←  Новейшее время

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Младотурецкий переворот 1913 года и власть...

Фотография andy4675 andy4675 30.09 2020

Младотурецкий триумвират. National Geographic:

1. Эмвер-паша: турецкий военный сыгравший большую роль в военных событиях в Османской империи в период 1908 - 1920 годов. Он родился в 1881 году. Окончил Военную Школу в Константинополе, по окончании которой получил назначение адъютантом при Генеральном Управляющем Македонией, Хильми-паше, в Салониках. Там он пришёл в контакт с младотурецкими кругами, которые стремились реформировать управление и прогнать с трона султана Абдул-Гамида. Он сыграл первоочередную роль при Младотурецкой революции 1908 года, и был принят в Константинополе как национальный герой.

 

В ходе Итало-турецкой войны и Балканских войн он принял на себя командование различными военными частями. Он воспротивился компромиссной политике Кьямил-паши в отношении стран Балканского союза, и в сотрудничестве с Талаат-беем он организовал переворот, который привёл к свержению правительства и к продолжению Первой Балканской войны. Эмвер сумел взойти на высшие ступени власти, и быть назначенным Военным министром. Совместно с Талаатом и Джемалем они сформировали триумвират, который руководил судьбами Турции в ходе Первой Мировой войны. После поражения Центральных держав, он бежал в Германию. Позднее он оказался в Средней и Центральной Азии, где попытался организовать различные тюркские племена для борьбы с большевиками (басмачество). Он погиб в 1922 году в одном из сражений неподалёку от Бухары.

 

Энвер-паша:

 

433px-ENPER_PASHA_WARMINISTER.jpg

 

Энвер-паша и Кайзер Вильгельм:

 

Wilhelm_enver.jpg

 

68926809_751147742011811_581301264817201

 

2. Талаат-паша: Турецкий военный, один из числа лидеров Движения Младотурок. Он родился в Адрианополе в 1874 году. Он поступил на Службу Почты и Телеграфа в качестве низшего чиновника в 1908 году, когда служил в Салониках. Он стал членом Младотурецкого Движения. Он сыграл видную роль во время Младотурецкого восстания 1908 года. На последовавших выборах он был назначен членом парламента от Адрианополя. Когда в 1911 году Младотурецкий Комитет захватил власть, он был назначен министром Внутренних дел. Жестокость, которую он проявил не только против христианских подданных, но также и против албанцев и арабов, привела к падению правительства.

 

Во время Первой Балканской войны он сражался на Фракийском фронте в качестве простого солдата. Его политические противники распространяют сообщения, что его поведение в это время содействовало росту панических настроений в рядах турецкой армии, что он делал исключительно в целях оппозиционной борьбы за власть. Талаат-паша принял участие в путче, который привёл к свержению законного правительства Киамиль-паши в феврале 1913 года. В возникшем после этого правительстве он сперва занял пост Министра Телефона и телеграфа (т. е. телекоммуникаций), а затем - пост министра Внутренних дел. На этом посту он проводил планы германских советников, которые предусматривали удаление греческого населения из Османской Фракии и с побережья Малой Азии. Во время Первой Мировой войны он проводил зверскую политику уничтожения армянского населения. После поражения в Первой Мировой войне, он, под прикрытием обеспеченным ему германским правительством, бежал в Берлин под псевдонимом, как якобы представитель Сан. Эпидемической Комиссии Красного Полумесяца. В 1921 году он был убит армянином Тайлиряном в отместку за геноцид армян.

 

Талаат-паша:

 

274px-Talaat.jpg

 

6643675036e351d283ca722c05e6bd29.jpg

 

1871197.jpg

 

3. Джемаль-Ахмед-паша: турецкий военный и политик. Он родился в Константинополе в 1861 году. В Младотурецком Движении 1908 года он сыграл важную роль в качестве члена Комитета "Союз и Прогресс".

 

В качестве командира различных военных частей он принял участие в Первой Балканской войне. Он был одним из протагонистов переворота февраля 1913 года, после которого он был назначен Генеральным Управляющим Константинополя. С этой должности он начал зачистку государственного управления от любых лиц, противившихся младотурецким позициям. Он пытался достигнуть путём переговоров уступок от Антанты в обмен на турецкий нейтралитет, в 1914 году, но успеха не достиг. С вступлением Турции в Первую Мировую он был назначен командующим 4-й Армией в Сирии. С этой позиции он беспощадно преследовал арабских христиан и мусульман, которые добивались независимости от Турции, и также он предпринимал попытки туркизации арабского населения. В 1918 году, вместе с другими видными лидерами младотурок, он бежал в Германию. Немного позже он отправился в Афганистан, чтобы помочь в организации афганской армии в 1920 году. Его антисоветские взгляды привели к тому, что он был убит советскими агентами в Тифлисе в 1922 году.

 

Джемаль-паша:

 

Ahmed_Djemal_-_Project_Gutenberg_eText_1

 

Джемаль-паша и Энвер-паша в Иерусалиме, 1916 год:

 

75450424_2591042611127719_63375746710973

 

Джемаль-паша в Иерусалиме, 1917 год:

 

jemal-pasha-in-jerusalem-1917.jpg

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.09 2020

Младотурецкие герои контрпереворота 1909 года. «Герои свободы», свергнувшие султана Абдул-Гамида: В центре сидит командующий «Армии действия» Махмут Шевкет паша. Рядом Исмет Иненю, Хуссейн Хюсню, стоит (второй справа) Энвер паша. Исмет Инёню стал в период кемализма вторым главой Турецкой Республики.

 

93818840_221650135785235_911413729351705

 

Ещё один видный член Младотурецкого движения - Мустафа Кемаль, в будущем Ататурк (Ататюрк). Последний факт демонстрирует двоякость, поскольку принятая Мустафой Кемалем фамилия может переводиться, по желанию, и как "отец турок", и как отец тюрок. Последний факт подталкивает Турецкую кемалистскую республику к пантюркизму. А к панисламизму Турцию влекут её османские корни - поскольку Османская империя позиционировала себя Халифатом (всемирной империей ислама), и в ней всегда положение мусульман было избранным и привилегированным:

 

1402142552_ataturk.jpg

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.09 2020

Энциклопедия Папирос-Ларус-Британника. Мехмед Талаат-паша:

Мехмед Талаат-паша. Османский политик и лидер младотурок. Родился в Адрианополе в 1874 году, а умер в Берлине в 1921 году. Он был великим везирем в 1917 - 1918 годах, и был одним из лидеров турецких правительств с 1913 по 1918 год. Он был сыном низшего османского чиновника. Талаат был нанят телеграфной компанией в Адрианопполе, но в 1893 году он был арестован за свою революционную деятельность. Через 2 года он был освобождён,и назначен генеральным секретарём почтовых служб в Салониках. Там он развил серьёзную деятельность в рамках Младотурецкого движения. В 1908 году он был уволен со своей работы, как член Коммитета За Союз и Прогресс (КСП) - ядра революционного Младотурецкого движения. После Младотурецкой революции 1908 года, он стал представлять Адрианополь в турецком парламенте. В 1909 году он был назначен министром Внутренних Дел. Затем он возглавил министерство Почты.

 

В 1912 году Талаат-паша стал генеральным секретарём КСП. Перед началом Первой Мировой войны он поддерживал Антанту. Однако в 1914 году Османская империя вступила в войну на стороне Германии - как этого хотел турецкий Военный министр, Энвер-паша. В качестве министра Внутренних Дел, Талаат принял на себя ответственность за выселение армян из восточных провинций Османской империи - из тех мест, где могла расширять своё влияние Российская империя - в Сирию и Месопотамию. Некоторые историки считают его ответственным за то варварство, с которым была проведена эта операция, приведшая к гибели 600.000 армян. В 1917 году Талаат-паша стал великим везирем - должность, с которой он подал в отставку 14 октября 1918 года, незадолго до капитуляции Османской империи. В ноябре 1918 года он бежал, как и Энвер-паша и Джемаль-паша, в Германию. Там он был убит 3 года спустя.

