверженцами младотурок.Русский посол в Стамбуле И.А.Зиновьев в одной из своих депеш сообщал,что «движение вызвано было пропагандой низшего мусульманскогодуховенства».Великий везир Хусейн Хильми подал прошение об отставке, и снесказанным удовольствием султан приказал новому правительствуудовлетворить требования «восставшего народа».На великих радостях он закрыл глаза на начавшуюся в Стамбулевакханалию, и опьяненные победой мятежники с великим знанием дела грабилистолицу в течение целых двух дней.Причем доставалось, как и всегда бывает в таких случаях, и правым ивиноватым!И все же больше всех били, конечно, не успевших бежать в Салоникимладотурок.Однако лидеры «Единения и прогресса» и не думали сдаваться на милостьпобедителей.За ними стояла расквартированная в Македонии Третья армия, и именно вэти дни Кемаль получил великолепную возможность проявить себя в полномблеске.Назначенный начальником штаба созданной при его самом активномучастии стотысячной «Армии действия», он двинулся в поход на мятежнуюстолицу.Кемаль сам дал название своей армии.— Я, — рассказывал он, — хотел найти название, которое не задеваетникого и с которым каждый может согласиться. Я выбрал слово «харекет»,соответствующее французскому слову «движение», к тому же мыдействительно находились в движении…Он очень надеялся отличиться в боях и занять достойное его дарованиямместо в политическом руководстве «Единения и прогресса».19 апреля «Армия действия» вступила в пригороды Стамбула, и Кемаль отимени командующего пообещал наказать всех «преступивших черезконституцию и позорящих всех честных офицеров Османской армиимятежников» и простить раскаявшихся.В почтовом отделении, откуда он давал свои телеграммы, он познакомилсяс морским офицером Хусейном Рауфом, будущим командиром легендарногокрейсера «Хамидие» и его соратником в борьбе за Независимость.А затем… командование «Армии действия» возглавили командующийТретьей армией Махмут Шевкет-паша, примчавшийся на звук выстрелов изБерлина Энвер и другой герой революции майор Ниязи.Кемаль снова оказался на вторых ролях.Впрочем, ему в любом случае ничего не светило, так как он умудрилсяиспортить отношения с командующим, и, как указывают некоторые документы,он был снят с должности и отослан в Салоники еще до смены руководстваармией.
andy4675
01.10 2020
Мустафа Кемаль в дни своего бытия в рядах итихадистов (младотурок), т. е. CUP:
Kemal joined the CUP in February 1908 with membership number 322.3 This in fact meansthat he was the 232nd person to join, as the CUP, to make itself look stronger and moreattractive to prospective members had decided to number new members joining after theinitial ten from 111 upwards.By the time he joined, the CUP was already well established and had a clear leadership,consisting of the founders of the Ottoman Freedom Society in Salonica (people like Talat,Rahmi and Midhat Şükrü), some of the members of the Paris-based Committee of Progressand Union with which the OFS had merged in September 1907 (people like Bahaettin Şakirand Dr. Nazım) and the founders of the CUP branch in the most important military centre,Monastır (Enver, Kazım Karabekir, Ali Fethi (Okyar). Kemal was not among the leadingstrata of the society and this is something that probably rankled with him, as he may well haveseen himself as one the initiators of revolutionary activity in Macedonia....From September 1907 until June1908 he served on the staff of the Third Army in Salonica. In early July 1908 he wasappointed inspector of the railway line between Salonica and Skopje, a position that gave himmobility and allowed him to fulfil a role in the internal communications of the CUP. Thisproved important when shortly after Enver took to the hills and started the constitutionalrevolution in the Tikveş area and Kemal was used as the messenger , who brought him botharms and a document from the Central Committee, appointing him “General Inspector of theInternal Organisation and Executive Forces in Rumeli”.4During the revolutionary days of July 1908 Mustafa Kemal did not come to the fore as oneof the leading representatives of the committee. He was not one of the “Heroes of Freedom”whose image was reproduced in journals and on picture postcards. On the other hand, heclearly was closer to the centre of power than most ordinary members of the CUP (and therewere about 2000 of them in July 1908). This was due not so much to his own position oractivities, but to his friendship with fellow officers Ahmet Cemal (the later Cemal Pasha),Ömer Naci and Ali Fethi (Okyar), who were at the centre of things.Several sources suggest that Mustafa Kemal was one of the members of the CUP, who,after the revolution, pleaded for a complete disengagement of the army from politics and heseems to have made enemies by his insistence on this point at the first post-revolutionarycongress of the CUP.5 Soon after, in September 1908, he was sent by the Committee toTripolitania on a mission to explain the revolution to its inhabitants and build support