←  Философия/религия

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Pасизм и Нацизм

Фотография posluh posluh 09.02 2010

Для затравки статья из БСЭ. А вообще-то хотелось бы порассуждать об истории и причинах возникновения этих теорий.
"Расизм,
совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей Р. характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.

Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельческом обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами. В средние века утверждения о "кровных" различиях между "знатью" и "чернью" призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16—18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии, Р. служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании.

В середине 19 в. появились первые обобщающие "труды" по Р. В сочинении "Опыт о неравенстве человеческих рас" Ж. А. Гобино объявил "высшей" расой светловолосых и голубоглазых арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее "чистом" виде среди аристократии германских народов. Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в книге "Типы человечества" (1865) с позиции полигенизма пытались доказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представители которого переносили учение Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, Х. Чемберлен иО. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).

В своих построениях социал-дарвинисты широко использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися, полезности искусственного подбора брачных пар для улучшения расы и необходимости принудительной стерилизации лиц, которые будут признаны "генетически неполноценными". Все эти человеконенавистнические утверждения получили особенно широкое распространение в эпоху империализма в Великобритании, Германии и США.

После 1-й мировой войны 1914—18 главным образом в Германии в реакционных кругах приобрёл популярность "нордический миф" о превосходстве над всеми др. расами северной или нордийской, расы (см. Нордизм) высокорослых длинноголовых блондинов, якобы связанной генетически с народами, говорящими на германских языках. Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа, пропагандировался в сочинениях многих немецких лжеучёных, откровенно поддержавших нацизм (Х. Гюнтер и др.). Однако ввиду несоответствия внешности большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордийскому расовому типу идеологи немецкого фашизма всё чаще стали говорить не о длинноголовых высокорослых блондинах, а о "северной расовой душе" или просто "высшей расе", в которую включались также итальянские фашисты и японские милитаристы.

В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р., ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и слав. странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же "расистская практика" проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Разгром фашизма нанёс Р. и его кровавой практике сокрушительный удар, в полной мере вскрыл человеконенавистническую сущность мифа о "высшей германской расе".

После 2-й мировой войны 1939—45 сторонники Р. пытаются использовать тесты умственных способностей (см. Коэффициент интеллектуальности) разных расовых групп с целью "доказать" их психическую неравноценность (американские психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.). В действительности результаты тестов предопределяются не расовой принадлежностью исследуемых, но их социальным положением, условиями труда и быта (например, работа О. Клайнеберга "Раса и психология", 1956).

Р. используется в современных капиталистических странах (особенно в ЮАР, Родезии) для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, а во многих случаях и геноцида. В США усиливается борьба с теорией и практикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев.

В ЮАР и Родезии существуют законы и активно осуществляются запретительные и репрессивные меры, препятствующие общению и заключению браков между белыми, с одной стороны, чёрными и цветными — с другой. Политика сегрегации и апартхейда, проводимая в этих странах, сопровождается кровавыми инцидентами, убийствами, жестокими преследованиями противников Р. Из 22 млн. чел. населения ЮАР (1970) только белые (3,8 млн., около 20% населения) являются полноправными гражданами, остальные же — африканцы, "цветные" (метисы) и выходцы из Азии (главным образом индийцы) — подвергаются юридически закрепленной дискриминации во всех сферах труда и быта. Аналогичное положение характерно и для Родезии, где Р. объявлен официальной идеологией, призванной увековечить господство европейского меньшинства (менее 300 тыс. чел.) над африканским большинством (свыше 4 млн. чел.). Во многих других странах различные разновидности Р. используются для обоснования всевозможных националистических концепций, разжигания вражды между народами. До краха фашистской диктатуры в Португалии (1974) расовой дискриминации подвергалось коренное африканское население Анголы, Мозамбика и Гвинеи-Бисау. Антинаучный миф о существовании единой мировой еврейской нации взят на вооружение сионизмом.

В Канаде расовой дискриминации подвергаются эскимосы, индейцы и выходцы из Африки, в Австралии — сохранившиеся в этой части света (около 80 тыс. чел.) аборигены. В Великобритании после 2-й мировой войны 1939—45 усилилась дискриминация "цветных" иммигрантов из стран Британского содружества, число которых в 1974 составляло свыше 1,5 млн. чел. Смыкаясь с идеологами империализма, маоисты для обоснования своей великодержавной политики пропагандируют теорию о расовом единстве народов Азии и исключительности Китая, якобы призванного быть гегемоном мировой истории.