 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.09 2020

Младотурецкой революции положил начало бунт в македонском городе Ресен турецкого майора Ахмеда Ниязи-бея, вспыхнувший 3 июля 1908 года. 6 июля к этому бунту примкнули части Энвер-паши. 23 июля 1908 года восставшие вошли в главные города Македонии - Салоники и Монастир (Битоль). А к 24 июля всё было кончено - султан принял ультиматум, и восстановил действие Конституции 1876 года:

 

200px-Ahmet_Njazi_Resnja.jpg

 

Resneli_Niyazi_Bey.jpg

 

Турецкая армия проходит парадом по центру Салоник, под Белой башней, 1908 год:

 

64dce483a2f72adaa64a5b03d83bf3da.jpg

 

Манифестация в Константинополе в июле 1908 года в поддержку Младотурецкой революции:

 

1.5712.000214.jpg

 

Демонстрация на площади Султан-Ахмед во время Младотурецкой революции:

 

1415058432_ottoman-empire-public-demo.pn

 

Демонстрация в Битоле (Монастир) в 1908 году в пользу восстановления в Османской империи действия Конституции 1976 года:

 

Greek_demonastration_Bitola_1908.JPG

 

Июль 1908 года, митинг в Константинополе в знак радости в связи с восстановлением действия Конституции:

 

220358570.jpg

 

Новое младотурецкое правительство, 1908 год:

 

12910-6-1ebe3c88030f87ff0f25c9f40994ce63

 

Греки в подчинённой Турции части земель поверили заверениям младотурок о том, что ущемления на этно-религиозной почве отныне прекратятся. Афиша того времени, наглядно демонстрирующая избыточный оптимизм. На картинке - младотурки расковывающие порабощённую женщину, олицетворение эллинизма (т. е. суммы греков). Снизу надпись на турецком (арабской вязью), греческом и французском "Да здравствует Конституция!" Сверху изображён ангел с лозунгом (на греческом языке) "Свобода, равенство, братство". Под афишей надпись на французском и на греческом - "Возрождение Османской империи":

 

regnum_picture_15726059792480832_normal.

 

bwzeweuimaaqzgt-large.jpg

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.09 2020

Территориальные потери Османской империи в 1878 - 1913 годах:

 

591b2c2b8a0834e9bb9ac99b9113afd7.jpg

 

Территориальные потери Османской империи в 1911 - 1914 годах:

 

2.png

 

Османская империя в 1914 году:

 

1914.gif

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.09 2020

31 марта 1909 года произошёл Младотурецкий контрпереворот. Освободительная армия идёт из Макри-кьой (Бакиркёй) на Константинополь:

 

Action_Army_marching_on_Makri_Keuy.jpg

 

Члены Младотурецкого контрпереворота:

 

Prisoners_of_the_31_March_Incident.jpg

 

Генералуссимус Младотурецкого контрпереворота, Махмуд Шефкет-паша:

 

220px-Shevket_Pasha.jpg

 

Окончательно низложенный в результате контрпереворота младотурок султан Абдул-Гамид:

 

220px-Sultan_Abdulhamid.jpg

 

Он же в молодости:

 

220px-Portrait_of_Abdul_Hamid_II_of_the_

 

Новым султаном стал Мехмед Пятый:

 

Mehmed_V_of_Ottoman_Empire.jpg

 

43a7cc57ad1818c6_original.jpg

 

Провозглашение Мехмеда Пятого турецким султаном. Ле Пети Журналь:

 

M512031_Mehmed-V-proclaimed-Sultan-of-th

 

Аданская резня мусульманами-турками христиан (гл. о. армян) в апреле 1909 года. Ле Пети Журналь. Адана - один из важнейших городов Киликии:

 

800px-Adana_massacre_in_Le_Petit_Journal

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.09 2020

Демонстрация перед Высокой Портой (Воротами Баб-и-Али), вызвавшая переворот 1913 года:

 

330px-1913_Ottoman_coup_d%27%C3%A9tat.pn

 

M527911_Demonstration-in-front-of-the-Su

 

Ле Пети Журналь. Государственный переворот младотурок в феврале 1913 года (по новому календарю - по старому это было 23 января) - убийство Энвером Назим-паши:

 

RO10052032.jpg

 

https://www.le-livre...ro10052032.html

 

То же самое, английский журнал "Сфера":

 

Dxlo7glX0AE08LK.jpg

 

Болгарская иллюстрация на ту же тему:

 

7.jpg?m=1511878934

Ответить

Фотография воевода воевода 01.10 2020

Ещё один видный член Младотурецкого движения - Мустафа Кемаль, в будущем Ататурк (Ататюрк). Последний факт демонстрирует двоякость, поскольку принятая Мустафой Кемалем фамилия может переводиться, по желанию, и как "отец турок", и как отец тюрок. Последний факт подталкивает Турецкую кемалистскую республику к пантюркизму. А к панисламизму Турцию влекут её османские корни - поскольку Османская империя позиционировала себя Халифатом (всемирной империей ислама), и в ней всегда положение мусульман было избранным и привилегированным:
 
1402142552_ataturk.jpg

А Кемаль то здесь при чём?
Ататюрк то в отличие от младотурок ратовал именно за национализм в рамках Турецкой республики в противовес пантюркизму.
И против панисламизма, и вообще за отделение церкви от государства, за светское государство.
То что сейчас делает Эрдоган - это против кемализма.
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 01.10 2020

А Кемаль то здесь при чём?

Он был младотурком. Я ясно вам это выше написал. Не поняли? Бывает...

 

 

Ататюрк то в отличие от младотурок ратовал именно за национализм в рамках Турецкой республики в противовес пантюркизму.

 

Как сказал Ататюрк, «придет время, когда все тюрки объединятся», — сказал Нурсултан Назарбаев на прошедшем в Стамбуле турецко-казахстанском бизнес-форуме. — Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем живут свыше 200 миллионов братьев. Если мы все объединимся, то станем очень эффективной силой в мире

 

Никто не защитил интересы Азербайджана как Ататурк - именно его усилиями Азербайджану были подарены Нагорный Карабах и Нахичевань, когда он принудил Советскую Россию признать эти земли за Азербайджаном. Это не проявление пантюркизма? То, что в момент политической слабости Турции после её распада после ПМВ Ататурк ВРЕМЕННО отказался от широких амбиций не говорит ровно ни о чём.

 

 

 

Кемаль, вопреки высказанному в статье Тарасова мнению, не перешел на почву пантюркизма. Он и не покидал ее с двадцатых годов. Видимо, сказалась старая связь с младотурецким движением, для которого пантюркизм был главной целью, а создание моноэтнической Турции – основной заботой. Еще до появления в Турции Троцкого Турецкая Республика предоставила убежище российским пантюркистам – участникам «белого движения», а упор на турецкий национализм стал программной установкой кемалистов.

 

https://noev-kovcheg...10-11/5060.html

 

Так что не надо ля-ля.

 

Но в том о чём я писал выше дело даже не в самом Ататурке, а в том, откуда и куда дует ветер. В настроениях общества, и в восприятии вещей.

 

Идеология кемализма свелась к одной из форм пантюркизма. Киреев, "История Турции. 20 век":

 

Когар особо подчёркивает, что не только «кемализм усвоил фор- мулировку национализма Гёкальпа», но в последние годы своей жизни и Зия Гёкальп «воспринял кемалистское положение о том, что ничего не следует ждать от всего того, что находится за пре- делами границ Турецкой республики. Идеи туранизма он пере- смотрел в рамках кемалистской революции и упорядочил их»33 .

 

Зия Гёкальп - идеолог пантюркизма (туранской теории), и в то же время идеолог турецкого национализма. Его положения были по сути восприняты кемализмом. И сам Зия Гёкальп воспринимался как более чем рукопожатная фигура:

 

В марте 1923 г. Гёкальп был приглашён в Анкару по иници- ативе Кемаля в министерство просвещения.

 

А между тем Зия Гёкальп, встав на сторону Кемаля (а не иттихата (Комитета Единения и Прогресса) - то есть остатков младотурок) по прежнему говорил о Туране (пантюркизме):

 

Во время подготовки выборов в ВНСТ иттихадисты пытались привлечь Гёкальпа на свою сторону, однако получили отказ, им было заявлено о вред- ности такой затеи. Так, провозгласив себя после революции 1908 г. активным сторонником партии Единение и Прогресс, уч- редив в Диярбакыре отделение этой партии, через полтора десят- ка лет Гёкальп разошелся с иттихадистами, но, судя по его опуб- ликованной в 1923 г. книге «Основы тюркизма», от идей тураниз- ма он не отказался, утверждая, что «далёкий идеал тюркизма - это Туран... понятие которого объединяет по языку, литературе, культуре огузов, татар, киргизов, узбеков, якутов». Это обстоя- тельство отмечают его биографы, туманно признавая (фактичес- ки солидаризируясь с Дж. Танйолом), что подобная формулировка реально учитывала и политическую обстановку того времени, и то, у кого была сосредоточена политическая сила, и ориентирова- лась на перемены).

 

Был ли Зия Гёкальп пантуркистом? ДАААА. Вот что пишет ЖЗЛ в книге о Ататурке об исконном, одном из самых базовых идеологических тезисов Гёкальпа:

 

Амбициозная идея
объединения всех тюрок от Балкан до «оазиса Шелкового пути
» заключена в знаменитом высказывании Зии Гёкалпа*:
«Родина турок — не Турция, и даже не Туркестан, а огромная
и бесконечная земля: Туран».

 

*Зия Гёкалп (1876—1924) — один из идеологов пантюркизма и панту-
ранизма; одним из первых выдвинул идею о предпочтительности национальных
ценностей перед религиозными; пытался обосновать необходимость
объединения под эгидой Турции всех тюркоязычных народов в
единое государство Туран. — Прим. пер.