for theCUP. Mustafa Kemal claimed that the Unionist leaders intended this mission to be a kind ofexile, but this seems unlikely. In the first place it was a short mission so if the intention as toremove Mustafa Kemal from either Salonica or the capital, it was not very effective and in thesecond place the mission was not unimportant. Tripolitania was the empire’s last Africanpossession and it was well known that Italy had designs on the province. Had the deeplyreligious Arab population of the province rejected the Young Turks or openly rebelled againstthe new regime, that would have created a serious embarrassment and might have led to theloss of the province. At the same time, it must be said that, while Mustafa Kemal was thusgiven an important political assignment, the plum jobs went to others: Ali Fuat [Cebesoy] wasappointed military attaché in Rome, Ali Fethi in Paris, Hafız Hakkı in Vienna and Enver inBerlin.After his return from Tripolitania, Mustafa Kemal was appointed chief of staff of the 11thReserve Division in Salonica. When the counterrevolution broke out in Istanbul in April 1909,the CUP gained the support of General Mahmut Şevket Pasha, the commander of the ThirdArmy and inspector of the European Armies, who had his headquarters in Salonica. Heordered the 11th Reserve Division to advance by rail to the Çatalca lines thirty miles west ofIstanbul as part of what was called (possibly on the suggestion of Mustafa Kemal)6 the“Action Army” (Hareket Ordusu). So, in the first phase of the operations against theinsurgency Mustafa Kemal played quite an important role, but his position was not that ofcommander or chief of staff of the whole Action Army, nor did he command the 11th ReserveDivision. When the army had achieved its first objectives, Mahmut Şevket Pasha himselfcame over to take up the command for the march into the city. He brought with him his ownstaff including Ali Fethi, Enver and Hafız Hakkı, who had been recalled from their diplomaticpostings for the purpose. Mustafa Kemal, the same age but junior in rank and with lesspolitical clout, was expected to serve under them in the divisional staff. Again we see thesame pattern: Mustafa Kemal was a prominent Unionist officer, who was trusted with a keyposition during the life and death struggle of the CUP with its opponents, but he wasdefinitely second rank when compared to figures like Enver, Cemal, Hafız Hakkı or Fethi.After the suppression of the counterrevolution Mustafa Kemal served in an officer trainingunit in Salonica and then on the staff of the Third Army. In 1910, as an adjutant-major hetemporarily commanded the 38th Regiment in Salonica because of illness of the commandingofficer and in 1911 he served on the staff of Mahmut Şevket Pasha during the suppression ofthe Albanian rebellion of that year. In September 1911 he was appointed to the general staff inIstanbul, but he never took up his post as he left for Tripolitania once more on 11 October.The Italians had invaded Tripolitania on the flimsiest of pretexts and occupied the coastalareas. Their naval superiority made it impossible for the Ottoman government to send anexpeditionary force, but a number of Unionist officers decided to go to the province toorganize resistance from the desert. Some, like Fethi, went by way of France and Tunisia, butmost went through Egypt, disguised as civilians. Mustafa Kemal travelled with his old friendÖmer Naci and two Unionist Fedais, Yakup Cemil and Sapancalı Hakkı. In Egypt he fell ill,but having recovered he joined another old friend (and distant family member) Nuri Conkerand crossed the border into Tripolitania. Between December 1911 and October 1912 hefought with distinction in the guerrilla war against the Italians. His headquarters wereopposite Derne in Cyrneaica and he served under Enver , who had overall command of theoperations in North Africa and whose headquarters were nearby. Although they seem to haveworked well together professionally, relations between the two men seem to have souredduring their months in the desert. By the time they got back to Istanbul the problems betweenthem seem to have been well known within army circles.7Many of the volunteers who fought in North Africa belonged to the fedai (“self sacrificingvolunteer”) wing of the CUP. They were mostly lower ranking officers, who were used in themost dangerous missions. In 1914 the volunteers would be reorganised by Enver into the “Special organisation” (Teşkilat-i Mahsusa), but Mustafa Kemal seems to have been quiteclose to a number of them as well. We already noted that he travelled to Egypt in the companyof two notorious fedais and in Tripolitania he fought side by side with Ali [Çetinkaya], theman who would later become a close collaborator and notorious as president of theindependence tribunal of 1926. Some of Mustafa Kemal’s close friends, like Nuri [Conker]and Hüsrev Sami [Kızıldoğan] and his long serving adjutant Cevat Abbas [Gürer] were all“volunteers.”
