Современная космонавтика
Шторм
12.12 2017
Трамп объявил о подготовке новой высадки на Луну
Дональд Трамп подписал указ, который поручает NASA начать «инновационную программу освоения космоса, чтобы отправить американских астронавтов обратно на Луну». Последняя американская лунная миссия завершилась в 1972 году.
Президент США Дональд Трамп подписал «Директиву № 1 о космической политике», которая направлена на смену фокуса космической программы NASA в сторону изучения космоса. Об этом сообщает Associated Press.
Трамп заявил, что США планируют остаться лидерами в изучении космоса. «Мы лидеры, мы останемся лидерами и мы собираемся увеличить наше преимущество во много раз», — заявил Трамп. По словам президента США, новый указ «является важным шагом на пути к возвращению астронавтов на Луну, впервые с 1972 года».
Директива создает фундамент не только для новой лунной миссии, но и для полета на Марс, добавил Трамп.
Как отмечает AP, Трамп не первый президент США, обещающий возобновление лунной программы. Президенты Джордж Герберт Буш и Джордж Буш-младший также обещали вернуть американских астронавтов на Луну, но бюджетные ограничения скорректировали их планы.
Трамп подписал директиву в присутствии бывших и нынешних астронавтов, в том числе второго человека, высадившегося на Луне, Базза Олдрина и бывшего астронавта миссии «Аполлон-17» Харрисона Шмитта. «Аполлон-17» — последняя американская космическая миссия, которая подразумевала высадку на Луне. Она завершилась в декабре 1972 года.
Ранее в Белом доме, анонсируя указ, говорили, что «Директива № 1» «изменит политику нашей страны в области космических полетов и поможет США стать движущей силой космической индустрии».
Согласно планам NASA, в 2020 году новая сверхтяжелая ракета носитель Space Launch System (SLS) в рамках беспилотной миссии доставит космический корабль «Орион» на орбиту Луны. Эту же ракету планируют использовать и для пилотируемого старта.
https://news.tut.by/world/572641.html
Сообщение отредактировал Шторм: 12.12.2017 - 12:27
posmotrim
13.12 2017
stan4420
10.03 2018
Астронавты на борту Международной космической станции (МКС) поприветствуют нового пассажира в этом году — летающего, говорящего робота Саймона.
Саймон — свободно летающий шарообразный робот с улыбающимся лицом. Он имеет словарный запас из более чем 1000 предложений, передает Daily Mail.
Кроме того, робот обучен распознавать лицо и голос космонавта — немецкого геофизика доктора Александра Герста, который будет его лучшим приятелем на борту. Также Саймон может играть любимую музыку ученого.
Белый дроид весит всего 5 кг, а размером походит на мяч. Робот был придуман для помощи космонавтам на МКС — психологической и технической.
«Саймон — персональный помощник, способный распознавать голос и лицо. Мы хотим изучить психологические последствия длительных космических полетов для членов экипажа и опробовать подходящие контрмеры, особенно те, которые снижают стресс. Мы будем уделять особое внимание интеллектуальному анализу и взаимодействию между людьми и ИИ», — сказал Тиль Эйзенберг, руководитель проекта.
Изобретатели отмечают, что у него есть искусственный интеллект, восьмидюймовый экран и двигатели с пропеллером, чтобы двигаться в невесомых условиях.
Саймон присоединится к доктору Герсту на борту МКС во время миссии Horizon Европейского космического агентства в период с июня по октябрь.
Первый тест беспилотника в условиях микрогравитации должен состояться в следующем месяце на параболическом полете, выполняемом немецким космическим агентством DLR.
Разработчики признались, что будущие версии Саймона теоретически могут включать в себя лазерные указатели, механические руки, а также способность говорить с выражением, если космонавт подвергается стрессу, ему грустно или он сердит.
и
stan4420
16.03 2018
Рассказ о том, как частная космонавтика не справилась с поставленными задачами
stan4420
17.05 2018
Земляные работы по закладке фундаментов башни и телескопа ESO’s Extremely Large Telescope (ELT) – Чрезвычайно Большого Телескопа ESO – начались на вершине Серро Армазонес, на высоте более 3000 над уровнем моря в чилийской пустыне Атакама. Работы ведутся консорциумом ACe Consortium, в который входят компании Astaldi и Cimolai. Эти эффектные фотографии получил с использованием дрона фото-амбассадор ESO Герхард Хюдеполь (Gerhard Hüdepohl).
Автор блога был рядом с площадкой строительства в 2016 году, когда только сравняли вершину горы и начали прокладку коммуникаций из соседней обсерватории Paranal, где стоит "скромный" Очень Большой Телескоп - VLT, четыре 8,2-метровых зеркала.
Таким будет E-ELT
Работать на такой большой высоте нелегко, но эти трудности будут с избытком возмещены: место установки будущего телескопа благодаря большой высоте, исключительной сухости воздуха и удаленности от источников светового загрязнения обеспечит поистине уникальные условия наблюдений, которые позволят астрономам исследовать Вселенную с небывалой степенью подробности.
Контуры механической структуры будущего телескопа сейчас вырисовываются уже вполне отчетливо. Он будет помещен в гигантскую 80-метровую башню. Круглое углубление 55-метрового диаметра в центре снимков представляет собой внешний контур будущего фундамента, на который будут опираться механические несущие структуры колоссального 39-метрового главного зеркала ELT. Фото хорошо иллюстрирует насколько огромным будет телескоп: рассыпанные вокруг автомобили и строительная техника выглядят крохотными по сравнению с размерами кортуров будущего котлована фундамента ELT, а фигурки людей вообще почти неразличиммы.
Гора Серро Армазонес находится всего в 22 километрах от нынешней флагманской обсерватории ESO, Очень Большого Телескопа (VLT). На этом расстоянии каждая из обсерваторий окажется в зоне видимости другой, а добраться из одной в другую можно будет примерно за полчаса. Благодаря этому для ELT можно будет использовать вспомогательные службы и инфраструктуру VLT. Когда-то именно на Серро Армазонес уже почти остановились при выборе места установки VLT, хотя в конечном счете решение было принято в пользу Серро Параналь. Теперь пройдет немного времени и гигантский телескоп все же появится и на Армазонес.
Castle
19.05 2018
В Китае осуществлен запуск первой в стране частной космической ракеты. Ракета под названием Chongqing Liangjiang Star, или OS-XO, была разработана специалистами пекинской компании OneSpace Technology. По словам представителей компании, испытание ракеты прошло успешно. Ракета достигла высоты 273 км. OS-XO длиной 9 метров способна выводить до 100 кг на орбиту 800 км.
ddd
20.05 2018
сколько же будет этих шаров?С помощью воздушных шаров в верхних слоях атмосферы Венеры
там ветра такие что за минуты унесет куда подальше, в сторону другого полушария)
тут что-то не так.Он способен выдержать температуру до 450 градусов по Цельсию
это средняя температура на венере.
лучше взять больший запас
боюсь он в прямом смысле станет передвигаться - улетит, вернее унесет его ветрами.за счет сильных венерианских ветров он сможет получать энергию и передвигаться.
Castle
20.05 2018
Думаю пока это только концепт. Если дело дойдет до реализации. NASA сделает все как нужно.
Castle
02.06 2018
stan4420
14.06 2018
Учёные окончательно доказали наличие органических молекул в грунте марсианского кратера Гейла. Теперь мы не только знаем, что 3,5 миллиарда лет назад на этом месте было озеро, а условия сопоставимы с земными в момент зарождения жизни — но и можем говорить о том, что когда-то в этом озере было все необходимое для жизни. А подтверждение сезонных колебаний концентрации метана в атмосфере Марса указывает на то, что его источник находится под поверхностью планеты. Не исключено, что происхождение газа имеет биологическую природу. Но для установления этого нужны скважины посерьезнее.
Читать оригинальный текст на chrdk.ru
Сегодня международная группа ученых представила новые результатыисследования осадочных пород из кратера Гейла — 154-километрового ударного образования вблизи экватора планеты. Образцы, собранные марсоходом Curiosity, в трех местах неподалеку от посадки ровера, однозначно указывают на наличие сложных органических соединений.