 

Гёкальп - не только идеолог пантюркизма, но и идеолог турецкого национализма. Как раз в кемалистском его исповедании. Ага.

 

То-же самое в книге Александра Ушакова "Ататюрк. Особое предназначение", где о Гёкальпе говорится:

 

В опубликованном им стихотворении «Туран» он писал:
 
Родина для турок — это не Турция и неТуркестан,
Родина — это великая и вечная страна — Туран.
 
Иными словами, он проповедовал пантюркизм.

 

24 апреля 1920 года. Выступление Мустафы Кемаля на Народном Собрании. "Ататюрк. Особое предназначение":

 

Затем Кемаль выступил при закрытых дверях.
На этот раз он не стал тратить время на сообщение всем известных фактов и
ограничился перечислением основных принципов своего действия.
— Наша задача, — сказал он, — добиться освобождения народа внутри
национальных границ. Мы не хотели пантуранистской политики, чтобы не
столкнуться с внешними трудностями. Мы не защищали и панисламизм,
пугающий иностранцев. Но нам необходима моральная и материальная
поддержка мусульман. Впрочем, нас поддерживают исламские государства. У
большевиков свои идеи. Я не знаю их точно. Мы считаем, что справедливо
использовать любую поддержку при условии невмешательства в наши дела. Так
как Стамбул оккупирован англичанами, установление контактов с падишахом
ничего не дает…
 

О Кемале (мнение одного из турецких историков, Исмета Гиритли). Киреев, "История Турции. 20 век":

 

Проф. Исмет Гиритли считает, что Мустафа Кемаль «уберёг доставшийся от младотурок тюркизм-национализм от крайности панисламизма и пантуранизма, поэтому он сегодня именуется на- ционализмом Ататюрка»41 .

 

Если кто-то не понимает, то поясню: тюркизм - это ТО ЖЕ САМОЕ, что пантюркизм. То есть Кемаль пользовался умеренной формой пантюркизма, не вдаваясь в крайности пантуранизма. Википедия:

 

Пантюрки́зм или Тюрки́зм

 

https://ru.wikipedia...wiki/Пантюркизм

 

Причём кое-кто (ЖЗЛ, Ататюрк) пытается противопставить пантуранизм как более неприемлемую националистическую идеологию - пантюркизму:

 

Пантюркизм, то есть идея о создании
тюркской нации от Балкан до Маньчжурии, и пантуранизм,
как более извращенная идея

 

В чём пантуранизм более извращён чём пантюркизм - автор забыл пояснить.

 

Практически, туркам (Кемалю и кемалистам) очень тяжко давалось расставание с пантюркистскими идеалами - пусть даже временно. Хотя они и понимали, что другого выбора у Турции на тот момент не было, если она хотела выжить:

 

И всё же нет худа без добра. Вместе с договором с Москвой
турки навсегда потеряли не только Батум, но одновременно и
вирус пантюркизма, первый этап которого подразумевал контроль
над Кавказом. Это было трудным решением для Кемаля,
а Карабекир настолько медленно выводил свои войска с
армянской территории, что Москва даже начала обвинять его
в «двурушничестве».

 

Пантюркистские веяния имелись в Турции при Кемале и в дальнейшем:

 

На отдыхе
Кемаль создает в своей беседке в Ялова библиотеку из восьмисот
книг и посвящает свой отдых изучению турецкой расы. С
какой целью? Не собирается ли он следовать примеру Энвера и
проводить политику пантюркизма? Карта, изданная для молодежи,
уточняет, что турок насчитывается до пятидесяти миллионов,
если добавить к анатолийцам тех, кто проживает в СССР
и на Балканах. А министр иностранных дел Турции хвастается
тем, что «можно добраться от Анкары до Пекина, не прибегая
ни к какому другому языку, кроме турецкого».

 

"Ататюрк. Особое предназначение":

 

при
Кемале никто не мог вслух заговорить о Великом Туране.
Но по большому счету это было отнюдь не забвением самой идеи, а
требованием того сложного и жестокого времени.

 

И ещё немного из крылатых фраз Ататюрка:

 

Необходимо обеспечить будущее тюркизма и вместе с ним — всего
мусульманского мира…

 

Что такое тюркизм - уже было сказано выше...

 

 

 

И против панисламизма, и вообще за отделение церкви от государства, за светское государство.

Младотурки тоже были против панисламизма. С конца 19 века для турок (для прогрессивных течений, типа младотурок) становилось всё очевиднее, что другие мусульмане проживавшие в Османской империи (арабы, албанцы, боснийцы и пр.; курдов это коснулось ГОРАЗДО позже) наряду с турками - руководствуются в своём поведении не столько интересами Турецкого государства (Османской империи), сколько собственными нац. интересами. Потому что в это время начал проявляться их нац. сепаратизм. Понимая это, младотурки - и Кемаль в том числе - выдвигали лозунг турецкого национализма, как объединяющего Турцию как государства элемента. Для младотурок этот лозунг сводился к османизации неосманского населения (мирной или насильственной), а для Кемаля - то есть с падением Османской империи - к туркизации. Османизация (османизм) заменялась туркизацией. И это - ЕСТЕСТВЕННАЯ эволюция, которую прошли младотурки от первого десятилетия 20 века до прихода к власти кемалистов во-главе с Кемалем.

 

Аналогичные процессы происходили и в других странах. В России например идеологию православного единства начали подменять идеологией панславизма.

 

Сам Кемаль руководствовался ничем иным, как просто немного улучшенной версией младотурецкой идеологии, как она сформировалась в 1908 - 1911 годах. Турецкий национализм - это прямое следствие младотурецкого османизма. А Кемаль - дитя младотурецуих брожений. С 1919 года Кемаль стал сам рваться к власти, когда уже стало ясно, что млпдотурецкий триумвират - политический банкрот. Энвер больше не был ему препоной на пути. А поскольку Кемаль хотел построить верную лично себе вертикаль (он строил авторитарный режим, причём строил он его именно под себя), то он и начал противопоставлять себя единственной реальной оппозиции в стране - иттихадистам. То есть его по сути ничто от них не отличало - он сам был одним из них. Но ему была нужна удобная кричалка. Епе и Сталину в борьбе с Троцким, Каменевым, Бухариным и пр. Для этого - а не по какой-то иной причины - Ататурк начал подчёркивать как он недолюбливает младотурок, и что он никогда не был с ними умом, а лишь исходя из целесообразности и собственной выгоды. И ещё Кемаль наверняка понимал, что Турция была слишком слаба на тот момент, и поэтому он умерил также внешнеполитические амбиции - типа пантюркистских настроений. Это всё шло параллельно, и было очень удобно, чтобы выставлять младотурок в неприглядном свете. То есть это была не только внешняя политика, но и элемент внутриполитической борьбы против младотурецкой оппозиции. Понятно, что в этой борьбе Кемаль легко победил.

 

Младотурки манипулировали идеалами панисламизма также, как они манипулировали и идеалами братства и равенства народов, обещая национальным меньшинствам некие свободы, в период когда младотурки боролись за власть. А получив поддержку и прийдя к власти, младотурки НАПЛЕВАЛИ на свои обещания нац.меньшинствам. Не лучше был и Кемаль. Иногда говорят, что он на одном из застолий в Салониках сказал на речь германского посла, похвалившего Турцию за решительность действий в Албании, что сам Кемаль вовсе не гордится этими действиями, поскольку подавление нац. движений не красит Турцию. И что же? В дальнейшем сам Кемаль утопил в крови и греков, и армян. И что же получается - албанцев он жалеет, а греков и армян нет? Или всё гораздо проще - он лицемерит? По-моему, он именно лицемерит. Когда он говорил о правах албанцев - он исходил из своих тогдашних интересов. Как оппозиционер. А придя к власти, он поступал СОВСЕМ иначе. То есть СОВСЕМ. И к курдам - он относился ровно также. То есть на словах можно говорить что угодно - особенно политику. Оценку историки дают не пустопорожним словам, а настоящим мужским делам политиков. А с делами - и у младотурок, и у Кемаля швах. И те и те врали, чтобы дорваться до власти. А придя к власти - делали всё также, как делалось и до них. Также, и ещё хуже, чем было до них...

 

Вот тебе и весь Кемаль...

 

То что сейчас делает Эрдоган - это против кемализма.

ПРИ ЧЁМ тут Эрдоган, милейший? ПРИ ЧЁМ? Нас.рать на Эрдогана. Тема посвящена не ему. Эта тема - о событиях 1910-х и 1920-х, максимум до 1940-х годов.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 01.10 2020

Мустафа Кемаль (Ататурк) был по сути главным, кто осуществил контрпереворот 1909 года, вновь вернув власть младотуркам. Александр Ушаков "Ататюрк. Особое предназначение":

 

 

Печально складывались дела и во внешней политике.