The Ottoman officers were still in North Africa, organizing the anti-Italian resistance, whenthe Balkan War broke out in October 1912. When the news of the war reached Tripolitania, itwas first decided that Enver would return to Istanbul and that Mustafa Kemal would takeover, but when the extent of the disaster that had befallen the Ottoman arms became clear,most of the officers decided to return and they left Enver’ s younger brother Nuri [Kıllıgil] incharge of the guerrilla war. By the time they arrived back in the capital, the Bulgarians hadoccupied Thrace and the Ottoman armies held the Çatalca line to the west of Istanbul, theencircled fortress city of Edirne and the Gallipoli peninsula. Enver was appointed chief ofstaff of the Tenth Army Corps, the strategic reserve with divisions in Istanbul, Izmit andBandırma. Fethi was made chief of staff of the Bolayır Army Corps that defended theGallipoli peninsula, while his friend Mustafa Kemal served under him as the head ofoperations on the army corps staff.Militarily the situation was deadlocked and in December an armistice was concluded. Whenthe negotiations broke down, the great powers, on the initiative of Great Britaincommunicated an ultimatum to the Porte on 17 January, in which the Ottoman Empire wasasked to acquiesce in a new border along a line running from Enez on the Aegean to Midyeon the Black Sea coast. This implied the loss of the old capital city of Edirne, a town that wasstill in Ottoman hands. When signs began to emerge that Kamil Pasha’s government mightaccede to the demands, the CUP leaders, who had been exposed to persecution by Kamil andhis cabinet for months, decided to act. On 23 January they executed a coup d’état and tookover power. The decision for the coup was taken in a small inner circle of Unionists. Someleading Unionist officers in the field, like Enver and Fethi had been consulted beforehand andas Fethi opposed the plan, he was left out of the final preparations. Enver, on the other hand,personally led the coup.The weakness of the army left the new government just as powerless to regain the lostterritories as the old one had been. In order to satisfy the demands for offensive action, thechief of the general staff İzzet Pasha now decided to execute a plan prepared by the staff foran amphibious operation against the Bulgarian troops opposite the Gallipoli pensinsula. Theplan envisaged a combined operation of the Bolayır Corps and the reserve, the Tenth Corps.The Bolayır Corps (commanded by Fahri Pasha with Fethi and Mustafa Kemal on his staff)would engage the Bulgarians in front of Bolayır, while units from the Tenth Corps,commanded by Hurşit Pasha with Enver as chief of staff, would simultaneously land in therear of the Bulgarian army facing the Gallipoli peninsula at Şarköy and İnce Burun. Theoperation was planned in detail and extensively rehearsed in January. After a week’ s delaydue to storm it was executed in the second week of February, but it ended in disaster. TheBolayır Corps attacked the Bulgarians at the agreed time without checking whether the TenthCorps had actually arrived and the Tenth Corps was half a day late in landing due to the latearrival of the Ottoman battleships that were to provide covering fire. In the end, the landingswent relatively well and the Ottomans established a beach head west of Şarköy, but by thattime the Bolayır Corps had been mauled by the Bulgarians, losing half its strength incasualties. This put an end to any idea of catching the Bulgarians in a pincer movement andafter three days the expeditionary force was recalled. Amazingly, and thanks to Enver’s staffwork, it escaped almost unscathed. After re-embarking, the Tenth Corps was ordered toGallipoli to strengthen the now depleted forces on the peninsula.8Now an acrimonious debate started between Gallipoli and Bolayır. Both army corpscommanders and their staff officers entered the blame game with gusto. When Hurşit Pashawas appointed commander of the whole Dardanelles force, Fahri Pasha, Fethi and MustafaKemal all handed in their resignations to the vice-commander in chief (İzzet Pasha), who inturn notified the Grand Vizier on 20 February. Mahmut Şevket Pasha decided that thesituation was so serious that he needed to go to Gallipoli in person to settle the affair. On 21February he heard all parties and then relieved Fahri Pasha, who seemed to be the mostquarrelsome and who was responsible for the fiasco at Bolayır, of his command. He intendedto take Enver with him to serve as head of operations on the general staff in Istanbul, but thechief of that staff, İzzet Pasha now intervened and asked the Grand Vizier to discuss thematter with him before taking such a step. The reason was that İzzet had by now receivedletters of resignation, written on the 19th (before Mahmut Şevket’s visit to Gallipoli), fromFethi and Mustafa Kemal and a memorandum in which they demanded a resumption of theoffensive against the Bulgarians in order to save Edirne. İzzet submitted both to MahmutŞevket.9The existence of this memorandum has been known to modern historians since 1968 whenMithat Sertoğlu found it among the papers of Mahmut Şevket Pasha and published it,10 butneither he nor later Turkish authors seem to see its true significance. Sertoğlu does not link itto the controversy following the failed Şarköy operation, but simply interprets is as anexhortation to liberate Edirne. Later Münir Aktepe in the Nineteen Seventies and Naim Tufanin the Nineties have interpreted the memorandum as a plan of action for the amphibiousoperation of 8-10 February, in other words: as a text written before that date.11 Thisinterpretation has to be rejected, however. The document is dated 4-5 February (Şubat) 1328according to the old (Rumi) calender, which means it was written on 18-19 February 1913according to the Gregorian calendar, i.e. after the Şarköy action. The amphibious operationanyway had been planned and prepared from early January onwards. Tufan’s assertion thatthe Fethi and Mustafa Kemal wrote “4-5 Şubat 1328” by mistake and really meant “4-5 Şubat1913” is not substantiated and extremely unlikely for Ottoman officers of the time. In additionthe memorandum recommends the immediate transfer of the troops “that are in Gallipoliharbour” to the Çatalca front and those troops (the Tenth Army Corps) only arrived there afterthe Şarköy expedition. In the end this recommendiation was followed and the whole TenthCorps with Fahri Pasha and Enver was shipped to the Çatalca front. Fethi and Mustafa Kemalwere persuaded – either by the Grand Vizier or by Talât, who also got himself involved, toremain in their posts in Bolayır.