Органика была обнаружена при помощи установленной на борту марсохода Curiosity установки SAM (Sample Analysis on Mars). Внутри этого прибора образец грунта нагревается и выделяет газы, которые пропускаются через хроматограф, разделяются в нем на фракции, а затем попадают в масс-спектрометр: прибор, позволяющий определить соотношение массы ионов с их зарядом. У разных веществ это соотношение разное, поэтому масс-спектрометрия используется для определения состава чего угодно: такие спектрометры используют и в промышленности, и в медицине, и даже для поиска следов запрещенных веществ в багаже авиапассажиров.
Три года назад команда SAM уже рапортовала об обнаружении органики в грунте кратера Гейла, но они были подпорчены наличием в пробах перхлоратов, что оставляло место для скепсиса. Теперь же и пробы, взятые в других точках кратера, «почище», да и подтверждение это — второе. (Не просто так в 2015 году статья вышла в Journal of Geophysical Research: Planets, а эта — уже в одном из самых престижных научных журналов, Science!)
В марсианских осадочных породах, напоминающих земную окаменевшую глину (аргиллит) нашлись разнообразные углеводороды и соединения серы. Возраст отложений — три миллиарда лет, поэтому речь не о жизнедеятельности бактерий в настоящем, а о далеком — по человеческим меркам — прошлом. Теперь наша уверенность в том, что когда-то кратер Гейла мог быть потенциальной «колыбелью жизни», намного выше.
Другое важное открытие, о котором сообщается в том же номере журнала Science, касается метана в атмосфере Марса. Сам по себе метан — уже не новость, но теперь, после пяти лет наблюдений, исследователи могут уверенно сказать о сезонных коле**ниях концентрации этого газа и таким образом отсечь целую группу гипотез о его происхождении.
Вывод был сделан на основе информации другого прибора в составе SAM — лазерного спектрометра. Он регистрирует прошедший через анализируемую среду свет и по особенностям его взаимодействия излучения с веществом определяет ее состав.
Собранные Curiosity данные указывают на то, что метана в атмосфере Марса больше всего к середине и концу лета, осенью его становится меньше, а к весне концентрация газа падает почти втрое.
Эти колебания, считают ученые, указывают на то, что метан высвобождается из грунта планеты, прогретого лучами Солнца. Альтернативные гипотезы — будто метан образуется под действием ультрафиолета (это тоже должно активнее происходить в летнее время) или заносится на Марс извне, похоже, придется отвергнуть: ни с кометами, ни с вариациями УФ-излучения собранные данные не согласуются. Кроме того, исключена и возможность того, что Curiosity«почуял» метан, который он же и привез: концентрация в тысячи раз выше той, которая могла бы возникнуть при утечке газов из аппарата.
We need to go deeperОба открытия говорят нам в первую очередь о прошлом четвертой от Солнца планеты. Теперь можно увереннее говорить не только про то, что на древнем Марсе были водоемы, но и о том, что на его поверхности когда-то было немало органической материи. Что это значит? Что Марс как минимум был потенциальнообитаемым. Для гипотетических организмов тут были и вода, и необходимые для жизни молекулы.
Сейчас, однако, условия на поверхности весьма неблагоприятны: огромные перепады температур, холода в зимний период и радиация, которая приводит к медленной деградации биомолекул. Однако на глубине, которая до сих пор остается недоступной для земных аппаратов, вполне может быть куда больше органики. А где много органической материи, там, вполне возможно, есть и жизнь: бактерии, добывающие энергию из превращения одних веществ в другие.
Если вся привычная нам жизнь завязана на фотосинтез, то есть энергию Солнца, то в экстремальных условиях — например на дне океанов — именно преобразование химических соединений становится основой для всех экосистем. Ожидать того, что под поверхностью Марса найдется какая-нибудь сложносочиненная жизнь, не приходится — надежды на то, что марсиане окажутся чем-то большим, чем просто бактерии, давно утрачены. Астробиологи исключают существование на этой планете каких-либо животных, растений и даже водорослей. Для Марса это слишком сложно, так что нам остается надеяться на то, что живность «поинтереснее» может оказаться на Европе, Энцеладе или каком-то другом мире с подледным океаном.
Curiosity оснащен всего лишь небольшой фрезой, которая способна вгрызаться в грунт от силы на пять сантиметров — да и та уже сломалась, так что «пилоты» ровера прямо сейчас тренируются пользоваться увечным инструментом, чтобы хоть как-то продолжать изучать марсианский грунт. Колесами марсохода в мягкой почве можно соскрести еще около дециметра, но на большую глубину люди пока не заглядывали. Отправленный к Марсу недавно InSight сможет пробурить первую скважину глубиной до пяти метров, но это вряд ли поможет астробиологам: целью бурения является не добыча образцов, а погружение в толщу планеты чувствительных датчиков для изучения геофизических процессов.
Заглянуть вглубь Марса позволяют методы дистанционного зондирования — так, на борту марсианского спутника Mars Expressустановлены две антенны для радиолокационного исследования поверхности. С их помощью можно сделать определенные выводы о составе коры планеты на глубине до нескольких километров, однако эти данные все-таки носят косвенный характер. Чтобы добраться до наиболее интересных подземных — вернее, «подмарсианских» — слоев, инженеры NASA прорабатывают ряд решений, но пока ни Mars 2020, ни ExoMars не оснащены ничем, что могло бы прокопать шурф или пробурить скважину.
Тем не менее, новые данные мы продолжаем получать, и по ним явственно видно, что вопрос о том, есть ли жизнь на Марсе, можно будет однажды окончательно закрыть. До истины наука в буквальном смысле докопается.
Алексей Тимошенко
stan4420
26.07 2018
На южном полюсе Марса ученые обнаружили огромное озеро, вода в котором находится в жидком состоянии.
Об уникальной находке исследователей сообщает влиятельное научное издание Science.
Учёные Национального астрофизического института в Болонье исследовали данные с красной планеты, полученные радаром MARSIS, размещенном на европейском орбитальном зонде Mars Express, и обнаружили на Южном плато Марса — Planum Australe — озеро площадью приблизительно в 20 км на глубине в 1,5 км.
Полученные сведения не оставляют сомнений: вода в нём находится в жидком состоянии, её средняя температура составляет -63 °C. Радар выдал информацию, аналогичную той, что показывает на реальных жидких озерах Гренландии и Антарктики.
Глубина водоёма неизвестна. Ясно только, что она превышает несколько десятков сантиметров — в ином случае радар бы просто не сработал.
Ученые подозревают, что в озере находится солёная вода. О наличии в ней живых организмов информации нет. Однако это очень вероятно, так как простейшие организмы способны выживать даже при экстремально низких температурах.
Теперь учёным предстоит всесторонне изучить обнаруженный подземный (вернее, «подмарсианский») водоём.
Принято считать, в прошлом на поверхности Марса было много воды. На планете до сих пор можно наблюдать очертания высохших русел рек. Однако со временем атмосфера Марса изменилась, и теперь любая жидкая вода на поверхности будет испаряться.
https://www.youtube....2&v=K40JFN4TuLQ
stan4420
06.08 2018
Почему сегодня не нужны многоразовые ракеты
Американская частная космическая компания SpaceX активно осваивает рынок коммерческих запусков в космос. При этом она преуспела в развитии технологии многоразовых ракет и в этом находит поддержку как государства, так и клиентов. Создается впечатление, что коммерческие успехи компании являются прямым следствием многоразовости. Поэтому кажется, что единственным спасением конкурентов, в том числе «Роскосмоса», будет немедленная возможность повторного использования ракет или их частей, однако есть сомнения, что здесь есть прямая связь.