После того как 5 октября Болгария объявила о своей полной независимости
от султанской власти, а на следующий день Австро-Венгрия аннексировала
Боснию и Герцеговину, за считанные месяцы империя потеряла больше, нежели
Абдул-Хамид за все время своего правления.
Что сразу же дало ему повод обвинить «Единение и прогресс» в
«оскорблении нации и религии».
Недовольные политикой младотурок все выше поднимали голову, и Абдул-
Хамид не сомневался в том, что он и на этот раз сумеет покончить с
ненавистной ему конституцией.
В ход снова пошла религиозная пропаганда, и в столице начались
бесконечные демонстрации учеников религиозных школ, требовавших
восстановления старых порядков.
Волновались и казармы, где реакционно настроенные офицеры подстрекали
солдат на выступления против новой власти.
Против иттихадистов выступили при негласной поддержке султана
влиятельные мусульманские фундаменталисты, требовавшие возврата к законам
шариата, сторонники партии Ахрар.
Как и всегда в подобных случаях, для решающего выступления нужен был
только хороший повод, и его, конечно, нашли.
На одном из собраний одетый в офицерскую форму неизвестный убил
близкого к клерикальным кругам журналиста Хасана Фетми-бея, и с быстротой
молнии по столице распространились слухи о том, что это дело рук младотурок.
В ночь с 12-го на 13 апреля солдаты Первой армии и многочисленные
горожане окружили парламент и потребовали немедленной отставки
правительства, восстановления шариата и власти султана.
Затем озверевшая толпа штурмом взяла здание парламента и убила двух
депутатов.
Общее число мятежников достигло 100 тысяч.
Началась расправа с приверженцами младотурок.
Русский посол в Стамбуле И.А.Зиновьев в одной из своих депеш сообщал,
что «движение вызвано было пропагандой низшего мусульманского
духовенства».
Великий везир Хусейн Хильми подал прошение об отставке, и с
несказанным удовольствием султан приказал новому правительству
удовлетворить требования «восставшего народа».
На великих радостях он закрыл глаза на начавшуюся в Стамбуле
вакханалию, и опьяненные победой мятежники с великим знанием дела грабили
столицу в течение целых двух дней.
Причем доставалось, как и всегда бывает в таких случаях, и правым и
виноватым!
И все же больше всех били, конечно, не успевших бежать в Салоники
младотурок.
Однако лидеры «Единения и прогресса» и не думали сдаваться на милость
победителей.
За ними стояла расквартированная в Македонии Третья армия, и именно в
эти дни Кемаль получил великолепную возможность проявить себя в полном
блеске.
Назначенный начальником штаба созданной при его самом активном
участии стотысячной «Армии действия», он двинулся в поход на мятежную
столицу.
Кемаль сам дал название своей армии.
— Я, — рассказывал он, — хотел найти название, которое не задевает
никого и с которым каждый может согласиться. Я выбрал слово «харекет»,
соответствующее французскому слову «движение», к тому же мы
действительно находились в движении…
Он очень надеялся отличиться в боях и занять достойное его дарованиям
место в политическом руководстве «Единения и прогресса».
19 апреля «Армия действия» вступила в пригороды Стамбула, и Кемаль от
имени командующего пообещал наказать всех «преступивших через
конституцию и позорящих всех честных офицеров Османской армии
мятежников» и простить раскаявшихся.
В почтовом отделении, откуда он давал свои телеграммы, он познакомился
с морским офицером Хусейном Рауфом, будущим командиром легендарного
крейсера «Хамидие» и его соратником в борьбе за Независимость.
А затем… командование «Армии действия» возглавили командующий
Третьей армией Махмут Шевкет-паша, примчавшийся на звук выстрелов из
Берлина Энвер и другой герой революции майор Ниязи.
Кемаль снова оказался на вторых ролях.
Впрочем, ему в любом случае ничего не светило, так как он умудрился
испортить отношения с командующим, и, как указывают некоторые документы,
он был снят с должности и отослан в Салоники еще до смены руководства
армией.
 
Характерно, что когда после ПМВ младотурки утратили власть, а триумвират бежал в Германию, то многие младотурецкие лидеры отказались слушаться нового правительства Турции. Не стал исключением и Кемаль. Кстати, именно Советская Россия имела в какой-то момент выбор, с кем она будет разговаривать в Турции - с другими лидерами младотурок, или с Кемалем. И ставка была сделана именно на Кемаля. Что это означало на практике? Это означало, что помощь и деньгами, и оружием - стал получать именно Кемаль. Понятно, что в таких условиях его конкуренты - ддругие младотурецкие лидеры - оказывались в заведомо проигрышном положении. Никакой возможности иметь аналогичный приток средств и помощи они не имели. Кроме того, и это тоже немаловажно, именно Советская Россия стала первой по сути страной, которая начала разговаривать с Кемалем. то есть де-факто, а по сути и де-юре, она признала его новым лидером Турции. Взамен, кемалиссты обильно кормили советскую сторону байками про "красную революционную Турцию".
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 01.10 2020

Мустафа Кемаль в дни своего бытия в рядах итихадистов (младотурок), т. е. CUP:

 

Kemal joined the CUP in February 1908 with membership number 322.3 This in fact means
that he was the 232nd person to join, as the CUP, to make itself look stronger and more
attractive to prospective members had decided to number new members joining after the
initial ten from 111 upwards.
By the time he joined, the CUP was already well established and had a clear leadership,
consisting of the founders of the Ottoman Freedom Society in Salonica (people like Talat,
Rahmi and Midhat Şükrü), some of the members of the Paris-based Committee of Progress
and Union with which the OFS had merged in September 1907 (people like Bahaettin Şakir
and Dr. Nazım) and the founders of the CUP branch in the most important military centre,
Monastır (Enver, Kazım Karabekir, Ali Fethi (Okyar). Kemal was not among the leading
strata of the society and this is something that probably rankled with him, as he may well have
seen himself as one the initiators of revolutionary activity in Macedonia.
 
...
 
From September 1907 until June
1908 he served on the staff of the Third Army in Salonica. In early July 1908 he was
appointed inspector of the railway line between Salonica and Skopje, a position that gave him
mobility and allowed him to fulfil a role in the internal communications of the CUP. This
proved important when shortly after Enver took to the hills and started the constitutional
revolution in the Tikveş area and Kemal was used as the messenger , who brought him both
arms and a document from the Central Committee, appointing him “General Inspector of the
Internal Organisation and Executive Forces in Rumeli”.4
During the revolutionary days of July 1908 Mustafa Kemal did not come to the fore as one
of the leading representatives of the committee. He was not one of the “Heroes of Freedom”
whose image was reproduced in journals and on picture postcards. On the other hand, he
clearly was closer to the centre of power than most ordinary members of the CUP (and there
were about 2000 of them in July 1908). This was due not so much to his own position or
activities, but to his friendship with fellow officers Ahmet Cemal (the later Cemal Pasha),
Ömer Naci and Ali Fethi (Okyar), who were at the centre of things.
Several sources suggest that Mustafa Kemal was one of the members of the CUP, who,
after the revolution, pleaded for a complete disengagement of the army from politics and he 
seems to have made enemies by his insistence on this point at the first post-revolutionary
congress of the CUP.5 Soon after, in September 1908, he was sent by the Committee to
Tripolitania on a mission to explain the revolution to its inhabitants and build support for the
CUP. Mustafa Kemal claimed that the Unionist leaders intended this mission to be a kind of
exile, but this seems unlikely. In the first place it was a short mission so if the intention as to
remove Mustafa Kemal from either Salonica or the capital, it was not very effective and in the
second place the mission was not unimportant. Tripolitania was the empire’s last African
possession and it was well known that Italy had designs on the province. Had the deeply
religious Arab population of the province rejected the Young Turks or openly rebelled against
the new regime, that would have created a serious embarrassment and might have led to the
loss of the province. At the same time, it must be said that, while Mustafa Kemal was thus
given an important political assignment, the plum jobs went to others: Ali Fuat [Cebesoy] was
appointed military attaché in Rome, Ali Fethi in Paris, Hafız Hakkı in Vienna and Enver in
Berlin.
After his return from Tripolitania, Mustafa Kemal was appointed chief of staff of the 11th
Reserve Division in Salonica. When the counterrevolution broke out in Istanbul in April 1909,
the CUP gained the support of General Mahmut Şevket Pasha, the commander of the Third
Army and inspector of the European Armies, who had his headquarters in Salonica. He
ordered the 11th Reserve Division to advance by rail to the Çatalca lines thirty miles west of
Istanbul as part of what was called (possibly on the suggestion of Mustafa Kemal)6 the
“Action Army” (Hareket Ordusu). So, in the first phase of the operations against the
insurgency Mustafa Kemal played quite an important role, but his position was not that of
commander or chief of staff of the whole Action Army, nor did he command the 11th Reserve
Division. When the army had achieved its first objectives, Mahmut Şevket Pasha himself
came over to take up the command for the march into the city. He brought with him his own
staff including Ali Fethi, Enver and Hafız Hakkı, who had been recalled from their diplomatic
postings for the purpose. Mustafa Kemal, the same age but junior in rank and with less
political clout, was expected to serve under them in the divisional staff. Again we see the
same pattern: Mustafa Kemal was a prominent Unionist officer, who was trusted with a key
position during the life and death struggle of the CUP with its opponents, but he was
definitely second rank when compared to figures like Enver, Cemal, Hafız Hakkı or Fethi.
After the suppression of the counterrevolution Mustafa Kemal served in an officer training
unit in Salonica and then on the staff of the Third Army. In 1910, as an adjutant-major he
temporarily commanded the 38th Regiment in Salonica because of illness of the commanding
officer and in 1911 he served on the staff of Mahmut Şevket Pasha during the suppression of
the Albanian rebellion of that year. In September 1911 he was appointed to the general staff in
Istanbul, but he never took up his post as he left for Tripolitania once more on 11 October.
The Italians had invaded Tripolitania on the flimsiest of pretexts and occupied the coastal
areas. Their naval superiority made it impossible for the Ottoman government to send an
expeditionary force, but a number of Unionist officers decided to go to the province to
organize resistance from the desert. Some, like Fethi, went by way of France and Tunisia, but
most went through Egypt, disguised as civilians. Mustafa Kemal travelled with his old friend
Ömer Naci and two Unionist Fedais, Yakup Cemil and Sapancalı Hakkı. In Egypt he fell ill,
but having recovered he joined another old friend (and distant family member) Nuri Conker
and crossed the border into Tripolitania. Between December 1911 and October 1912 he
fought with distinction in the guerrilla war against the Italians. His headquarters were
opposite Derne in Cyrneaica and he served under Enver , who had overall command of the
operations in North Africa and whose headquarters were nearby. Although they seem to have
worked well together professionally, relations between the two men seem to have soured
during their months in the desert. By the time they got back to Istanbul the problems between
them seem to have been well known within army circles.7
Many of the volunteers who fought in North Africa belonged to the fedai (“self sacrificing
volunteer”) wing of the CUP. They were mostly lower ranking officers, who were used in the
most dangerous missions. In 1914 the volunteers would be reorganised by Enver into the “
Special organisation” (Teşkilat-i Mahsusa), but Mustafa Kemal seems to have been quite
close to a number of them as well. We already noted that he travelled to Egypt in the company
of two notorious fedais and in Tripolitania he fought side by side with Ali [Çetinkaya], the
man who would later become a close collaborator and notorious as president of the
independence tribunal of 1926. Some of Mustafa Kemal’s close friends, like Nuri [Conker]
and Hüsrev Sami [Kızıldoğan] and his long serving adjutant Cevat Abbas [Gürer] were all
“volunteers.”