Что всё сказанное значит? Очень просто. Цитируемый автор не акцентирует на этом. То есть он не говорит, поддержал ли Мустафа Кемаль переворот совершённый Энвером и младотурками 23 января 1913 года. Но зато цитируемый автор наглядно демонстрирует, что Кемаль был НА СТОРОНЕ ПАРТИИ ВОЙНЫ. Они настаивал на необходимости защищать Адрианополь. А стало быть... А стало быть - Кемаль ПОЛНОСТЬЮ подеерживал младотурецкий переворот Энвера-паши 23 января 1913 года. Потому что Энвер-паша совершил этот переворот именно под предлогом гиперпатриотических чувств, и поскольку он отказывался от самой вероятности капитуляции Турции - то есть ровно то, из-за чего и Мустафа Кемаль подавал в отставку, чтобы надавить на турецкие власти.
А стало быть - Кемаль и в этом случае был самым отпетым младотурком.
Также не лишним будет указать и на то, что Мустафа Кемаль был одним из лиц, которые несли некоторую ответственность за катастрофу, которая постигла турецкую армию при Болайире, поскольку там имела место плохая планировка и неотлаженность военного сотрудничества.
The events of February, described in such detail here (and in much more detail by Aktepe
and Tufan), deserve our attention for two reasons. In the first place, it illustrates the extent towhich discipline within the officer corps of the Ottoman army had broken down under theimpact of politicization (a point also emphasized by Tufan). A row between three youngofficers, two of them lieutenant-colonels and one a major, was solved not by disciplinarymeasures but through the direct involvement of the chief of the general staff and the grandvizier. Instead of coming in for a punitive posting to Basra or the Yemen, Fethi and MustafaKemal, who had been partly responsible for a disastrous defeat, handed in their resignationand written a memorandum in which they made demands in a peremptory tone for a differentstrategy, were persuaded to remain in their posts.The second point, and the one directly relevant to the subject of this paper, is that it allowsus to place Mustafa Kemal within the CUP.
Вот именно. Мустафа Кемаль в это время оставался иттихадистом. Причём самым ярым и отпетым. И это 1913 год - 5 лет после Конституционного переворота младотурок в 1908 году.
During the whole episode he emphatically sidedwith his friend Fethi against Enver, with whom he seems to have been on bad terms sincetheir time in North Africa. The documentation makes it very clear, however, that the row wasconsidered by all concerned to be one between Fethi and Enver, with Mustafa Kemal verymuch in a supporting role. That figures: Fethi was higher in rank than Mustafa Kemal andequal in rank to Enver. They were both army corps chiefs of staff and lieutenant-colonels.Mustafa Kemal was a major in charge of a section of the staff. Fethi and Enver were bothimportant military members of the CUP inner circle, so much so that Fethi had been consultedduring the planning stage of the coup d’etat in January. Mustafa Kemal was close to, but notin the inner circle. While they resigned together and wrote their memorandum together, it wasFethi, who, a year later, was to publish a booklet (that seems to have escaped the attention ofhistorians so far), called Bolayır Muharebesinde Adem-Muvaffakiyetin Esbabı. “AskeriMağlubiyetlerimizin Esbabı” Muharririne Cevap. (The Reasons for the Lack of Success inthe Battle of Bolayır. An Answer to the author of “The Reasons for our Military Defeats”). Inthe booklet he defends himself against the accusation that it was the staff of the Bolayır Corpsthat had ruined the operation by going on the attack without waiting for the Tenth Corps inorder to claim the honour of defeating the Bulgarians.12Clearly, the events of February 1913 mark the breakdown of relations between Fethi andMustafa Kemal and Enver, which was unfortunate for the former as in the next months Enverwas to emerge as the undoubted leader of the military within the CUP.