«Роскосмос» не разрабатывает многоразовых ракет! Это утверждение кажется недостоверным, если просмотреть заголовки отечественных СМИ за последние годы. Можно услышать про МРКС (многоразовую ракетно-космическую систему), про «Корону», периодически вспоминают о МАКСе, недавно заговорили о реинкарнации «Байкала» под видом сверхлегкой многоразовой ракеты. Во всех этих новостях стоит обратить внимание, что эти проекты хоть и ведутся на предприятиях российской государственной космической отрасли, но не имеют заказчика, то есть проводятся в инициативном порядке, или, как в последнем случае, заказчик не «Роскосмос», либо «Роскосмос» финансирует предварительные «бумажные» проекты.
Точно так же Европа сейчас делает ставку и миллиардные инвестиции в современную одноразовую ракету Ariane 6, а многоразовые проекты рассматривает лишь как небольшой эксперимент. Американский производитель United Launch Alliance — главный конкурент SpaceX на внутреннем американском рынке, выполняющий заказы от NASA и Пентагона — проектирует новую ракету Vulcan, которая допускает многократное использование двигателей, но рассматривается и как одноразовый носитель.
Многоразовые технологии
Технически задача частично или полностью многоразового средства запуска в космос вполне решаема. Это определили еще в 1970–1980-е годы, когда разрабатывали первые многоразовые космические системы Space Shuttle и «Буран-Энергия». Позже стало ясно, что цена многоразовости слишком высока — средства возврата ракетных систем отнимают массу полезной нагрузки, а сложность технических решений повышает стоимость. К примеру Space Shuttle хоть и обладал только частичной многоразовостью, но на систему возвращения отводилось примерно 75% массы полезной нагрузки: на орбите оказывался почти 100-тонный корабль, который мог доставить только 25 т груза на низкую околоземную орбиту. Цена такого запуска начиналась от $0,5 млрд и могла превышать $1 млрд. Для сравнения: в то же время российская одноразовая ракета «Протон» совершала ту же работу за цену $90–100 млн.
Кажется, именно шаттлы и вызвали стойкий иммунитет государственных космических агентств к многоразовым системам. Европа, Индия, Китай ведут свои разработки, но они не отличаются высоким приоритетом и ведутся скорее для получения опыта, а не прикладного применения.
Еще в 1990-е в США компания McDonnell Douglas попыталась разработать ракету вертикальной посадки Delta Clipper. Ракета рассматривалась в перспективной концепции single-stage-to-orbit, то есть без отделяющихся ступеней. Проект реализовывался на деньги Пентагона и NASA и потребовал около $60 млн. Разработчики сумели освоить только вертикальную посадку ракеты на инженерном макете, но на космические запуски не хватило средств, а государство к таким экспериментам утратило интерес.
Как это было
В 2001 году российский Центр Хруничева предложил мировому космическому рынку свою разработку — МРКС «Байкал». Предполагалось использовать крылатую ракету в качестве бокового ускорителя будущей ракеты «Ангара». После нескольких показов макета на выставках и нескольких оптимистичных заявлений дело заглохло. Проект не нашел стороннего инвестора или заказчика и был спрятан «в стол». Отсутствие интереса к такому проекту отчасти связано с тем, что изготовление «Ангары» постоянно затягивалось, а отчасти потому, что потенциальные заказчики не хотели оплачивать летные испытания экспериментального летательного средства: никто не мог сказать наверняка, какую экономию оно даст. Позже Центр Хруничева неоднократно возвращался к разработке, например, рассматривал вариант с жестким нераскладным крылом, но все осталось на чертежных досках и продувочных макетах для аэродинамической трубы.
Ракета «Корона», предлагаемая ГРЦ Макеева, вообще не вышла из «бумажного» варианта. Внешне она напоминает Delta Clipper и точно так же соответствует принципу single-stage-to-orbit, но пока не созданы двигатели, потенциально способные на такой запуск, не стоит всерьез рассматривать этот проект. К тому же «Корона» не заинтересовала «Роскосмос» как заказчика, несмотря на многочисленные заявления в прессе.
Инициативная разработка МАКС (Многоцелевой авиационно-космической системы) от НПО «Молния» ведет свою родословную от проекта «Буран», в котором «Молния» занималась планером космического самолета. «Мини-Буран» МАКС предлагалось запускать со спины сверхтяжелого самолета «Мрия», используя дополнительный топливный бак. Сегодня некоторые наработки этого проекта можно увидеть в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве.
Сейчас на пути к реализации этого проекта встали еще и политические препятствия — «Мрия» не наша, а украинская. Но отсутствие господдержки МАКСа стало очевидным еще в 2007 году, до российско-украинского обострения. Разработчики даже пытались предложить свое детище частному бизнесу и презентовали его на форуме частной космонавтики InSpace Forum в 2017 году в Москве, но также не нашли поддержки.
О многоразовом использовании частей обычных ракет задумывались и в США, в том числе и United Launch Alliance (ULA), который запускает ракеты Atlas V с российскими двигателями РД-180. В ULA рассматривали возможность возвращения и многократного иcпользования двигателей первой ступени еще в 2008 году, когда до первого пуска пока одноразового Falcon 9 компании SpaceX оставалось еще два года. Способ возврата в Atlas V предлагался довольно оригинальный: блок двигателей предлагалось отделять от ступени и спускать с надувным тормозным щитом и на парашютах, финальный этап торможения обеспечивался вертолетом, который должен был зацепить парашют крюком и мягко опустить двигатели на землю или плавучую платформу.
Сейчас подобную схему предполагают применять для будущих ракет ULA Vulcan, но в 2008 году эта идея компанию не заинтересовала. Расчеты показали, что возврат обеспечивает трехкратное снижение стоимости двигателя первой ступени уже после третьего возвращения, то есть на каждом пуске стоимостью $170 млн возвращение двигателя обеспечивало экономию всего $5-7 млн при полной стоимости двигателя $10 млн.
Кажется, что против многоразовости действует какой-то заговор, вроде мифического «заговора нефтяников против электромобилей». В действительности условия диктует экономика. Лучше всего ситуацию выразил глава Ariane Group Ален Шармо в интервью немецкому изданию Spiegel Online:
Предположим, у нас будет ракета, которую можно использовать повторно десять раз, тогда мы будем строить ровно одну ракету в год. Это не имеет смысла. Я не могу сказать моим командам: «Всем пока, продолжим работу в следующем году!
То есть главное препятствие на пути многоразовости — ограниченность грузопотока на орбиту. После завершения холодной войны количество ракетных пусков в мире сократилось практически вдвое и все последующие годы не превышало 100 штук. Существенная часть этих пусков обеспечивала государственные пилотируемые, военные, научные программы, которые не выходят на внешний рынок, хотя определенную долю государственные контракты занимают и на международном рынке.
С надеждой на будущее
Потребности же коммерческого рынка за последние 30 лет лишь в 1997–1999 годах превышали 30 ракет в год, а в последние годы не превышали и 20 пусков. При такой динамике рассчитывать на кратное увеличение спроса не приходится. Во многом поэтому SpaceX реализует проект глобального спутникового интернета с тысячами спутников, которые должны поднять спрос на ракеты, в том числе и многоразовые. Те же цели преследуют идеи Илона Маска возить туристов к Луне на Falcon Heavy и осуществлять межконтинентальные пассажирские перевозки на будущей ракете BFR. То есть между гигантами ULA, Arian Space и «Роскосмосом», которые обладают мощным производственным потенциалом и богатым опытом, и «неопытным» основателем SpaceX Илоном Маском разница в том, что прежние лидеры рассчитывают свою стратегию исходя из текущего состояния рынка и рыночных прогнозов. Маск же не оглядывается на сегодняшнее и прошлое, он на ходу выдумывает новые применения, а значит, новые рынки для своих ракет. Подобный авантюризм немыслим для прежних лидеров.
Сегодня Илон Маск уже не одинок, по пятам следует еще один миллиардер — Джефф Безос, самый богатый человек на Земле, который готов ежегодно вкладывать по миллиарду в свои многоразовые ракеты. Он точно так же не смотрит на текущее состояние рынка и уже получает предзаказы на свои еще несуществующие ракеты на выведение десятков спутников проекта OneWeb — конкурента похожей системы от SpaceX. Где-то рядом еще Пол Аллен, сооснователь Microsoft, финансирующий создание «летающего космодрома» в проекте Stratolaunch, который также не имеет экономических перспектив при существующем уровне спроса.