 

 
 
То есть Кемаль Ататурк (в своих мемуарах, написанных в 1920-е годы, уже будучи у власти, при оппозиции в виде многих бывших членов Младотурецкого движения - как и он сам) сам создал вокруг себя миф о том, будто бы он был изгоем среди младотурок, что его там кто-то преследовал, что его подвергали негласным ссылкам (типа в Триполитанию в 1908 году) и пр. Никаких нейтральных данных, подтверждающих подобного рода разногласия Кемаля с младотурками - больше нет. То есть это его собственные слова, написанные тогда, когда ему нужно было отделаться от младотурок и от собственного младотурецкого прошлого. Также, сам Мустафа Кемаль в 1911 году принимал активное участие в подавлении албанского мятежа как штабник Шевкет-паши (то есть занимался "ничегонеделаньем"). С декабря 1911 по октябрь 1912 года он поехал добровольцем через Египет в Ливию, где (как и многие другие младотурецкие добровольцы) принял участие в войне против итальянской интервенции. Среди других видных младотурок среди добровольцев в Ливийской войне был например федаин (это крыло своего рода "камикадзе" в Младотурецком движении) Али Четинкайя - впоследствии он был верным соратником Кемаля в Кемалистском движении. Были среди добровольцев-младотурок и многие другие будущие кемалисты.

 

The Ottoman officers were still in North Africa, organizing the anti-Italian resistance, when
the Balkan War broke out in October 1912. When the news of the war reached Tripolitania, it
was first decided that Enver would return to Istanbul and that Mustafa Kemal would take
over, but when the extent of the disaster that had befallen the Ottoman arms became clear,
most of the officers decided to return and they left Enver’ s younger brother Nuri [Kıllıgil] in
charge of the guerrilla war. By the time they arrived back in the capital, the Bulgarians had
occupied Thrace and the Ottoman armies held the Çatalca line to the west of Istanbul, the
encircled fortress city of Edirne and the Gallipoli peninsula. Enver was appointed chief of
staff of the Tenth Army Corps, the strategic reserve with divisions in Istanbul, Izmit and
Bandırma. Fethi was made chief of staff of the Bolayır Army Corps that defended the
Gallipoli peninsula, while his friend Mustafa Kemal served under him as the head of
operations on the army corps staff.
Militarily the situation was deadlocked and in December an armistice was concluded. When
the negotiations broke down, the great powers, on the initiative of Great Britain
communicated an ultimatum to the Porte on 17 January, in which the Ottoman Empire was
asked to acquiesce in a new border along a line running from Enez on the Aegean to Midye
on the Black Sea coast. This implied the loss of the old capital city of Edirne, a town that was
still in Ottoman hands. When signs began to emerge that Kamil Pasha’s government might
accede to the demands, the CUP leaders, who had been exposed to persecution by Kamil and
his cabinet for months, decided to act. On 23 January they executed a coup d’état and took
over power. The decision for the coup was taken in a small inner circle of Unionists. Some
leading Unionist officers in the field, like Enver and Fethi had been consulted beforehand and
as Fethi opposed the plan, he was left out of the final preparations. Enver, on the other hand,
personally led the coup.
The weakness of the army left the new government just as powerless to regain the lost
territories as the old one had been. In order to satisfy the demands for offensive action, the
chief of the general staff İzzet Pasha now decided to execute a plan prepared by the staff for
an amphibious operation against the Bulgarian troops opposite the Gallipoli pensinsula. The
plan envisaged a combined operation of the Bolayır Corps and the reserve, the Tenth Corps.
The Bolayır Corps (commanded by Fahri Pasha with Fethi and Mustafa Kemal on his staff)
would engage the Bulgarians in front of Bolayır, while units from the Tenth Corps,
commanded by Hurşit Pasha with Enver as chief of staff, would simultaneously land in the
rear of the Bulgarian army facing the Gallipoli peninsula at Şarköy and İnce Burun. The
operation was planned in detail and extensively rehearsed in January. After a week’ s delay
due to storm it was executed in the second week of February, but it ended in disaster. The
Bolayır Corps attacked the Bulgarians at the agreed time without checking whether the Tenth
Corps had actually arrived and the Tenth Corps was half a day late in landing due to the late
arrival of the Ottoman battleships that were to provide covering fire. In the end, the landings
went relatively well and the Ottomans established a beach head west of Şarköy, but by that
time the Bolayır Corps had been mauled by the Bulgarians, losing half its strength in
casualties. This put an end to any idea of catching the Bulgarians in a pincer movement and
after three days the expeditionary force was recalled. Amazingly, and thanks to Enver’s staff
work, it escaped almost unscathed. After re-embarking, the Tenth Corps was ordered to
Gallipoli to strengthen the now depleted forces on the peninsula.8
Now an acrimonious debate started between Gallipoli and Bolayır. Both army corps
commanders and their staff officers entered the blame game with gusto. When Hurşit Pasha
was appointed commander of the whole Dardanelles force, Fahri Pasha, Fethi and Mustafa
Kemal all handed in their resignations to the vice-commander in chief (İzzet Pasha), who in
turn notified the Grand Vizier on 20 February. Mahmut Şevket Pasha decided that the
situation was so serious that he needed to go to Gallipoli in person to settle the affair. On 21
February he heard all parties and then relieved Fahri Pasha, who seemed to be the most
quarrelsome and who was responsible for the fiasco at Bolayır, of his command. He intended
to take Enver with him to serve as head of operations on the general staff in Istanbul, but the
chief of that staff, İzzet Pasha now intervened and asked the Grand Vizier to discuss the
matter with him before taking such a step. The reason was that İzzet had by now received
letters of resignation, written on the 19th (before Mahmut Şevket’s visit to Gallipoli), from
Fethi and Mustafa Kemal and a memorandum in which they demanded a resumption of the
offensive against the Bulgarians in order to save Edirne. İzzet submitted both to Mahmut
Şevket.9
The existence of this memorandum has been known to modern historians since 1968 when
Mithat Sertoğlu found it among the papers of Mahmut Şevket Pasha and published it,10 but
neither he nor later Turkish authors seem to see its true significance. Sertoğlu does not link it
to the controversy following the failed Şarköy operation, but simply interprets is as an
exhortation to liberate Edirne. Later Münir Aktepe in the Nineteen Seventies and Naim Tufan
in the Nineties have interpreted the memorandum as a plan of action for the amphibious
operation of 8-10 February, in other words: as a text written before that date.11 This
interpretation has to be rejected, however. The document is dated 4-5 February (Şubat) 1328
according to the old (Rumi) calender, which means it was written on 18-19 February 1913
according to the Gregorian calendar, i.e. after the Şarköy action. The amphibious operation
anyway had been planned and prepared from early January onwards. Tufan’s assertion that
the Fethi and Mustafa Kemal wrote “4-5 Şubat 1328” by mistake and really meant “4-5 Şubat
1913” is not substantiated and extremely unlikely for Ottoman officers of the time. In addition
the memorandum recommends the immediate transfer of the troops “that are in Gallipoli
harbour” to the Çatalca front and those troops (the Tenth Army Corps) only arrived there after
the Şarköy expedition. In the end this recommendiation was followed and the whole Tenth
Corps with Fahri Pasha and Enver was shipped to the Çatalca front. Fethi and Mustafa Kemal
were persuaded – either by the Grand Vizier or by Talât, who also got himself involved, to
remain in their posts in Bolayır.