In June the Bulgariansattacked their former allies Greece and Serbia and the Ottomans decided to make use of theopportunity to liberate Edirne. By joining the advance cavalry that was nearing the cityunopposed, Enver managed to position himself as the liberator of Edirne. Mustafa Kemal wasengaged in a sideshow, commanding the troops that broke out of Bolayır to conquer the portof Dedeağaç.
Дедеагач (ныне Александрополь) был занят греческой армией с 28 июня по 28 июля 1913 года, после чего по Бухарестскому миру он отошёл опять к Болгарии. Турция тоже признала Дедеагач болгарским. То есть ничего Кемаль не сделал с Дедеагачем - Турции он его не вернул.
On 4 January 1914, Enver was appointed minister of war. Fethi drew his
conclusions. Rather than serve under Enver he left the army. He was offered the post ofsecretary-general of the CUP, but instead opted for the post of ambassador to Sofia. MustafaKemal was clearly under a cloud as well because of his support for Fethi and he waspersuaded by the latter and by Ahmet Cemal to join him in Sofia as military attaché.Mustafa Kemal stayed in Sofia until after the entry of the Ottoman Empire in the WorldWar in November 1914.
После ошеломительного успеха Энвера, Мустафе Кемалю пришлось уехать в "добровольную ссылку" в Софию - куда столько добровольным изгнанником отправился и его покровитель Фетхи, выпросивший себе там пост посла Турции в Болгарии (Фетхи после захвата власти Энвером подал из армии в отставку).
The military career of Mustafa Kemal in World War I is covered in detail in the majorbiographies. He played an important role , first as commander of the Arıburnu section andthen of the whole Anafartalar front during the Dardanelles campaign in 1915. His success as afront line commander under Esat Pasha and General Otto Liman von Sanders was knownwithin the army. The journal Harb Mecmuası (War Journal) honoured him with a full-lengthphotograph, but he was not known to the wider public. The Dardanelles campaign in 1915gave him a reputation in the army as a very able commander, but also as a hypersensitive andquarrelsome colleague. He had constant problems with the German officers, with Enver andultimately also with Liman. Again he had to be dissuaded from resigning. The patternremained the same throughout the war. Mustafa Kemal served with distinction as commanderof the Sixteenth Army Corps in Eastern Anatolia in 1916 and then as commander of theSeventh Army in Palestine in 1917 under von Falkenhayn and again in 1918 under Liman vonSanders. After the Ottoman retreat from Syria and the armistice of Moudros, he succeededLiman as commander of the remnants of the Syrian armies. All this time he was involved inactivities that at the very least undermined military discipline and which can often also becalled political.The trouble started when he left the Anafartalar front on “sick leave” and returned toIstanbul in November 1915. He approached a cabinet minister, Ahmet Nesimi, to voice hiscriticism of the military situation and in particular of the German role. The ministerapparently simply told him to address his complaints to the general staff. He also reported theconversation in a meeting of the cabinet.13 In 1916, wile serving on the eastern front MustafaKemal circulated a cipher telegram to the other commanders in the East, again criticizing theconduct of the war and asking them to take concerted action. Vehip Pasha, the commander ofthe second army and a man who was close to Enver, intercepted the cable and notified EnverPasha in Istanbul. Enver reacted by offering Mustafa Kemal a choice: either to refrain fromfurther political activity or to resign from the army and to enter politics officially. In case hechose the latter alternative, Enver was prepared to offer him a seat in parliament. It was aclever way of turning the tables on Kemal, who had so forcefully advocated a separationbetween army and politics back in 1908.The same year Kemal’s name came up in connection with the attempted coup d’etat ofUnionist fedai Yakup Cemil.14 After his arrest, the latter told his interrogators that he hadwanted to replace Enver with Mustafa Kemal. There is no further indication of anyinvolvement on Mustafa Kemal’s part, but one of the other conspirators, a Dr. Hilmi, who wasalso arrested and interrogated, sought refuge with Mustafa Kemal at his headquarters inSilvan, north of Diyarbakır. Mustafa Kemal gave him a position on his staff and thus grantedhim protection.15
То есть в ходе ПМВ Мустафа Кемаль, несмотря на его очевидные позитивные качества как военного и на его успехи, был очень сложной натурой, трудно находившей общий язык с другими - которых подвергал критике (включая Энвера и немецких консультантов). Кроме того, Мустафа Кемаль сам разрушал дисциплину в армии критикой турецких властей, и он будучи военным пытался манипулировать политическими методами - что шло в явное противоречие с его давним тезисом, что армия не должна вмешиваться в политику.