В июне 2018 года российская частная космическая компания S7 Space заявила, что готова воскресить советские двигатели НК-33 для создания собственной многоразовой ракеты. Компания владеет пусковой платформой морского базирования SeaLaunch, и для реализации многоразовости первой ступени понадобится еще и посадочная платформа. Можно только представить картину, как с одной морской платформы стартует ракета, и пролетев несколько десятков километров вверх и несколько сотен вперед, первая ступень возвращается к Земле и мягко садится на посадочную морскую платформу. Пока это только мечта, но технически осуществимая.
Решив технические и организационные вопросы, S7 Space должна решать и экономические. Ранее сообщалось, что для выхода на рентабельность S7 Space достаточно четырех пусков в год. Это вполне достижимый показатель с учетом выбранной бизнес-модели и сегодняшнем спросе на внутреннем и внешнем рынках. Впрочем, это было до инвестиций в ракетное производство. После вхождения в ракетостроительный бизнес компании придется нести гораздо больше расходов и либо становиться на путь ArianeSpace и ULA и опираться на госконтракты, либо становиться авантюристом, как Маск и Безос, и надеяться на расцвет новой космонавтики.
zelenyikot
Подготовлено для Forbes.ru
Сообщение отредактировал stan4420: 06.08.2018 - 23:23
stan4420
18.10 2018
Кажется мы стали забывать что такое освоение космоса
Бесконечная череда проблем отечественной космической отрасли и попытки найти выход из кризиса уводят наше внимание от главной цели, ради которой всё затевалось — освоения космоса. Смена руководства космических агентств и предприятий, бесконечные дискуссии о полетах на астероиды, Луну или Марс, размышления о судьбе МКС, коррупционные скандалы, споры о многоразовости и перспективах частной космонавтики — это, конечно, важно. Но не стоит за деревьями терять из виду лес, и стоит всегда помнить зачем мы полезли в этот бурелом.
Сразу оговорюсь, говоря в заголовке «мы» я прежде всего имею в виду себя, но думаю, я такой не один.
К этим мыслям меня подтолкнул просмотр фильма «Марсианин», хотя должны были драматичные события четверга в небе Байконура, где риску для жизни оказались подвергнуты реальные люди, а не выдуманные. Но в кино удалось лучше передать настроение покорения космоса, чем лентам информагентств или твиттера.
Если посмотреть «Марсианин» или «Гравитацию» или просто последние новости о работе космонавтов на орбите, то возникает логичный вопрос: зачем это всё? Зачем постоянное превозмогание, постоянный риск и борьба с бездушным, молчаливым и безучастным космосом, который методично убивает тебя? Зачем люди забираются в алюминиевые банки и стремятся в какой-то вакуум, Луну или Марс, где их никто не ждет кроме смерти, притаившейся за каждым углом? Не проще ли остаться на теплой твердой Земле, дышать полной грудью и любоваться звездным небом в комфорте и безопасности?
Но с другой стороны, так ли комфортна наша земная жизнь? Здесь точно так же одно неосторожное движение или фраза может погубить результат многолетних трудов. Точно так же здоровье и жизнь зависит от реакции, внимания, и соблюдения инструкций. Точно так же приходится справляться с постоянной нехваткой ресурсов, дефицитом энергии и несоответствием целей и возможностей. Космонавтика — это концентрированная жизнь, которая обостряет все те проблемы, которые сопутствуют каждому из нас. И как любой человек «пробует на прочность этот мир каждый миг» в учебе, карьере или личностных отношениях, так и человечество пробует на прочность космос — шаг за шагом продвигаясь дальше, расширяя свое присутствие и свои возможности.
Космонавтика — это не выкидывание денег в космос, а дополнительные усилия в расширении зоны комфорта, в которой может жить и развиваться человек. Даже если сейчас там не очень комфортно, то теперь мы знаем, что нас ждет и к чему надо быть готовым. Точно также когда-то люди шагали под темные своды пещер, отталкивались от берега в на плотах из соломы, поднимали в воздух конструкции из фанеры и парусины. И рисковали.
Космонавтика — это постоянное движение по краю, постоянное напряжение, высокая вероятность ошибки и ее высокая цена. Оказываясь на краю, надо понимать и помнить зачем мы совершили этот выход. Выход на край нужен с одной целью — узнать, что за ним, и отодвинуть край чуть дальше.
Когда я начинал рассказывать о путешествии марсохода Curiosity именно эта возможность заглянуть за край привлекала меня. Каждый шаг по Марсу — это открытие нового, возможность увидеть то, что никто не видел до тебя. Оказалось, что там одни камни, пыль и песок, и чувство восторга стало замыливаться. То же самое происходит во всей космонавтике: сначала каждый шаг — полет в космос, выход из корабля, след на Луне — вызывал восторг, а потом полеты на МКС превратились в рутину.
Однако ничего не изменилось: полеты в космос — это движение по краю чтобы заглянуть за край. Это движение нужно для каждого человека на Земле чтобы у каждого было больше возможностей, больше выбора и больше простора для маневра в своей собственной ходьбе по своему собственному краю. Не будем об этом забывать.
Советский Союз, а затем Россия предприняла немалые усилия в продвижении человечества в космос. И сегодня, когда обсуждается судьба и предназначение нашей космонавтики, нужно понимать, что ракеты летают в космос не для того чтобы загрузить работой трудяг в Королёве, Воронеже, Перми и Самаре, не для того чтобы победить всех в длине и количестве своих ракет, а для того чтобы стоять в авангарде всего мира, расширяя обитаемые пределы Вселенной. Это высокая цель была провозглашена нашим соотечественником Циолковским, реализована нашим соотечественником Королёвым, и нашему поколению доверена высокая ответственность продолжать их стремление и развивать достигнутые успехи.
Роскосмос — это авангард Человечества. Наш вклад в расширение ареала обитания человеческого вида, а значит повышения комфорта и безопасности всего мира. Непросто осознавать этот факт, когда в популярных новостях только взрывы ракет, дырки в обшивке, и пустоты под стартовым столом. Уж какой авангард есть, хотя где-то за кадром трудятся десятки тысяч человек чтобы сделать возможным шаг за пределы, заглянуть за которые могли только мечтать наши предки.
Космонавтика — дорогое дело, поэтому перед государством всегда стоит выбор: продолжать вкладывать средства в сохранение места в первых рядах идущих за край или перебраться в зрительские ряды, направив ресурсы на какие-либо более насущные задачи. Да и самому Роскосмосу не стоит забывать зачем он здесь: зачем каждый чиновник или сотрудник ракетно-космического предприятия утром встает на работу.
Зачем рискуют космонавты, зачем «РадиоАстрон» всматривается в ядра активных галактик за миллионы световых лет, зачем «ЭкзоМарс» ловит редкие нейтроны вылетающие из поверхности Красной планеты? За краем. Мы идем туда где еще никто не был и смотрим, что там есть. Ищем возможности для следующего шага.
У частной космонавтики другие задачи, но цель у всех общая. Государство расширяет возможности, создает технологии и инфраструктуру, финансирует фундаментальные исследования, а частники нужны чтобы сделать эти возможности доступными для всех, и улучшать жизнь живущих на Земле. Не всегда это получается, но успехи в навигации, картографии, спутниковой связи наглядно показывают, что это вполне реально. Пилотируемая космонавтика пока отстает, и не приносит всеобщего блага, но это стимул для дальнейшего развития.
Постскриптум от меня.
Статья Зелёного кота сопровождалась фотографиями - но при переносе в историю.ру, система запротестовала, мол недопустимое расширение файлов.
Пришлось их удалить (((
ddd
27.02 2021
Раньше за освоение космоса бились страны, теперь – миллиардеры. Почему Маск, Безос и Брэнсон нацелились за пределы Земли
Главное отличие SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic от государственных проектов в том, что они целиком держатся на энтузиазме создателей. От этого разбираться в идеях и мотивах богатейших людей планеты еще интереснее.