 

 

 

Что всё сказанное значит? Очень просто. Цитируемый автор не акцентирует на этом. То есть он не говорит, поддержал ли Мустафа Кемаль переворот совершённый Энвером и младотурками 23 января 1913 года. Но зато цитируемый автор наглядно демонстрирует, что Кемаль был НА СТОРОНЕ ПАРТИИ ВОЙНЫ. Они настаивал на необходимости защищать Адрианополь. А стало быть... А стало быть - Кемаль ПОЛНОСТЬЮ подеерживал младотурецкий переворот Энвера-паши 23 января 1913 года. Потому что Энвер-паша совершил этот переворот именно под предлогом гиперпатриотических чувств, и поскольку он отказывался от самой вероятности капитуляции Турции - то есть ровно то, из-за чего и Мустафа Кемаль подавал в отставку, чтобы надавить на турецкие власти.

 

А стало быть - Кемаль и в этом случае был самым отпетым младотурком.

 

Также не лишним будет указать и на то, что Мустафа Кемаль был одним из лиц, которые несли некоторую ответственность за катастрофу, которая постигла турецкую армию при Болайире, поскольку там имела место плохая планировка и неотлаженность военного сотрудничества.

 

 

The events of February, described in such detail here (and in much more detail by Aktepe

and Tufan), deserve our attention for two reasons. In the first place, it illustrates the extent to
which discipline within the officer corps of the Ottoman army had broken down under the
impact of politicization (a point also emphasized by Tufan). A row between three young
officers, two of them lieutenant-colonels and one a major, was solved not by disciplinary
measures but through the direct involvement of the chief of the general staff and the grand
vizier. Instead of coming in for a punitive posting to Basra or the Yemen, Fethi and Mustafa
Kemal, who had been partly responsible for a disastrous defeat, handed in their resignation
and written a memorandum in which they made demands in a peremptory tone for a different
strategy, were persuaded to remain in their posts.
The second point, and the one directly relevant to the subject of this paper, is that it allows
us to place Mustafa Kemal within the CUP.

 

Вот именно. Мустафа Кемаль в это время оставался иттихадистом. Причём самым ярым и отпетым. И это 1913 год - 5 лет после Конституционного переворота младотурок в 1908 году.

 

During the whole episode he emphatically sided
with his friend Fethi against Enver, with whom he seems to have been on bad terms since
their time in North Africa. The documentation makes it very clear, however, that the row was
considered by all concerned to be one between Fethi and Enver, with Mustafa Kemal very
much in a supporting role. That figures: Fethi was higher in rank than Mustafa Kemal and
equal in rank to Enver. They were both army corps chiefs of staff and lieutenant-colonels.
Mustafa Kemal was a major in charge of a section of the staff. Fethi and Enver were both
important military members of the CUP inner circle, so much so that Fethi had been consulted
during the planning stage of the coup d’etat in January. Mustafa Kemal was close to, but not
in the inner circle. While they resigned together and wrote their memorandum together, it was
Fethi, who, a year later, was to publish a booklet (that seems to have escaped the attention of
historians so far), called Bolayır Muharebesinde Adem-Muvaffakiyetin Esbabı. “Askeri
Mağlubiyetlerimizin Esbabı” Muharririne Cevap. (The Reasons for the Lack of Success in
the Battle of Bolayır. An Answer to the author of “The Reasons for our Military Defeats”). In
the booklet he defends himself against the accusation that it was the staff of the Bolayır Corps
that had ruined the operation by going on the attack without waiting for the Tenth Corps in
order to claim the honour of defeating the Bulgarians.12
 
Clearly, the events of February 1913 mark the breakdown of relations between Fethi and
Mustafa Kemal and Enver, which was unfortunate for the former as in the next months Enver
was to emerge as the undoubted leader of the military within the CUP.

 

 
 
В это время Мустафа Кемаль (в звании майора) поддерживал в Младотурецком движении Фетхи, а не Энвера. Автор приходит к выводу, что судя по всему на момент переворота, Энвер и Фетхи - оба командиры армейских корпусов, и оба в чине подполковника армии - были в Младотурецком движении на одинаковом месте, среди лидеров. Тем не менее, решительные действия Энвера - именно он совершил террористическое нападение на Назим-пашу, и физически устранил его - сделали неоспоримым лидером младотурок именно его. А с Энвером у Кемаля отношения складывались плохо, судя по всему, ещё с 1908 года. Но абсолютно точно - во время Ливийской войны у них был разлад (в это время Мустафа Кемаль был подчинённым Энвера).
 
In June the Bulgarians
attacked their former allies Greece and Serbia and the Ottomans decided to make use of the
opportunity to liberate Edirne. By joining the advance cavalry that was nearing the city
unopposed, Enver managed to position himself as the liberator of Edirne. Mustafa Kemal was
engaged in a sideshow, commanding the troops that broke out of Bolayır to conquer the port
of Dedeağaç.

 

Дедеагач (ныне Александрополь) был занят греческой армией с 28 июня по 28 июля 1913 года, после чего по Бухарестскому миру он отошёл опять к Болгарии. Турция тоже признала Дедеагач болгарским. То есть ничего Кемаль не сделал с Дедеагачем - Турции он его не вернул.

 

 

On 4 January 1914, Enver was appointed minister of war. Fethi drew his

conclusions. Rather than serve under Enver he left the army. He was offered the post of
secretary-general of the CUP, but instead opted for the post of ambassador to Sofia. Mustafa
Kemal was clearly under a cloud as well because of his support for Fethi and he was
persuaded by the latter and by Ahmet Cemal to join him in Sofia as military attaché.
Mustafa Kemal stayed in Sofia until after the entry of the Ottoman Empire in the World
War in November 1914.

 

После ошеломительного успеха Энвера, Мустафе Кемалю пришлось уехать в "добровольную ссылку" в Софию - куда столько добровольным изгнанником отправился и его покровитель Фетхи, выпросивший себе там пост посла Турции в Болгарии (Фетхи после захвата власти Энвером подал из армии в отставку).

 

The military career of Mustafa Kemal in World War I is covered in detail in the major
biographies. He played an important role , first as commander of the Arıburnu section and
then of the whole Anafartalar front during the Dardanelles campaign in 1915. His success as a
front line commander under Esat Pasha and General Otto Liman von Sanders was known
within the army. The journal Harb Mecmuası (War Journal) honoured him with a full-length
photograph, but he was not known to the wider public. The Dardanelles campaign in 1915
gave him a reputation in the army as a very able commander, but also as a hypersensitive and
quarrelsome colleague. He had constant problems with the German officers, with Enver and
ultimately also with Liman. Again he had to be dissuaded from resigning. The pattern
remained the same throughout the war. Mustafa Kemal served with distinction as commander
of the Sixteenth Army Corps in Eastern Anatolia in 1916 and then as commander of the
Seventh Army in Palestine in 1917 under von Falkenhayn and again in 1918 under Liman von
Sanders. After the Ottoman retreat from Syria and the armistice of Moudros, he succeeded
Liman as commander of the remnants of the Syrian armies. All this time he was involved in
activities that at the very least undermined military discipline and which can often also be
called political.
The trouble started when he left the Anafartalar front on “sick leave” and returned to
Istanbul in November 1915. He approached a cabinet minister, Ahmet Nesimi, to voice his
criticism of the military situation and in particular of the German role. The minister
apparently simply told him to address his complaints to the general staff. He also reported the
conversation in a meeting of the cabinet.13 In 1916, wile serving on the eastern front Mustafa
Kemal circulated a cipher telegram to the other commanders in the East, again criticizing the
conduct of the war and asking them to take concerted action. Vehip Pasha, the commander of
the second army and a man who was close to Enver, intercepted the cable and notified Enver
Pasha in Istanbul. Enver reacted by offering Mustafa Kemal a choice: either to refrain from
further political activity or to resign from the army and to enter politics officially. In case he
chose the latter alternative, Enver was prepared to offer him a seat in parliament. It was a
clever way of turning the tables on Kemal, who had so forcefully advocated a separation
between army and politics back in 1908.
The same year Kemal’s name came up in connection with the attempted coup d’etat of
Unionist fedai Yakup Cemil.14 After his arrest, the latter told his interrogators that he had
wanted to replace Enver with Mustafa Kemal. There is no further indication of any
involvement on Mustafa Kemal’s part, but one of the other conspirators, a Dr. Hilmi, who was
also arrested and interrogated, sought refuge with Mustafa Kemal at his headquarters in
Silvan, north of Diyarbakır. Mustafa Kemal gave him a position on his staff and thus granted
him protection.15

 

 

 

То есть в ходе ПМВ Мустафа Кемаль, несмотря на его очевидные позитивные качества как военного и на его успехи, был очень сложной натурой, трудно находившей общий язык с другими - которых подвергал критике (включая Энвера и немецких консультантов). Кроме того, Мустафа Кемаль сам разрушал дисциплину в армии критикой турецких властей, и он будучи военным пытался манипулировать политическими методами - что шло в явное противоречие с его давним тезисом, что армия не должна вмешиваться в политику.