Общественно-политическая и научная борьба со всеми разновидностями Р. развернулась, как только стали появляться расистские сочинения. Активное участие в ней приняли передовые общественные деятели, писатели и учёные всех стран. Фактические материалы, накопленные различными общественными и естественными науками, антропологией, этнографией и др. дисциплинами, изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Все морфологические и физиологические признаки, по которым выделяются расы, малосущественны для общей биологической эволюции и исторического развития человечества.

Исторический опыт свидетельствует, что социально-экономический и культурный прогресс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР, народы которого расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции о существовании "высших" и "низших" рас и о расовой обусловленности исторического процесса. Против Р. свидетельствуют также экономические и культурные успехи др. социалистических государств Европы, ДРВ, КНДР, Кубы, развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, население которых принадлежит к разным расам и всевозможным смешанным и переходным группам между ними.

По решению 21-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в память жертв расстрела в 1960 в Шарпевиле и др. городах ЮАР мирных демонстраций африканцев ежегодно 21 марта проводится международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. Созванные ЮНЕСКО совещания экспертов-специалистов в Москве (1964) и Париже (1967) осудили все виды Р. 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию, в которой подтверждает "твердую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества" [Документ A (RLS) 2646 (XXV), 4, ХП, 1970]. 1971 был объявлен Международным годом согласованных действий против всех видов расовой дискриминации, а 1974—84 — десятилетием максимально эффективной борьбы с Р. Борьба с Р. — неотъемлемая часть политической и идеологической борьбы между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими классами и трудящимися, между империалистами и народами, недавно завоевавшими государственную самостоятельность.

Лит.: Наука о расах и расизм. Сб. ст., М. — Л., 1938; Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. ст., М., 1951; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Расизм и его социальные корни, в книге: Антропология, М., 1963; Против расизма. [Сб. ст.], М., 1966; Документы обличают расизм, М., 1968; "Нет!" — расизму, М., 1969; Народы против расизма, М., 1970; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Общественное развитие человечества и расы, в их книге: Народы, расы, культуры, М., 1971; Расы и народы, в. 1—5, М., 1971—74; Уинстон Г., Объединить усилия в борьбе с расизмом, "Проблемы мира и социализма", 1974, № 5; Reces and peoples. Contemporary ethnic and racial problems, Moscow, 1974.

Н. Н. Чебоксаров.
"

Ответить

Фотография posluh posluh 09.02 2010

У многих цивилизаций была эта особенность – делить народы на культурные - свои, и варварские – чужие. Так что это считается вполне нормальным с психологической точки зрения. Китайцы, римляне, греки и египтяне так относились к своим соседям. Арии (благородные) и монголы (храбрые) относились к завоеванным народам как к не совсем полноценным – слабым, трусливым, диким. Но эти отношения не считаются расизмом, не только потому, что тогда не было таких терминов и теорий, но и потому, что на практике ни кто не придерживался строго этих идей. В Китае сяньбиец или тюркют (в Риме – германец или фракиец) вполне мог занимать высокий пост в армии, государстве и в религии, - в том числе и при реальной власти этнических ханьцев (В Риме - римлян). А бывали периоды в истории этих империй, когда к власти приходили те, кого недавно называли варварами, и это – при одобрении, по крайней мере – не противлении представителей основного этноса.
Наверно, первой идеей похожей на расовую была иудейская идея о богоизбранности, изложенная в Талмуде. (Религиозные традиции иудаизма.). В Иудеи царей чужеземцев не было, поправьте меня, если ошибаюсь. Но, хотя, иудеи вели завоевательные войны, это были обычные для того времени дела. Соседям, особенно более-менее сильным не было ни каких бед от иудейской «богоизбранности» - иудеи не утверждали эту идею огнем и мечом по всей земле. Здесь нужно припомнить ситуацию, в которой жили тогда иудеи. Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия, индо-иранские «народы моря» и т.д. - многочисленные, сильные и великие народы обступали маленьких евреев и крутили ими как хотели.
Ответить

Фотография posluh posluh 09.02 2010

В течении почти всех Средних Веков о расизме не могло быть и речи не только в Азии, но даже в Европе, - великие переселения народов так перемешивали этнические составы стран, что ни кому и в голову не могли прийти подобные идеи.