Во второй половине прошлого века битва за освоение космоса сводилась к противостоянию двух сверхдержав. США и СССР доказывали друг другу научно-технологическое, интеллектуальное и идеологическое превосходство, соревнуясь, кто первым выйдет за пределы Земли, исследует другие планеты и бескрайние просторы, о которых предыдущие поколения могли только мечтать. Через 50 лет после того как Нил Армстронг и Базз Олдрин высадились на Луну, за галактическое могущество борются не только разные страны – флагманами прогресса выступают компании под руководством богатейших людей мира, интеллектуалов и бизнесменов с космическими амбициями и страстью к приключениям.
Главные герои
Самый известный участник гонки – компания Илона Маска SpaceX, которая 30 мая прошлого года успешно запустила на орбиту двух астронавтов НАСА на космическом корабле Dragon 2. В ноябре на том же корабле стартовала миссия Crew-1 с экипажем уже из четырех человек – они будут проводить исследования и осуществлять обслуживание МКС до весны 2021-го. На весну уже намечен запуск Crew-2, а на конец года – Crew-3, тогда же у SpaceX запланирован перелет для компании Axiom Space до МКС. В состав экипажа войдут бывший астронавт НАСА и сотрудник Axiom Space Майкл Лопес-Алегриа и трое гражданских.
Полеты в космос с экипажем – не единственная и даже не главная область интереса SpaceX. Маск одержим покорением Марса, его компания продолжает тестировать ракету Starship, в которую НАСА вложило $135 млн и которая должна стать главным транспортным средством для путешествий на другие планеты или на Луну. Реализация программы «Артемида» с первой высадкой астронавтов на естественный спутник Земли за полвека намечена на 2024 год. В декабре 2020-го Starship успешно стартовал, но не смог нормально приземлиться и взорвался от удара о посадочную площадку. Такие локальные неудачи не смущают космических магнатов – на первые два месяца этого года запланированы аж три новых испытания флагмана SpaceX.
В 2023-м SpaceX рассчитывает осуществить коммерческий перелет вокруг Луны. Экспедиция займет шесть дней, главным энтузиастом выступил японский миллиардер и меценат, ценитель искусства Юсаку Маэдзава. Предприниматель из Азии выкупил все места на корабле Starship и бесплатно предоставит их шести-восьми талантливым деятелям искусства в рамках проекта #dearMoon. Их задача заключается в том, чтобы после возвращения из уникального рейса создать под впечатлением от путешествия принципиально новые арт-объекты. Космос должен стать для творцов источником вдохновения.
Дополнительным интересом для корпорации Маска стало выполнение обязанностей провайдера – она получила от Федеральной комиссии по связи почти $900 млн на запуск тысяч спутников в рамках проекта по развертыванию глобальной сети интернет-покрытия Starlink. С мая 2019-го по ноябрь 2020-го SpaceX провела уже 16 выводов спутников на орбиту. Еще больше операций запланировано на 2021-й – несмотря на социальный кризис из-за пандемии коронавируса, этот год может стать ключевым в кампании по освоению космоса и для Маска, и для его конкурентов.
Основатель Amazon Джефф Безос, которого идейный вдохновитель Tesla недавно сместил с первого места в списке богатейших людей мира, занялся покорением космоса еще раньше Илона (тот основал SpaceX в 2002-м, а Blue Origin Безоса начала работу двумя годами раньше). Миллиардер мечтал о путешествиях за пределы Земли с пяти лет, когда увидел репортаж о высадке на Луну, и теперь считает именно этот аспект своей деятельности важнейшим. К его организации приковано намного меньше внимания, чем к SpaceX, но это не значит, что Джефф менее серьезно относится к битве за космос – просто он привык работать в тени.
В отличие от Маска, нацелившегося на Марс, Безос мыслит более практично и приземленно. Выступая в Нью-Йорке, он раскритиковал амбициозный проект оппонента.
По мнению Безоса, самым важным стратегическим направлением для людей должна стать Луна. После основания постоянно действующей базы на спутнике можно будет двинуться дальше.
Blue Origin, как и SpaceX, вошла в список компаний, отобранных НАСА для проекта «Артемида». В этом году у проекта Безоса запланирован первый полет с человеческим экипажем на корабле New Shepard – в дальнейшем именно эта модель должна выступить флагманом космического туризма. В октябре 2020-го она провела уже 13-ю миссию – и первую, когда ракета выполнила перелет с грузом, закрепленным снаружи, а не внутри капсулы. Еще один намеченный на 2021-й проект Blue Origin – запуск тяжелой орбитальной ракеты-носителя New Glenn, разработка которой началась девять лет назад. Ее двигатель BE-4 также будет использован для работы ракеты Vulcan – запуск должен состояться в апреле и станет историческим: это будет первая американская экспедиция на Луну со времен «Аполлона», хотя высадку и осуществят не люди, а роботы.
Меньше всего шансов на выигрыш в гонке у британского миллиардера сэра Ричарда Брэнсона, который не ставит таких амбициозных задач, как Маск и Безос, но с 2004-го целенаправленно работает над освоением космоса во главе компании Virgin Galactic. Ее главная цель – сделать путешествия в космос доступными. По задумке Брэнсона, туристы должны будут подниматься на самолете на высоту около 15 км, после чего на космолете многоразового использования взлетать на расстояние примерно 100 км от Земли. Семь лет назад Virgin Galactic продала более 700 билетов на подобные экспедиции в будущем – каждый обошелся в $250 тысяч, а среди энтузиастов оказалось немало знаменитостей – например, Леонардо Ди Каприо, Джастин Бибер и Эштон Кутчер.
Правда, с космическим туризмом пришлось повременить – в 2014-м планы Брэнсона сорвал жуткий несчастный случай, когда в ходе испытания корабль SpaceShipTwo разбился из-за неполадок с топливным баком, один пилот погиб, а другой получил серьезные травмы. Это не первое происшествие с фатальным исходом, которое подорвало репутацию Virgin Galactic: в 2007-м три сотрудника скончались в результате взрыва во время исследования компонентов ракетного двигателя для SpaceShipTwo. Однако подобные трагедии лишь подстегивают желание Брэнсона все сделать правильно: он не отказался от затеи, и в этом году собирается сам отправиться в космос.
В 2016-м суборбитальный космолет VSS Unity впервые совершил одиночный полет и достиг границы атмосферы с экипажем из трех человек. В декабре 2020-го компания отменила тестовый запуск, потому что бортовой компьютер, передающий данные о двигателях, потерял связь, но Virgin Galactic уже объявила, что сначала все-таки проведет испытание, а затем запустит над Землей самого британского миллиардера. Если миссия Брэнсона пройдет успешно, очередь дойдет до тех людей, которые много лет назад заплатили четверть миллиона долларов за возможность побывать в космосе. Серьезность Ричарда не вызывает сомнений – 70-летний искатель приключений известен авантюрами: он пересек Тихий океан и Атлантику на воздушном шаре, проскочил Ла-Манш на автомобилях-амфибиях и чуть не погиб в погоне за рекордом в британских водах.
В чем разница между покорителями космоса? Что их объединяет?
Главное отличие SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic от государственных проектов в том, что они целиком держатся на энтузиазме создателей. От этого разбираться в идеях богатейших людей планеты еще интереснее. Почему их тянет в небо? По мнению эксперта по исследованиям космоса и профессора инженерии Иэна Бойда, большую роль в стремлениях Маска, Безоса и Брэнсона сыграла ностальгия – каждый из трех миллиардеров так или иначе соприкоснулся с эпохой холодной войны, когда соперничество между Советским Союзом и Штатами стало мощным катализатором научного прогресса и привело к попыткам проникнуть в неизведанные сферы жизни.
«Было целое поколение людей, которые видели, как человек ступил на Луну, – объясняет Бойд. – Но после этого они столкнулись с разочарованием».