 

https://www.academia...as_a_Young_Turk

 

То есть примерно понятно, каким образом эволюционировал Мустафа Кемаль. Он был убеждённым младотурком - в этом никаких сомнений быть не может. А в дальнейшем, он стал лезть в политику - а борьба за власть это такая штука, где сталкиваются сильные личности. Мустафа Кемаль был сильной личностью, и Энвер-паша тоже. И это сделало Кемаля врагом Энвера. Вот и все расхождения между Кемалем и младотурками.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 01.10 2020

Мустафа Кемаль с друзьями, Дамаск, июнь 1907 года:

 

800px-Kurmay_Y%C3%BCzba%C5%9F%C4%B1_Must

 

Мустафа Кемаль в "ливийской ссылке", 1908 год:

 

7d61a3cf8321dd0807c08b3a4e27840c.jpg

 

Мустафа Кемаль, 1909 год, Салоники:

 

Mustafa_Kemal%2C_Selanik%2C_1909.png

 

Мустафа Кемаль, 1909 год, Константинополь:

 

Mustafa_Kemal_in_Istanbul%2C_1909.jpg

 

Мустафа Кемаль, 1910 год:

 

eef2e76cc12dba4362600e51e9fc9e0c.jpg

 

Мустафа Кемаль, 1910 год, учения в Пикардии:

 

800px-Mustafa_Kemal%2C_Picardie_Manevral

 

Мустафа Кемаль в 1912 году, в ходе Ливийской войны, в Дерне:

 

Mustafa_Kemal_in_Derna%2C_1912.jpg

 

hi709elfkuwx.jpg

 

Мустафа Кемаль на Ливийской войне, 1912 год:

 

mka18-Mustafa-Kemal-Ataturk-Trablusgarp-

 

1570470407_ataturk.jpg

 

Мустафа Кемаль в ходе Балканских войн, 1913 год:

 

1577121408_ataturk.jpg

 

https://isteataturk....nlerinde-1913/1

 

Мустафа Кемаль позирует в одеждах янычара во время Балканских войн, в 1913 году:

 

Ataturk_Janissary.jpg

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 02.10 2020

Придя к власти, младотурки осознали, что наряду с христианскими народами из Османской империи в это время уже активно стремились выйти и арабы с албанцами. Для того чтобы преодолеть этот факт, они попытались использовать для идеологической борьбы против арабского (и албанского) сепаратизма использовать элемент мусульманского единства - панисламизм. Понятно, что сами младотурки осознавали слабость этой идеологии с каждым днём всё больше - поскольку арабский сепаратизм не ослабевал, а с течением времени только креп. Тем не менее, ничего иного, на уровне идеологии, младотурки предложить не могли. ЖЗЛ, "Кемаль Ататюрк":

 

Панисламизм исчез вместе с Абдул-Хамидом. Паносманизм,
возникший вслед за ним, просуществовал недолго. Прекрасные
декларации парижского заседания 1902 года рухнули перед
ростом национализма. Македонцы, армяне, греки, арабы,
турки — никто больше не верил в существование Османских
соединенных штатов... о чем мечтали в дни революции 1908 года.
Накануне 1914 года комитет «Единение и прогресс» решил
запретить нетурецким нациям право на создание националистических
организаций. Пантюркизм, то есть идея о создании
тюркской нации от Балкан до Маньчжурии, и пантуранизм,
как более извращенная идея, стали официальной политикой
Стамбула.Лидеры «Единения и прогресса» в отличие от своих
предшественников, игнорировавших национализм и его силу,
решили взять реванш и создать новую Турецкую империю.

 

 

Иттихадисты были до мозга костей турецкими националистами. Панисламизм ими использовался только в качестве кричалки для тех инородных мусульман, которые ещё могли на подобное "клевать".

 

Немногим более того "парился" панисламизмом впоследствии Кемаль, уже после своего прихода к власти.

 

В 1919 и в 1920 году Кемаль действует как пылкий панисламист. Его цель - удержать ускользающие нетурецконаселённые, но мусульманские земли:

 

 

Впрочем, судьбой султана-халифа, уготованной ему союзниками,

озабочены также в Северной Африке, Сирии, Египте
и Ираке, и не меньше, чем в Индии. Эта преданность халифу
явилась для Кемаля важным козырем. Публично его соратники
используют фактор верности халифу очень осторожно. Но
можно ли вообразить, чтобы Кемаль не оценил его и не стал
им умело пользоваться? Кстати, англичане и французы убеждены
в этом. Когда Кемаль протестует против оккупации Киликии
и Измира, он косвенно угрожает союзникам губительными
последствиями для «двух великих континентов». «Это
явный намек на панисламистское движение, которое Кемаль
и его сторонники угрожают спровоцировать в Азии и Африке
», — отмечает Дефранс. Другие доказательства? По меньшей
мере, трижды в ноябре 1919-го и марте 1920 года французы
и англичане перехватывают корреспонденцию в духе
воинствующего ислама. В письме, адресованном влиятельному
чиновнику в регионе Алеппо, Кемаль сообщает: «Я переписывался
с командующим арабской армией и, если позволит
Всевышний, вскоре отправлюсь к моим братьям-сирийцам».
Он подписывается как «командующий войсками, защищающими
мусульманскую религию». Другое письмо — страстный
призыв к священной войне и к «Священному союзу всех мусульман
» — распространяется в Палестине; он подписывается
как «представитель Великого воина за веру Кемаль-паша» и
призывает мусульман создавать национальные партии, чтобы
лучше подготовиться к восстанию.

 

В конце 1921 года он всё ещё говорит с позиций панисламизма:

 

1 декабря наступление наконец началось; оно длится три
часа и сметает всё на своем пути. Кемалистская волна уносит
Авни и его приспешников, лихорадочно пытающихся сопротивляться.
«Товарищи, правительство Национального собрания
существует, оно законно. Это знает вся нация, а также
весь мир!» «Товарищи» слушают, очарованные этим искусным
оратором, наделенным богатым воображением, временами
резким, провоцирующим: «Правительство Великого нацио
социалистическое?
Нет, наше правительство ни демократическое,
ни социалистическое. Оно не похоже ни на одно из правительств,
описанных в книгах. Это правительство национального
суверенитета, национальной воли! Если следовало бы
дать определение нашему правительству на основе социологических
и научных критериев, можно было бы сказать, что
это правительство народа. <...> Панисламизм, вот о чем я думаю.
Наш народ и правительство, его представляющее, мы хотим,
чтобы все наши единоверцы на всей планете были счастливы

 

 

 

Понятно, что все эти вещи говорились и делались исходя в первую очередь из текущей конъюнктуры. Но время шло, и становилось всё более понятно, что мир ислама вовсе не жаждет видеть Турцию своим лидером - чего хотелось турецким панисламистам. Мусульмане не-тюрки не хотели входить в империю ислама во-главе с турками. По этой причине ни младотурки, ни Кемаль на самом деле так и не начали поднимать на полном серьёзе повестки панисламизма. Они всё отлично поняли: панисламизм Турции пришлось бы тянуть на собственных плечах, и при этом - вопреки желаниям остальных мусульман, вовсе не горевших желанием покориться Турции. Понимая это, и понимая энергозатратность этого явления, Турция ПО СУТИ (по содержанию, а не по форме) отвернулась от панисламизма. И при младотурках, и при Кемале Ататурке.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 09.10 2020