https://www.academia...as_a_Young_Turk
То есть примерно понятно, каким образом эволюционировал Мустафа Кемаль. Он был убеждённым младотурком - в этом никаких сомнений быть не может. А в дальнейшем, он стал лезть в политику - а борьба за власть это такая штука, где сталкиваются сильные личности. Мустафа Кемаль был сильной личностью, и Энвер-паша тоже. И это сделало Кемаля врагом Энвера. Вот и все расхождения между Кемалем и младотурками.
andy4675
01.10 2020
Мустафа Кемаль с друзьями, Дамаск, июнь 1907 года:
Мустафа Кемаль в "ливийской ссылке", 1908 год:
Мустафа Кемаль, 1909 год, Салоники:
Мустафа Кемаль, 1909 год, Константинополь:
Мустафа Кемаль, 1910 год:
Мустафа Кемаль, 1910 год, учения в Пикардии:
Мустафа Кемаль в 1912 году, в ходе Ливийской войны, в Дерне:
Мустафа Кемаль на Ливийской войне, 1912 год:
Мустафа Кемаль в ходе Балканских войн, 1913 год:
https://isteataturk....nlerinde-1913/1
Мустафа Кемаль позирует в одеждах янычара во время Балканских войн, в 1913 году:
andy4675
02.10 2020
Придя к власти, младотурки осознали, что наряду с христианскими народами из Османской империи в это время уже активно стремились выйти и арабы с албанцами. Для того чтобы преодолеть этот факт, они попытались использовать для идеологической борьбы против арабского (и албанского) сепаратизма использовать элемент мусульманского единства - панисламизм. Понятно, что сами младотурки осознавали слабость этой идеологии с каждым днём всё больше - поскольку арабский сепаратизм не ослабевал, а с течением времени только креп. Тем не менее, ничего иного, на уровне идеологии, младотурки предложить не могли. ЖЗЛ, "Кемаль Ататюрк":
Панисламизм исчез вместе с Абдул-Хамидом. Паносманизм,возникший вслед за ним, просуществовал недолго. Прекрасныедекларации парижского заседания 1902 года рухнули передростом национализма. Македонцы, армяне, греки, арабы,турки — никто больше не верил в существование Османскихсоединенных штатов... о чем мечтали в дни революции 1908 года.Накануне 1914 года комитет «Единение и прогресс» решилзапретить нетурецким нациям право на создание националистическихорганизаций. Пантюркизм, то есть идея о созданиитюркской нации от Балкан до Маньчжурии, и пантуранизм,как более извращенная идея, стали официальной политикойСтамбула.Лидеры «Единения и прогресса» в отличие от своихпредшественников, игнорировавших национализм и его силу,решили взять реванш и создать новую Турецкую империю.
Иттихадисты были до мозга костей турецкими националистами. Панисламизм ими использовался только в качестве кричалки для тех инородных мусульман, которые ещё могли на подобное "клевать".
Немногим более того "парился" панисламизмом впоследствии Кемаль, уже после своего прихода к власти.
В 1919 и в 1920 году Кемаль действует как пылкий панисламист. Его цель - удержать ускользающие нетурецконаселённые, но мусульманские земли:
Впрочем, судьбой султана-халифа, уготованной ему союзниками,
озабочены также в Северной Африке, Сирии, Египтеи Ираке, и не меньше, чем в Индии. Эта преданность халифуявилась для Кемаля важным козырем. Публично его соратникииспользуют фактор верности халифу очень осторожно. Номожно ли вообразить, чтобы Кемаль не оценил его и не сталим умело пользоваться? Кстати, англичане и французы убежденыв этом. Когда Кемаль протестует против оккупации Киликиии Измира, он косвенно угрожает союзникам губительнымипоследствиями для «двух великих континентов». «Этоявный намек на панисламистское движение, которое Кемальи его сторонники угрожают спровоцировать в Азии и Африке», — отмечает Дефранс. Другие доказательства? По меньшеймере, трижды в ноябре 1919-го и марте 1920 года французыи англичане перехватывают корреспонденцию в духевоинствующего ислама. В письме, адресованном влиятельномучиновнику в регионе Алеппо, Кемаль сообщает: «Я переписывалсяс командующим арабской армией и, если позволитВсевышний, вскоре отправлюсь к моим братьям-сирийцам».Он подписывается как «командующий войсками, защищающимимусульманскую религию». Другое письмо — страстныйпризыв к священной войне и к «Священному союзу всех мусульман» — распространяется в Палестине; он подписываетсякак «представитель Великого воина за веру Кемаль-паша» ипризывает мусульман создавать национальные партии, чтобылучше подготовиться к восстанию.