С открытием Америки, что называется, «понеслась».
Тогдашняя идеология утверждала, что Адам, Христос и большинство положительных персонажей Библии – белые, а вот Сатана – черный. То, что у индейцев и негров есть душа (т.е. люди они, в принципе) долгое время считалось под вопросом. В 1550-51гг. состоялись «научные» диспуты в Вальядолиде между испанским богословом Хуаном Гиннес де Сепульведой и доминиканцем Бартоломе де Лас Касасом. Сепульведа доказывал «естественную неполноценность и порочность американских туземцев», он не считал их «рациональными существами», для него индейцы в такой же степени отличались от испанцев, как «жестокие существа отличаются от добрых или обезьяны от людей». Надо ли говорить, что подобные взгляды были одобряемы многими испанскими конкистадорами?

Потом дошло дело и до негров. Теоретическим обоснованием для порабощения негров служила 9 глава Бытия, в которой повествуется о том, как Хам, сын Ноя, увидел «наготу» своего охмелевшего отца. Рассерженный Ной проклял не Хама, а его сына Ханаана, провозгласив, что «раб рабов будет он у братьев своих». Богословы утверждали, что негры являются потомками Ханаана и поэтому вполне законно обращать их в рабство.

Но испанская конкиста была «цветочками», «ягодки» начались с прибытием в Америку французов и англичан. Испанские поселенцы всё-таки шли на контакт с местным населением, не только культурный, - активно вступали в смешанные браки. Чего не было в Северной Америке. Индейцы (а их история и культура древнее всей «германской»!) в глазах американцев были диким и глупым народом, неспособным приобщиться к цивилизации. Поэтому у индейцев были только две перспективы – пуля в затылок, или жизнь в неволе (резервации). Отношение США к индейцам выразилось в знаменитой фразе генерала-палача Шеридана: "Хороший индеец - только мертвый индеец". Конечно, в завоевании территорий, и даже в геноциде народа ничего особо нового не было. Кроме одного «но» - расовое идеологическое обоснование – завоеванный народ неполноценный, и именно по своему происхождению.

Англия начала работорговлю в Америке в 1563 с повеления «белой и пушистой» Елизаветы Тюдор. Какая же раса оказалась наиболее «приспособленной» к рабской участи, и неприспособленной ни к чему другому? Неполноценной расой оказались негры. В «свободных» США рабство негров было закреплено законом.

Почему же возникла необходимость в расовой теории?
Христианская идеология господствовала над всеми сторонами жизни европейцев. Не только войны (вспомните Крестовые походы, Жанну д’Арк и т.д.), но даже повседневная жизнь (внешний вид, питание, поведение) – всё требовало религиозно-идеологического обоснования. Этого же требовало и завоевание Америки. Поэтому, расовая теория, пусть и не сформированная окончательно, возникла под диктатом христианской морали.
(А ведь в древности всё было на много проще, делалось заявление: «Это наша исконная земля, данная богами, а народы, живущие на ней – наши взбунтовавшиеся подданные», и - «всех делов». Не надо было придумывать расизма.)
А с другой стороны, легко представить первых «открывателей» Америки. Маленькая кучка поселенцев, а вокруг - неизвестные, пугающие леса, джунгли, звери, а хуже всего - враждебная орда неверных варваров. Эти «бравые» конкистадоры жили в постоянном страхе за свою жизнь, их окружал чужой мир (и не столько материальный, но и сверхъестественный, мир чужих духов и богов), они были в нём изгои.
Сообщение отредактировал posluh: 09.02.2010 - 19:15 PM
Ответить