Безосу было пять, когда «Аполлон-11» высадился на Луну, но создатель Amazon уверяет, что именно это событие сформировало его систему ценностей и зародило желание освоить космос: «Эта идея заразила меня. Ты не выбираешь свою страсть, это она выбирает тебя. Я мечтал об этом и готовился к этому очень долгое время. Человечеству придется отправиться в космос, если мы хотим преуспеть как цивилизация».
Примерно так же описывает увлечение космосом Брэнсон:
Меня вдохновила высадка на Луну. Я следил за ней по черно-белому телевизору, когда был еще очень молод. Для меня это был поворотный момент. Мама позвонила и сказала: «Не напивайся, я хочу, чтобы ты посмотрел это дома с нами».
Самый молодой из тройки – Маск – родился через два года после исторического полета экипажа Армстронга и Олдрина, но его не меньше завораживали сай-фай сериалы 1970-х и романы о космических путешественниках. «Илон проявил себя очень рано и постарался заполучить максимум внимания, – сравнил подходы миллиардеров журналист и автор книги “Бароны космоса” Кристиан Дэвенпорт. – В 2003-м он взял макет ракеты Falcon 1 и прошел с ним по Национальной аллее в Вашингтоне, чтобы заинтересовать НАСА. С самого начала он очень быстро пробивался на вершину. Девиз Безоса – “Тише едешь – дальше будешь”. Ему нравится действовать в обстановке секретности. Многие люди не знали, что он занимается Blue Origin с 2000 года, и его это полностью устраивает».
Эксперты считают, что для космической гонки XXI века, как и в 1960-х, принципиально важен элемент соревнования – только если раньше за первенство бились государства, теперь покорение космоса превратилось в квест для миллиардеров, каждый из которых хочет заполучить лучшие игрушки в песочнице. В таком случае главная цель Маска и его конкурентов – не забота о будущем человечества и не стремление приблизить прогресс, а попытка удовлетворить амбиции, вышедшие на космический уровень.
«Иногда их соперничество становится очень напряженным, – продолжает Дэвенпорт. – Были иски, перепалки в твиттере и много обоюдной критики. Но я думаю, они осознают, что нуждаются друг в друге, потому что соревнование идет им на пользу. Оно делает их работу более эффективной и изобретательной. У них определенно большие эго, и трудно представить что-то более амбициозное, чем покорение космоса. Подобный вызов требует не только богатства, но и смелости, потому что вероятность провала очень высока».
Космических магнатов критикуют за то, что они не обращают внимания на земные проблемы и вкладывают деньги в покорение других планет, пока их собственная страдает от множества более реальных кризисов. Например, колумнистка The Guardian Арва Махдави предположила, что эксплуатация космоса ради прибыли интересует Маска и Безоса намного больше, чем возможность спасти человечество. Кроме туризма, огромные деньги может принести добыча содержащихся в астероидах ценных металлов – среди них встречаются золото и платина.
«Конечно, покорение космоса – не бессмысленная игра, – рассуждает журналистка. – Можно одновременно решать проблемы на Земле и расширять познания о вселенной. Однако миллиардеры больше заинтересованы в колонизации и монетизации космоса, чем в том, чтобы сделать условия более гуманными для сотрудников».
В качестве примера Махдави приводит ситуацию, когда Безос сократил медицинские пособия для 1900 работников Whole Food Market. «Если вы думаете, что миллиардеры осваивают космос ради человечества, то я смогу провести вас с Земли на Марс по мосту. Они делают это ради эго и коммерческой выгоды. Они думают, что это возможно, потому что в буквальном смысле считают себя повелителями вселенной». Слабое место подобной критики заключается в том, что проекты SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic могут принести пользу, даже если за ними стоят корысть или честолюбие. Нельзя отрицать, что колонизация космоса действительно может принести пользу человечеству и решить глобальные проблемы.
Илон Маск воспринимает освоение Марса как запасной план – людям нужно иметь возможность для отступления в случае природного катаклизма или техногенной катастрофы. По мнению Безоса, космические экспедиции – это путь к спасению не только человечества, но и истощенной Земли.
«Мы находимся в процессе уничтожения планеты, – объяснил глава Blue Origin. – Мы отправляли зондов-роботов на каждую планету Солнечной системы, и это правильно, потому что мы обязаны беречь Землю. Сделать это можно за счет космических ресурсов. Люди не должны игнорировать неопровержимый факт – наша планета не бесконечна».
Кого-то, как автора Axios Мириам Крамер, вдохновляют достижения филантропов-изобретателей-миллиардеров. Другие не могут скрыть сарказма по поводу хитрого способа обогатиться, прикрытого благими намерениями.
«На сайте Безоса можно найти избранные работы великого популяризатора науки Карла Сагана, – отмечает эксперт по климату и исследованиям Земли Майкл Манн. – Я бы советовал ему прислушаться к мыслям Сагана по этому поводу. Он любил исследования космоса больше, чем кто-либо, но не испытывал иллюзий и посвятил последние годы жизни нашей планете. Безосу также стоит сосредоточиться на сохранении окружающей среды и на борьбе с изменением климата – возможно, тогда он реализует цели, которые декларирует».
На одной чаше весов – возможность решить проблемы человечества и освободить Землю от нашего присутствия в далеком будущем. На другой – перспектива не дотянуть до этого будущего, если самые влиятельные люди мира будут игнорировать надвигающиеся катастрофы. Космический туризм развивается не так быстро, как рассчитывали Маск, Безос и Брэнсон. Даже если их ближайшие проекты окажутся успешными и произведут революцию в астронавтике, пройдет не один десяток лет, прежде чем полеты на SpaceShipTwo, New Shepard или Starship станут доступными не только миллионерам. Вопрос в том, что произойдет раньше: грезящие Марсом и Луной миллиардеры приблизят мир космических путешествий, или ресурсы Земли иссякнут, как предсказывают экологические пессимисты.
Gurga
27.02 2021
В декабре 2020-го Starship успешно стартовал, но не смог нормально приземлиться и взорвался от удара о посадочную площадку.
Интересно, как это амеры многократно успешно без аварий могли прилуняться без суперкомпьютеров, а сейчас не получается банально приземлиться (приводниться)?
Сообщение отредактировал Gurga: 27.02.2021 - 23:59
Gundir
28.02 2021
Интересно, как это амеры многократно успешно без аварий могли прилуняться без суперкомпьютеров, а сейчас не получается банально приземлиться (приводниться)?
Приземлится. Так просто разные аппараты разной степени обкатанности. Старшип - абсолютно новый корабль, на совершенно новых двигателях - раптор. Они на метане. Его же, Маска, фалькон на мерлинах работающих на керосине слетал в 20-м 26 раз, и все компоненты 26 раз успешно вернулись. 100% из 100.
А это же прототипы, обкатка. Да еще и корабль просто огромный. С расчетной массой полезного груза в 252 тонны
Gurga
28.02 2021
С расчетной массой полезного груза в 252 тонны
Масса ступени с топливом при посадке ~25т, масса посадочного лунного модуля с топливом и пассажирами ~15т. Без суперкомпьютеров на ручном управлении амеры умудрились прилунить без единной аварии. Фантастиш!
Шановный Пан
07.03 2021
Интересно, как это амеры многократно успешно без аварий могли прилуняться без суперкомпьютеров
Возможность "успешного многократного прилунения без суперкомпьютеров" доказали советские АМС "Луна-16", "Луна-17", "Луна-20", "Луна-21" и "Луна-24". И не только посадки, но и возращения на Землю с лунным грунтом.
Масса ступени с топливом при посадке ~25т, масса посадочного лунного модуля с топливом и пассажирами ~15т. Без суперкомпьютеров на ручном управлении амеры умудрились прилунить без единной аварии. Фантастиш!
Начнем с того, что масса ступени с топливом при посадке не 25 тонн, а 15 тонн в условиях земной гравитации. В условиях лунной гравитации масса посадочной ступени с топливом и пассажирами ~2,5 тонны.
Многочисленные безаварийные посадки "Харриеров" и Як-38-х (~11 т каждый) доказали, что посадка на реактивной тяге с ручным упралением доступна даже летчику средней квалификации, а не только астронавтам с квалификацией выше средней.