В конце 1921 года он всё ещё говорит с позиций панисламизма:
1 декабря наступление наконец началось; оно длится тричаса и сметает всё на своем пути. Кемалистская волна уноситАвни и его приспешников, лихорадочно пытающихся сопротивляться.«Товарищи, правительство Национального собраниясуществует, оно законно. Это знает вся нация, а такжевесь мир!» «Товарищи» слушают, очарованные этим искусныморатором, наделенным богатым воображением, временамирезким, провоцирующим: «Правительство Великого нациосоциалистическое?Нет, наше правительство ни демократическое,ни социалистическое. Оно не похоже ни на одно из правительств,описанных в книгах. Это правительство национальногосуверенитета, национальной воли! Если следовало быдать определение нашему правительству на основе социологическихи научных критериев, можно было бы сказать, чтоэто правительство народа. <...> Панисламизм, вот о чем я думаю.Наш народ и правительство, его представляющее, мы хотим,чтобы все наши единоверцы на всей планете были счастливы
Понятно, что все эти вещи говорились и делались исходя в первую очередь из текущей конъюнктуры. Но время шло, и становилось всё более понятно, что мир ислама вовсе не жаждет видеть Турцию своим лидером - чего хотелось турецким панисламистам. Мусульмане не-тюрки не хотели входить в империю ислама во-главе с турками. По этой причине ни младотурки, ни Кемаль на самом деле так и не начали поднимать на полном серьёзе повестки панисламизма. Они всё отлично поняли: панисламизм Турции пришлось бы тянуть на собственных плечах, и при этом - вопреки желаниям остальных мусульман, вовсе не горевших желанием покориться Турции. Понимая это, и понимая энергозатратность этого явления, Турция ПО СУТИ (по содержанию, а не по форме) отвернулась от панисламизма. И при младотурках, и при Кемале Ататурке.
Стефан
09.10 2020
МЛАДОТУ́РКИ (тур. Jön türkler, от франц. Jeunes Turcs), европ. название буржуазно-националистич., конституционалистского движения в Османской империи в кон. 19 – нач. 20 вв. Движение М. зародилось в 1889. Оно опиралось на либерально настроенных курсантов высших воен. учебных заведений, младших офицеров, чиновничество (включая небольшую часть высшей бюрократии) и интеллигенцию. До 1906 проходило становление движения под рук. Ахмеда Риза-бея, Мурад-бея «Мизанджи» и принца Мехмеда Сабахеддина. К этому времени относится появление первых тайных отделений к-та «Единение и прогресс» и программных публикаций М., а также формирование осн. политич. направлений в их среде – «сторонников вмешательства» иностр. держав во внутр. дела Османской империи, объединившихся в Об-во прогресса и единения, и «сторонников невмешательства», создавших Об-во личной инициативы и децентрализации. М. провозглашали своей целью свержение абсолютистского режима султана Абдул-Хамида II, созыв многонационального парламента, возврат к конституции 1876 и проведение в Османской империи либеральных реформ. На территории Османской империи М. пропагандировали свои взгляды с помощью листовок (первая опубликована в 1894). За границей, гл. обр. во Франции, издавались младотурецкие газеты «Мешверет», «Мизан», «Османлы», а также брошюры, которые распространялись в среде тур. эмиграции и тайно переправлялись в Османскую империю. Первым программным документом М. можно считать «Программу молодой Турции», которая опубликована в 1897 на страницах газ. «Мешверет». Под рук. Ниязи-бея и Назым-бея М. осуществили Младотурецкую революцию 1908, в результате которой пришли к власти и реализовали часть своих политич. требований. После проведения парламентских выборов (1908) и свержения султана (1909) М. восстановили деятельность политич. партий (с этого времени «Единение и прогресс» действовал как политич. партия «К-т единения и прогресса»), предприняли попытку модернизации гос. аппарата, армии, системы просвещения и судопроизводства. Однако малая эффективность преобразований и неспособность М. обеспечить самостоят. внешнеполитич. курс государства привели к падению их авторитета и врем. победе в 1912 оппозиц. партии «Свобода и согласие». Стремясь восстановить свои политич. позиции, в янв. 1913 группа офицеров-младотурок совершила гос. переворот, в результате чего в стране установилась младотурецкая диктатура под рук. триумвирата Энвер-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши. После переворота парт. структуры М. почти полностью слились с государственными.
Лит.: Петросян Ю. А. Младотурецкое движение. М., 1971; Hanioğlu Ş. M. The Young Turks in opposition. N. Y.; Oxf., 1995. См. также лит. при ст. Младотурецкая революция 1908.