МЛАДОТУ́РКИ (тур. Jön türkler, от франц. Jeunes Turcs), европ. название буржуазно-националистич., конституционалистского движения в Османской империи в кон. 19 – нач. 20 вв. Движение М. зародилось в 1889. Оно опиралось на либерально настроенных курсантов высших воен. учебных заведений, младших офицеров, чиновничество (включая небольшую часть высшей бюрократии) и интеллигенцию. До 1906 проходило становление движения под рук. Ахмеда Риза-бея, Мурад-бея «Мизанджи» и принца Мехмеда Сабахеддина. К этому времени относится появление первых тайных отделений к-та «Единение и прогресс» и программных публикаций М., а также формирование осн. политич. направлений в их среде – «сторонников вмешательства» иностр. держав во внутр. дела Османской империи, объединившихся в Об-во прогресса и единения, и «сторонников невмешательства», создавших Об-во личной инициативы и децентрализации. М. провозглашали своей целью свержение абсолютистского режима султана Абдул-Хамида II, созыв многонационального парламента, возврат к конституции 1876 и проведение в Османской империи либеральных реформ. На территории Османской империи М. пропагандировали свои взгляды с помощью листовок (первая опубликована в 1894). За границей, гл. обр. во Франции, издавались младотурецкие газеты «Мешверет», «Мизан», «Османлы», а также брошюры, которые распространялись в среде тур. эмиграции и тайно переправлялись в Османскую империю. Первым программным документом М. можно считать «Программу молодой Турции», которая опубликована в 1897 на страницах газ. «Мешверет». Под рук. Ниязи-бея и Назым-бея М. осуществили Младотурецкую революцию 1908, в результате которой пришли к власти и реализовали часть своих политич. требований. После проведения парламентских выборов (1908) и свержения султана (1909) М. восстановили деятельность политич. партий (с этого времени «Единение и прогресс» действовал как политич. партия «К-т единения и прогресса»), предприняли попытку модернизации гос. аппарата, армии, системы просвещения и судопроизводства. Однако малая эффективность преобразований и неспособность М. обеспечить самостоят. внешнеполитич. курс государства привели к падению их авторитета и врем. победе в 1912 оппозиц. партии «Свобода и согласие». Стремясь восстановить свои политич. позиции, в янв. 1913 группа офицеров-младотурок совершила гос. переворот, в результате чего в стране установилась младотурецкая диктатура под рук. триумвирата Энвер-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши. После переворота парт. структуры М. почти полностью слились с государственными.

 

 

Лит.: Петросян Ю. А. Младотурецкое движение. М., 1971; Hanioğlu Ş. M. The Young Turks in opposition. N. Y.; Oxf., 1995. См. также лит. при ст. Младотурецкая революция 1908.

 

Сотниченко А.А. Младотурки // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2220073

Ответить

Фотография Стефан Стефан 09.10 2020

«ЕДИНЕ́НИЕ И ПРОГРЕ́СС» («Иттихад ве теракки»), политич. организация в Турции в 1880-х – 1920-х гг. Основана в 1889 в форме тайного комитета с целью борьбы против деспотич. режима Абдул-Хамида II и установления конституц. строя. В Европе её участники именовались младотурками. В результате Младотурецкой революции 1908 и свержения Абдул-Хамида II (апр. 1909) «Е. и п.» пришла к власти и позднее действовала как политич. партия – к-т «Е. и п.». К-т «Е. и п.» предпринял попытку модернизации гос. аппарата, армии, системы просвещения и судопроизводства, но малая эффективность преобразований и неспособность его лидеров обеспечить проведение Османской империей самостоят. внешнеполитич. курса привели к падению авторитета партии и к врем. победе в 1912 её политич. противников – партии «Свобода и согласие». В янв. 1913 к-т «Е. и п.» вернулся к власти в результате воен. переворота. Его лидеры (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша) установили в стране диктаторский режим. В целях подрыва позиций нетурецкого капитала правительство, возглавляемое к-том «Е. и п.», проводило политику массовых репрессий против греков, армян, арабов и др. народов, проживавших в Османской империи. Заключив союз с Германией, оно вовлекло Османскую империю в 1-ю мировую войну, что привело к её воен., экономич. и политич. краху. В окт. 1918 съезд партии принял решение о её самороспуске, лидеры к-та «Е. и п.» бежали за границу. В последующие годы некоторые быв. руководители к-та «Е. и п.» попытались воссоздать партию. Встретив противодействие со стороны М. К. Ататюрка, они вступили на путь подготовки гос. переворота. После раскрытия в 1926 антиправительств. заговора к-т «Е. и п.» был осуждён как реакционная и антинациональная организация, четверо его деятелей (Назым, Джавид, Абдул-Кадыр, Кара Кемаль) приговорены к смертной казни.

 

Мейер М.С. «Единение и прогресс» // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/1976261

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 17.03 2021

Во время переворота Младотурок 1908 года ими был вброшен популистский лозунг "свобода, равенство, братство" (хурьет, мусават, ухувет). Этой кричалкой и иными схожими манипуляциями младотуркам удалось обмануть национальные меньшинства, которые поверили, что младотурки намерены уравнять в правах их - в особенно христианские меньшинства - с турками и мусульманами. Очень скоро младотурки, манипулировавшие до поры до времени меньшинствами и заигрывавшие с ними, после своей победы продемонстрировали, что они имели в виду совсем иное. Они начали осуществлять политику насильственной османизации меньшинств. То есть речь шла об уравнении меньшинств в правах через, НО их ликвидацию. Превращая их в осман - то есть дополнив за их счет этно-конфессиональное османское (турецкое) большинство.

Любопытна и судьба этих кричалок в дальнейшем. Так, мусават стало названием сильнейшей партии в Азербайджане после распада владений Российской империи на Закавказье в 1918 году. Это была националистическая партия Мусават. То есть и тут под равенством (=уравниловкой) подразумевалась по сути туркизация и исламизация всего местного населения. После чего оно и должно было быть уравнение. А слово Хурьет - это название одной из известнейших современных турецких газет. Издаваться она начала в 1945 году. То есть по сути в названии газеты использована подспудно часть известной "а-ля лозунги Французской революции" младотурецкой кричалки.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 17.03 2021

Они начали осуществлять политику насильственной османизации меньшинств. То есть речь шла об уравнении меньшинств в правах через, НО их ликвидацию. Превращая их в осман - то есть дополнив за их счет этно-конфессиональное османское (турецкое) большинство.

Возможно, отчасти это получились ещё потому, что у части меньшинств не было ярко выраженных наций. Ну, что такое курды, к примеру - конгломерат племён же, какая может быть курдская нация? Плюс могло сыграть и вероятное двуязычие части населения - внушить некоторым курдским племенам, что они на самом деле турки, могло оказаться проще, чем кажется с национальной колокольни.



 

 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 17.03 2021

В первую очередь обман коснулся не мусульманских популяций, типа курдов, а христиан, в первую очередь армян и греков. Младотурки начали гонения против греков не позднее весны 1914 года - за много месяцев до начала Первой Мировой, и тем паче ее вступление. Первые гонения начались во Фракии.

Уогда младотурки пришли к власти, жители Македонии поверили их лжи, и подумали, что больше им воевать не надо - теперь их управляют в правах, и они не будут нуждаться в свободе от власти турок. Партизанскую войну освободили, когда младотурки объявили амнистию всем партизанам, и пообещали не преследовать их. Все многочисленные греки спускались с гор, на виду у народа и властей. Власти принимая их демонстрировали благосклонность. Фотографировались, сидя с ними вместе. В 1908 - 1912 годах турки начали гнобить греческие и болгарские меньшинства в Македонии. Поражать их в правах, которые в первое время им делегировались. После объявленной для воевавших в Македонии и Фракии партизан, греков и болгар, турки начали отлавливать спустившихся с гор командиров отрядов и отдельных их членов, и убивать. Организовывались отряды самообороны мусульман, занимавшийся этой грязной работой. А власти деятельность таких отрядов поощряли, и не наказывали.

Все эти события были ключевыми для начала Первой Балканской войны. Поняв турецкий обман, и то, что никаких реформ в пользу меньшинств не будет, балканские христианские государства далее терпеть не стали.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 17.03 2021

В первую очередь обман коснулся не мусульманских популяций, типа курдов, а христиан, в первую очередь армян и греков.

Алевитов и подобных сектантов, наверное, старались особо не трогать, всё-таки мусульмане, хоть и не такие как сунниты...
 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 18.03 2021

Я не знаю. Отношения младотурок и атеистов специально не изучал. Впрочем, вряд-ли рост арабского национализма (панарабизм) был случайным явлением, и был связан исключительно с внешним влиянием (в частности с российским воздействием на православных арабов). Как и факт того, что арабы через несколько лет после окончательного прихода младотурок к власти взялись за оружие и сумели силой обрести свободу. Очевидно, что и арабов тоже национальная политика Турции в начале 20 века более уже не устраивала.

Впрочем, повторю. Тут я говорю исключительно исходя из общей логики событий, а не как знаток. Регион в общем-то мне чужд. Хотя с церковной историей православных арабов я, в большей или меньшей мере, знаком.
Ответить