Gurga
07.03 2021
Возможность "успешного многократного прилунения без суперкомпьютеров" доказали советские АМС "Луна-16", "Луна-17", "Луна-20", "Луна-21" и "Луна-24". И не только посадки, но и возращения на Землю с лунным грунтом.
Я не против. Но 50 лет назад УЖЕ умели, а сегодня учатся заново.
Начнем с того, что масса ступени с топливом при посадке не 25 тонн, а 15 тонн в условиях земной гравитации. В условиях лунной гравитации масса посадочной ступени с топливом и пассажирами ~2,5 тонны.
Масса везде одинакова, а вес разный.
ddd
09.03 2021
Космическая гонка 2.0:
чего добиваются конкуренты России
23.01.2021, Профиль:
profile.ru/scitech/kosmicheskaya-gonka-2-0-chego-dobivayutsya-konkurenty-rossii-v-kosmose-585747/
До конца 2021 года ожидается первый запуск американской сверхтяжелой ракеты SLS
Несмотря на пандемию коронавируса, 2020 год не оставил любителей космонавтики без новостей. Это и первая стыковка с МКС космического корабля, произведенного частной компанией (SpaceX Dragon), и начало работы спутникового интернета нового поколения (Starlink), и успешная доставка на Землю образцов породы с других небесных тел (миссии «Чанъэ-5», «Хаябуса-2»).
Но в новом году будет еще интереснее. Нас ожидает долгожданный старт лунной программы NASA, запуск орбитального телескопа имени Джеймса Уэбба, строительство Китаем новой орбитальной станции, «боевое крещение» целой плеяды новых ракет...
Что стоит за этими событиями? По словам экспертов «Профиля», мир стоит на пороге новой космической гонки. При этом по сравнению с «гонкой 1.0» 1950–1980-х годов у нее будет иное содержание и состав участников. Сегодня амбиции в отношении космоса имеют уже десятки стран, а прямая конкуренция между ними сменяется сугубо прагматичным партнерством.
США: курс на Луну
Самый масштабный запуск 2021 года запланирован на ноябрь. Сверхтяжелая ракета SLS с кораблем «Орион» стартует с космодрома на мысе Канаверал (США) к Луне. «Орион» должен провести на лунной орбите 25 суток, подтвердить работу всех систем в условиях радиации и вернуться на Землю. Это первая миссия в составе программы NASA «Артемида», ставящей целью возвращение человека на Луну спустя полвека после «Аполлона».
Безусловно, американцы не планировали покидать Луну на столь долгий срок. Почти каждое десятилетие в NASA разрабатывали лунные программы, но они не получали долгосрочной поддержки Вашингтона. Предыдущая программа «Созвездие» датируется началом 2000-х: ее утвердили в администрации Джорджа Буша-младшего, но следующий президент Барак Обама отменил ее, сочтя нецелесообразным тратиться на повторение пройденного.
Однако разработка корабля «Орион» и ракеты «Арес-5» (позже переименованной в SLS) стартовала именно в те годы. «Орион» уже прошел тест на земной орбите в 2014 году, а SLS должна была полететь в 2017-м, но из-за отсутствия ясной цели работа над обоими проектами затянулась. Эту цель и обеспечила программа «Артемида», инициированная в 2019-м президентом Дональдом Трампом.
«Трамп возродил Национальный космический совет – орган, созданный во времена Джона Кеннеди и формально не распускавшийся, но последний раз активно работавший 30 лет назад, – рассказывает кандидат технических наук, эксперт по космонавтике Андрей Ионин. – При фактическом отсутствии этого совета в качестве мозгового центра приходилось выступать NASA, хотя агентству привычнее роль исполнителя и распределителя денег. Буша-младшего и Обаму эта ситуация устраивала, поскольку космос их всерьез не интересовал. Теперь же вице-президент Майк Пенс во главе совета провел коренную ревизию разбалансированной космической программы США и предложил четкую стратегию».
У «Артемиды» жесткие сроки: в случае успеха беспилотной миссии в ноябре 2021-го через год-два состоится облет Луны с экипажем на борту «Ориона», а в 2024-м – высадка на Луне минимум двух астронавтов. Параллельно NASA реализует программу Lunar Gateway – строительство обитаемой станции на лунной орбите. Она была утверждена раньше и, по сути, является отголоском предыдущей стратегии, когда вместо освоения Луны предполагалось лететь сразу на Марс с помощью подобного пересадочного пункта.
Хотя дублирование «Артемиды» и Lunar Gateway критикуется в США, в пользу станции есть веский для Вашингтона аргумент: в середине 2020-х подойдет к концу срок службы МКС, и американцы, как ведущая космическая нация, не могут снова создавать станцию на земной орбите, а обязаны двинуться дальше. Как раз в 2024 году планируется вывод первых модулей Gateway. В 2021-м по этой программе состоится только запуск на орбиту Луны спутника CAPSTONE, который должен рассчитать траекторию движения будущей станции.
©
Необратимая тяга к звездам
Конечно, остается риск, что новый президент-демократ Джо Байден, подобно Обаме, пересмотрит начинания своего предшественника-республиканца. Тем более что ресурсы федерального бюджета США в ближайшие годы наверняка потребуются на поддержку пострадавшей от коронакризиса экономики. Известно, что Байден уже назначил команду, которая скорректирует курс космического агентства (NASA Transition Team).
«Новый вице-президент Камала Харрис, которая по должности возглавит совет по космосу, не будет уделять ему столько внимания, – считает Ионин. – Напор по «Артемиде» ослабнет, а такие программы требуют политической воли, поскольку всегда возникают непредвиденные расходы. Откровенно говоря, 2024 год возник в планах только потому, что Трамп был уверен, что это будет окончание его президентства. И все же надеюсь, Майк Пенс придал «Артемиде» такое ускорение, что программа приобрела необратимый характер».
Эту точку зрения разделяет блогер, популяризатор космонавтики Виталий Егоров. «Мы видим, что Конгресс США одобрил запрошенный NASA бюджет на 2021 год, – объясняет он. – На самом деле космонавтика поддерживается представителями обеих партий, хоть и с разных сторон. Ведь кроме внешнеполитического аспекта есть и социальный: обеспечить работой целую отрасль американской промышленности. В целом после 15-летних усилий по созданию «Ориона» и SLS отказываться от Луны нерационально. Если вспомнить программу «Аполлон», больше всего денег тратилось не на полеты, а на разработку техники, открытие производственных линий. Когда система налажена, ее эксплуатация не так накладна. Поскольку США уже прошли самый трудный и затратный этап, отказ от «Артемиды» даст больше негатива для имиджа страны, чем позитива для экономики. Надо отдать должное NASA, которая в предыдущие годы активно заключала международные альянсы по «Артемиде» и Gateway. Это дало двум программам гарантию стабильности».
©
Китай: великий поход
Семимильными шагами развивается космонавтика в Китае. Самая громкая новость 2020 года – успешная миссия «Чанъэ-5» по забору и транспортировке лунного грунта (предыдущая порция реголита была доставлена на Землю в 1976 году). Но и помимо этого Китаю есть чем похвастать.
В 2020-м страна запустила марсианскую миссию «Тяньвэнь-1», провела орбитальные испытания пилотируемого корабля нового поколения (пока китайцы пользуются кораблем «Шэньчжоу», созданным в 1990-е по образу и подобию нашего «Союза»), завершила формирование спутниковой навигационной системы «Бэйдоу». А также пополнила семейство ракет с символическим названием «Великий поход», впервые запустив тяжелую «Чанчжэн-5B» и «Чанчжэн-8» среднего класса.