Фотография posluh posluh 10.02 2010

В конце XVIII века Англия завоевала Индию. Ученые обнаружили вдруг сходство языков многих народов Евразии, предки которых оказались общими - индо-европейцами, индо-иранцами, ариями. Казалось бы, вот она, идея братства и единства, равенства и свободы! Не тут-то было, такие теории оказались не ко двору. XIX век стал веком рождения теории расизма. Вот короткий обзор теоретиков расизма из энциклопедии hrono.ru.
- Жозеф Артур де Гобино (1816-82), французский дипломат и литератор, один из первых систематически изложил идеи о роли расового фактора в истории. Его взгляды (“Опыт о неравенстве человеч. рас”, 1853-55) оказали большое влияние на развитие понятия “раса” в 19 в. и легли в основу почти всех последующих теор. построений антропосоциологии. Гобино важнейшим фактором истор. процесса считал расу. Он различал три “чистые” расы (белую, желтую и черную) и многочисл. “смешанные” типы, возникние в рез. их истор. контактов. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает специфич. культурными способностями. Создаваемые разными расами цивилизации по своей природе некоммуникабельны, т.к. прирожденные расовые дарования у разных рас принципиально различны. Судьба каждой истор. цивилизации определяется ее расовым составом. При чистоте расы образ мысли всех ее представителей остается одинаковым в силу кровной общности, и нац. учрежедения соответствуют чаяниям и устремлениям всех. “Смешение крови” создает дисгармонию в воззрениях об-ва, ведет к моральному и социальному хаосу; чем более смешанные браки выхолащивают расовый характер цивилизации, тем более она утрачивает “жизненную силу” и “творч. дух”, неумолимо увлекаясь к деградации и гибели. В качестве примера цивилизаций, сохранившихся в силу расовой чистоты, Гобино называл Индию и Китай. Расы неравноценны. Белая (арийская) раса обладает большей культурной одаренностью и является единств, творч. культурной силой в истории, именно она создала все великие цивилизации (инд., кит., егип., семитскую, антич. и совр. европ.); европ. история началась с нашествия германцев. Элитой арийской расы Гобино считал германцев, под к-рыми понимал франц. аристократию. Низшие расы неспособны самостоятельно подняться до вершин цивилизации. Идеи Гобино не получили признания во Франции, но были восприняты в Германии (Р. Вагнер, Х.С. Чемберлен и др.).
- Х.С. Чемберлен (1855-1927), политик. философ-германофил английского происхождения, был наиболее известным последователем Гобино в Германии. Чемберлен, не давая определения расы, активно пользовался этим понятием. Различия между расами, с его т.зр., являются биол. и интеллектуальными. Высшее положение в расовой иерархии Чемберлена занимает “арийская” раса, или “нордический” тип: “высокие белокурые долихоцефалы”. Наиболее “чистыми” представителями арийской расы провозглашались германцы. Расцвет всех цивилизаций определялся влиянием герм. племен, а упадок — смешением их с другими расами. Чемберлен описал европ. культуру как рез-т совместного действия пяти факторов: 1) искусства, лит-ры и философии Др. Греции; 2) права, гос-ва и гражд. об-ва Др. Рима; 3) христ. откровения, возрожденного Реформацией; 4) организующего творч. духа германцев; 5) чужеродных и разрушит. влияний иудаизма и евреев. Первейшей задачей герм. народов он считал освобождение от “порабощающих чужих представлений”, а именно от “семитич. представлений о мире” и “моисеевой космогонии”; предлагал вернуться к исконному “арийскому миросозерцанию”, осн. принципом к-рого он считал “гармонич. слияние с природой”. Если Чемберлен в основном оперировал мифологемами, впоследствии нашедшими широкое употребление в идеологии нацизма, то Аммон и Ляпуж попытались доказать неравноценность рас и превосходство белой расы при помощи научных обоснований.
- О. Аммон (1842-1916), нем. антропометр и один из родоначальников антропосоциологии, провел ряд антропометрич. измерений в Бадене, Карлсруэ и Фрейберге, воспользовавшись “краниальным индексом”, введенным швед. антропологом Г.Ретциусом. На основе этих исследований он пришел к выводам, что среди горожан и высшего класса выше доля долихоцефалов, а среди крестьян и низших классов преобладают брахицефалы; долихоцефалы самой природой предназначены занимать господствующее положение в об-ве; существует прямая связь между долихоцефалией и уровнем интеллектуальных способностей; каждое об-во прогрессирует до тех пор, пока в нем не падает доля долихоцефалов, т.е. наиболее талантливых и одаренных.
- Ж. Ляпуж (1854-1936) также классифицировал человечество по типам головы и связывал культурные различия с брахицефалич. и долихоцефалич. типами. Долихоцефалы (длинноголовые) формируют высшую (арийскую, или нордич.) расу, брахицефалы (короткоголовые) — низшие расы.
- Л. Вольтман (1871-1907), нем. публицист, философ и деятель социалистич. движения под влиянием воззрений Гобино, Аммона, Ляпужа и Чемберлена разработал “полит, антропологию”, центр, идеей к-рой стал тезис, что “расовый процесс”, состоящий в борьбе рас друг с другом и в их приспособлении к природным условиям, образует “естеств. основание социального процесса”. Вся культурная история человечества связана с расовой борьбой. Первоначально “чистые расы” смешивались в ходе истории. Вольтман редактировал журнал “Politisch-anthropologische Revue” (1902-07), рупор мистич. веры в провиденциальную миссию “высокого белокурого сверхчеловека”. Под влиянием Вольтмана находились теоретики расизма в Германии (X. Гюнтер и О. Хаузер) и США (М. Грант).
- Л. Гумплович (1838-1909), известный польский социолог, представил не-расистскую концепцию “расовой борьбы” в работах “Раса и гос-во” (1875) и “Расовая борьба” (1883). Он постулировал наличие у людей врожденной склонности объединяться в группы и развивать чувство единения. Группы, едва сформировавшись, вступают в конфликт друг с другом. Вся история цивилизации — история непрекращающейся борьбы между группами: расами, гос-вами и классами. Расовая борьба является исторически первой формой межгруппового конфликта.
- В США расистскими идеологами были Д. Нотт и Д. Глиддон с книгой "Типы человечества" (1865) и М. Грант. Они утверждали неполноценность негроидной расы.
- В Англии – помимо Чемберлена были ещё Д. Хайкрафт и Б. Кидд.