Сотниченко А.А. Младотурки // Большая российская энциклопедия
Стефан
09.10 2020
«ЕДИНЕ́НИЕ И ПРОГРЕ́СС» («Иттихад ве теракки»), политич. организация в Турции в 1880-х – 1920-х гг. Основана в 1889 в форме тайного комитета с целью борьбы против деспотич. режима Абдул-Хамида II и установления конституц. строя. В Европе её участники именовались младотурками. В результате Младотурецкой революции 1908 и свержения Абдул-Хамида II (апр. 1909) «Е. и п.» пришла к власти и позднее действовала как политич. партия – к-т «Е. и п.». К-т «Е. и п.» предпринял попытку модернизации гос. аппарата, армии, системы просвещения и судопроизводства, но малая эффективность преобразований и неспособность его лидеров обеспечить проведение Османской империей самостоят. внешнеполитич. курса привели к падению авторитета партии и к врем. победе в 1912 её политич. противников – партии «Свобода и согласие». В янв. 1913 к-т «Е. и п.» вернулся к власти в результате воен. переворота. Его лидеры (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша) установили в стране диктаторский режим. В целях подрыва позиций нетурецкого капитала правительство, возглавляемое к-том «Е. и п.», проводило политику массовых репрессий против греков, армян, арабов и др. народов, проживавших в Османской империи. Заключив союз с Германией, оно вовлекло Османскую империю в 1-ю мировую войну, что привело к её воен., экономич. и политич. краху. В окт. 1918 съезд партии принял решение о её самороспуске, лидеры к-та «Е. и п.» бежали за границу. В последующие годы некоторые быв. руководители к-та «Е. и п.» попытались воссоздать партию. Встретив противодействие со стороны М. К. Ататюрка, они вступили на путь подготовки гос. переворота. После раскрытия в 1926 антиправительств. заговора к-т «Е. и п.» был осуждён как реакционная и антинациональная организация, четверо его деятелей (Назым, Джавид, Абдул-Кадыр, Кара Кемаль) приговорены к смертной казни.
Мейер М.С. «Единение и прогресс» // Большая российская энциклопедия
andy4675
17.03 2021
Любопытна и судьба этих кричалок в дальнейшем. Так, мусават стало названием сильнейшей партии в Азербайджане после распада владений Российской империи на Закавказье в 1918 году. Это была националистическая партия Мусават. То есть и тут под равенством (=уравниловкой) подразумевалась по сути туркизация и исламизация всего местного населения. После чего оно и должно было быть уравнение. А слово Хурьет - это название одной из известнейших современных турецких газет. Издаваться она начала в 1945 году. То есть по сути в названии газеты использована подспудно часть известной "а-ля лозунги Французской революции" младотурецкой кричалки.
Ventrell
17.03 2021
Они начали осуществлять политику насильственной османизации меньшинств. То есть речь шла об уравнении меньшинств в правах через, НО их ликвидацию. Превращая их в осман - то есть дополнив за их счет этно-конфессиональное османское (турецкое) большинство.
Возможно, отчасти это получились ещё потому, что у части меньшинств не было ярко выраженных наций. Ну, что такое курды, к примеру - конгломерат племён же, какая может быть курдская нация? Плюс могло сыграть и вероятное двуязычие части населения - внушить некоторым курдским племенам, что они на самом деле турки, могло оказаться проще, чем кажется с национальной колокольни.
andy4675
17.03 2021
Уогда младотурки пришли к власти, жители Македонии поверили их лжи, и подумали, что больше им воевать не надо - теперь их управляют в правах, и они не будут нуждаться в свободе от власти турок. Партизанскую войну освободили, когда младотурки объявили амнистию всем партизанам, и пообещали не преследовать их. Все многочисленные греки спускались с гор, на виду у народа и властей. Власти принимая их демонстрировали благосклонность. Фотографировались, сидя с ними вместе. В 1908 - 1912 годах турки начали гнобить греческие и болгарские меньшинства в Македонии. Поражать их в правах, которые в первое время им делегировались. После объявленной для воевавших в Македонии и Фракии партизан, греков и болгар, турки начали отлавливать спустившихся с гор командиров отрядов и отдельных их членов, и убивать. Организовывались отряды самообороны мусульман, занимавшийся этой грязной работой. А власти деятельность таких отрядов поощряли, и не наказывали.
Все эти события были ключевыми для начала Первой Балканской войны. Поняв турецкий обман, и то, что никаких реформ в пользу меньшинств не будет, балканские христианские государства далее терпеть не стали.
Ventrell
17.03 2021
В первую очередь обман коснулся не мусульманских популяций, типа курдов, а христиан, в первую очередь армян и греков.
Алевитов и подобных сектантов, наверное, старались особо не трогать, всё-таки мусульмане, хоть и не такие как сунниты...
andy4675
18.03 2021
Впрочем, повторю. Тут я говорю исключительно исходя из общей логики событий, а не как знаток. Регион в общем-то мне чужд. Хотя с церковной историей православных арабов я, в большей или меньшей мере, знаком.