Если до 2017 года Китай осуществлял не более 20 запусков в год, то с 2018-го этот показатель вырос почти вдвое. В 2021-м Пекин собирается покорить планку в 40 запусков. Главная задача – строительство новой орбитальной станции. Ранее, в 2010-х, китайцы запустили две орбитальные лаборатории – «Тяньгун-1» и «Тяньгун-2» (напоминавшие ранние советские станции «Салют» и «Алмаз») – они свое отработали и уже сошли с орбиты. Следующая станция будет трехмодульной (примерно 20% от объема МКС) и рассчитанной минимум на 10 лет, а ввести ее в строй планируется уже в 2022 году. Модули «Тианхэ» и «Вэнтьян» должны быть запущены до конца 2021-го.
Китайская космонавтика, поднявшись в 1990-е на технологиях СССР, в ближайшем десятилетии намерена бросить вызов США
На советском багаже
Также Китай имеет большие виды на Луну. Сам полет «Чанъэ-5» за грунтом был бы невозможен без 20-летней подготовки. Лунная программа КНР была утверждена в конце 1990-х, и с тех пор страна последовательно набирала компетенции: сначала полеты по лунной орбите (2007–2012), потом мягкая посадка, первая в истории человечества посадка на обратной стороне Луны и луноход «Юйту-2» (2013–2019).
В 2019 году Пекин объявил о задаче в 10-летний срок построить обитаемую базу на Луне, а в августе 2020-го был обнародован план китайской окололунной станции (ILRS). Налицо желание поравняться с США. Разница лишь в том, что китайский сверхтяж «Чанчжэн-9» еще не прошел стадию проектирования.
Китайские проекты в части околоземного и дальнего космоса логично взаимоувязаны, отмечает Виталий Егоров. «В ближайшую пятилетку Китай будет загружен работой по орбитальной станции. Но за это время успеет отработать пилотируемые полеты на новом корабле, чтобы потом использовать его увеличенный вариант для полета на Луну. Такую же схему хочет реализовать «Роскосмос» с кораблем «Орел», но пока китайский проект нас обгоняет.
То же и с ракетами: на данном этапе Китай создает новую линейку ракетных двигателей, которые в перспективе понадобятся для сверхтяжелой ракеты. Конечно, лунная база в 2030 году – слишком оптимистично, но физическое достижение китайскими космонавтами поверхности Луны за 10 лет вполне реально», – говорит эксперт.
«Не столь важно, когда Китай высадится на Луне, – главное, что видно поступательное движение по всем фронтам, – добавляет Андрей Ионин. – Да, кому-то китайские темпы кажутся медленными, но зато есть ясная стратегия, обеспеченность ресурсами. Китай, как он это умеет, совместил советский опыт государственного управления космонавтикой через конкурирующие холдинги и американский путь – привлечение частной инициативы и инвестиций».
Впитав в 1990-е годы достижения космонавтики СССР (Россия проводила обучающие программы для китайских специалистов по соглашениям 1992 и 1996 годов), скоро Китай нас обойдет, прогнозирует Егоров: «Последним вздохом советской космонавтики в Китае выступает как раз новая орбитальная станция – она имеет идеологического предшественника в виде станции «Мир». В остальном Китай прошел этап копирования технологий, а по части полетов в дальний космос он уже сейчас впереди России».
Индия: почетное четвертое место
Путь системного развития «по-советски» избрала и Индия. Пока она движется с отставанием от Китая примерно на десятилетие. Индийская космическая программа стартовала с разработки нескольких типов ракет (легкие носители PSLV летают с 1990-х годов, GSLV среднего класса – с 2000-х), что позволило вывести на орбиту множество национальных спутников, в том числе навигационные системы GAGAN и IRNSS. Затем Индия устремилась в дальний космос, отправив спутники на орбиты Луны (2008) и Марса (2013). В 2019 году индийцы предприняли первую попытку прилуниться, но луноход «Чандраян-2» разбился при посадке.
Индия претендует на то, чтобы в 2022 году стать четвертой страной в мире с собственной пилотируемой космонавтикой
В 2021 году Индия вновь попытается посадить аппарат на Луну («Чандраян-3»), а также протестирует в беспилотном режиме новый корабль «Гаганьян». Если его полет будет успешным, в 2022 году может состояться запуск с индийским экипажем, который сделает Индию четвертой страной в мире с собственной пилотируемой космонавтикой (после СССР, США и Китая).
Дальнейший план запусков впечатляет разносторонностью: спутник на орбиту Венеры, аппарат для изучения Солнца и новая марсианская миссия предположительно с марсоходом на борту.
Япония: расстановка приоритетов
Иная ситуация сложилась в Японии. Хотя космонавтика в этой стране зародилась в 1960-е, разные факторы долго мешали ей стать полноценной космической державой. Во-первых, крайне зависимая позиция от США: до 1990-х японцы производили ракеты только по американской лицензии. Во-вторых, на фоне поражения во Второй мировой войне японская космонавтика носила исключительно научный характер – только в конце ХХ века в Токио решили развивать военное направление из-за угроз от КНДР. На это наслоились двоевластие параллельно существовавших космических агентств, экономический кризис и череда аварий в 1990-е.
Ситуация улучшилась в XXI веке с привлечением частного бизнеса. Корпорация Mitsubishi взяла контроль над запусками ракеты H-II, ориентировав ее на рынок коммерческих запусков. В 2021 году ожидается премьера ракеты следующего поколения – более экономичной H3, разработанной непосредственно в Mitsubishi.
Также японцам удалось найти свободную нишу в космических миссиях – исследование астероидов. В этом Япония уже сейчас продвинулась дальше NASA: в 2010-м аппарат «Хаябуса» доставил на Землю образцы грунта астероида Итокава, а в конце прошлого года «Хаябуса-2» вернулся с грунтом астероида Рюгу. Теперь японцы намерены лететь на спутник Марса Фобос – разумеется, вновь за грунтом. Не исключено, что он вернется на Землю раньше, чем США получат образцы марсианской породы (их должен «отщипнуть» марсоход Perseverance, начинающий работу в этом году, прибытие груза на Землю ожидается к концу 2020-х).
Дальше только вместе
Космические программы других стран тем более не претендуют на целостность. Налицо стремление, использовав наработки стран-пионеров, перескочить начальные этапы развития космонавтики. В результате ОАЭ уже летят на Марс (марсианский спутник «Аль-Амаль» запущен летом 2020-го), а Израиль пытается сесть на Луну (аппарат «Берешит» потерпел крушение при посадке в апреле 2019-го). Как арабский, так и израильский (в меньшей степени) проекты были подготовлены с помощью США.
Новые лунные программы NASA еще сильнее расширят список стран –участников «космического клуба». Так, Европейское космическое агентство (ЕКА) и Япония помогут NASA в постройке модулей станции Gateway, а Канада займется созданием роботизированных систем. В программе «Артемида» задействованы Великобритания, Италия, Люксембург (до этого европейская космонавтика развивалась только под единым «зонтиком» ЕКА), Япония, Канада, ОАЭ, Австралия и Украина.
По мнению собеседников «Профиля», нельзя сказать, что космос становится по-настоящему многополярным: соревнование в XXI веке будет разворачиваться между США и Китаем. Причем китайские успехи значительно мобилизовали США, в том числе по формированию коалиции «сателлитов».
«То, что у Китая будет своя орбитальная станция у Земли, мотивировало США двигаться к Луне, чтобы показать свое превосходство, – говорит Виталий Егоров. – Однако при несомненном присутствии политического подтекста не стоит ждать космической гонки в той же форме, что и в XX веке. Сегодня космос приобретает экономическое значение, а отношения между странами больше напоминают бизнес-партнерство. Что и кому должна доказывать Австралия? Космос ей интересен как новый рынок, полигон для применения технологий и выращивания стартапов. С прицелом на частный бизнес действует и Великобритания, которая после выхода из Евросоюза лишилась права участвовать в европейской навигационной системе и теперь делает ставку на собственную космонавтику.
Еще более яркий пример – Люксембург. Мы можем сколько угодно смотреть на этого «малыша» свысока, но годовой космический доход Люксембурга примерно сравним с бюджетом «Роскосмоса», потому что в этом герцогстве базируется SES – один из крупнейших спутниковых операторов в мире. Коммерция в космосе становится надежной основой для долгосрочных проектов».