Ну как насчет причины? XIX век – век европейских и американских побед и завоеваний? Это внешняя сторона медали. Другая – XIX век постоянных этнических войн, национально-освободительного движения. А эта сторона куда ближе простым колонизаторам – солдатам, офицерам и другим. Восстание озлобленных рабов, которых годами унижали, и наконец припёрли к стенке, и они готовы умереть, лишь бы отомстить и унести с собой хотя бы одну ненавистную господскую душу. Этих не остановить ни современной техникой, ни крепостями. Не трудно представить какой постоянный страх испытывали (не всегда осознанный, чаще подсознательный) колонизаторы ночью за стенами своих фортов, посреди враждебной страны, вдалеке от своих близких; не говоря уж о контактах с местным населением. Сегодня они провели карательную операцию успешно, а что будет завтра? Да и в тихих Парижах и Лондонах знающие люди осознавали, что если поднимутся колонии, мало ни кому не покажется. Плюс к этому, плохое знание культуры «туземцев», отбрасывание любой мысли о возможной полноценности их как людей, всё это вело к непониманию, страху и жестокости.
Ответить

Фотография posluh posluh 13.02 2010

Надо для примера, рассмотреть поближе хотя бы одного основоположника расизма. Про графа Жозефа Артура де Гобино и его труды хорошо писал Гофман А.Б. - http://www.gumer.inf.../Gofm_ElRas.php
- там очень обширная критика, поэтому перескажу, как и ранее, своими словами, пример уж больно показательный.

Родился Гобино в 1816 году в захиревшей дворянской семье. Годом раньше с треском рухнула империя Наполеона - под Ватерлоо разгромлена французская армия, а самого диктатора вторично арестовали. На протяжении всей своей жизни Гобино был невольным свидетелем социальных и политических катаклизмов потрясающих его страну – революции, реставрации, войны, восстанавливающиеся и рушащиеся империи. Причем, по своему происхождению и внутреннему складу, он был от всего этого далек. Гобино был из старых аристократов, но не знатных, поэтому он не слишком переживал за новых наполеоновских аристократов, буржуа, а тем более – за низшие сословия, да и среди «своих» его не очень знали и ценили.
В 1835 году молодой Гобино прибыл завоевывать Париж. Это было тяжелое время: торгово-промышленный кризис, безработица, эпидемии холеры, постоянные восстания рабочих. Амбициозного аристократа не брали на должности «соответствующие его статусу», скрывая унижение он вынужден подрабатывать простым служащим в газовой кампании, почтовом ведомстве, журналистом в газете. В свободное время увлекался литературой, даже писал, но ничего оригинального у него не получилось, только романтические подражания Стендалю и Мериме, поэтому его книги не пользовались успехом. Анатоль Франс писал про него: «Мы знали, что он пишет книги, но никто их не читал». Пробовал себя в скульптуре – тоже ничего не вышло.
В 1849 году, после очередной революции, министр иностранных дел Алексис Токвиль (из старого и знатного аристократического рода) принимает Гобино на службу в качестве начальника своей канцелярии – всего на несколько месяцев, пока самого Токвиля не сместил, а затем посадил Луи Наполеон Бонапарт. Гобино получает работу вне столицы – первым секретарем, а под конец главой зарубежных дипломатических миссий. У него были надежды стать послом, но они не оправдались, оскобленный Гобино подал в отставку.
Ни работа, ни творчество не давали ему самоутверждения и славы, от этого он считал себя неудачником. В 1874 г. в одном из писем сестре он писал: «...у меня в десять раз больше таланта и достоинств, чем у большей части значительных людей моего поколения, и... несмотря на старания, мужество, терпение, труд я ничего не достиг». Он ненавидит современный ему мир, в котором правят и который наполняют, по его мнению, «умники, негодяи и пройдохи», «...я ненавижу и презираю современную эпоху...», - восклицает Гобино. Он презирает свою эпоху, страну, современников, и в тоже время требует от них признания и почитания. М. Биддис заметил: «он испытывал некую разновидность комплекса незаконнорожденности, сочетая одновременно гордость собой вследствие вызова принятым ценностям и стремление к формальному узаконению и признанию». Современные психологи сказали бы, что у Гобино целый набор комплексов, во главе с комплексом неполноценности.
В своей последней книге Гобино описал, придуманную им самим, генеалогию своей семьи, которую он возводил к норвежскому пирату Оттару Ярлу, жившему в IX - X вв., покинувшему родину и высадившемуся в Нормандии. Почему именно к норвежскому? Да потому, что, по его мнению, «Норвегия - земля, где жили боги». В книге об Оттаре Ярле Гобино демонстрировал себя в качестве одного из последних представителей той самой элиты, исчезновение которой воспринималось им как признак безнадежного вырождения. Стоит ли удивляться, что в итоге граф Жозеф Артур де Гобино попал в психиатрическую лечебницу Гренобля, где и умер 13 октября 1882 года.
На самом деле, основной труд Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855) должен был похоронить расовую идею, а по иронии судьбы оказался основополагающим. Так много в этой книге пессимизма, противоречий, исторических неточностей, логических ошибок, примитивных предрассудков и штампов. Неверие в перспективы цивилизации и отрицание прогресса, у него соседствует со слепой романтической верой в интеллект благородной белой расы, вернее - её «элиты». В описании истории он делает бездоказательные выводы, причем тем древнее история, и соответственно меньше достоверных сведений о ней, тем категоричнее его заявления. Нисколько не колеблясь, он утверждает, что итальянцы красивее, чем немцы, швейцарцы, французы и испанцы; что англичане красивей телом, чем славяне, и обладают самой большой силой кулака среди европейцев; что французы и испанцы обладают лучшей сопротивляемостью усталости, лишениям, климатическим условиям, чем другие европейцы. Колониальные захваты, по мнению Гобино, приводят к смешению и вырождению белой расы, а значит не нужны и вредны, этого тезиса не замечали его последователи. Гобино делает странные прогнозы об уменьшении численности населения планеты, якобы вследствие вырождения. Гобино не замечает тавтологичности своего основного утверждения: смешение рас выступает в его концепции одновременно как признак вырождения цивилизаций и как его причина; отсюда вытекает бессмысленность этого утверждения. Кстати, свой труд Гобино написал, когда ещё ни разу не выезжал из Европы. Карл Маркс раскритиковал все эти и многие другие недостатки гобиновского сочинения, и дал жесткую оценку автору: «...Для таких людей всегда является источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то презирать...»

О Гобино ещё можно почитать:
http://www.wikivo.wi...
http://www.majestica...l/46094681.html
http://www.hrono.ru/...o_g/gobino.html
Сообщение отредактировал posluh: 13.02.2010 - 17:17 PM
Ответить

Фотография posluh posluh 19.02 2010

О причинах зарождения и вспышек расизма существует много различной литературы и мнений. Причин этих выявлено много, они разнообразны, но исследования продолжаются. Вот попробовал собрать эти причины воедино, в основном с точки зрения социальной психологии, опять же в меру своего понимания.
1. Индивид и социум. Это касается, в основном, психологии отдельного человека, но т.к. расизм – явление общественное, то и общества тоже.
- Инстинкт ксенофобии - страх перед чужаками. Он достался человеку от гоминидов, и присущ всем. Так же как первые люди, боялись незнакомого человека из другого племени, особенно если он выглядит или говорит по-другому, так же это происходит и сейчас. Ведь они не понятны, и могут нести опасность, так подсказывает инстинкт.
- Стереотип. Человек живет в обществе, чьи предубеждения оказывают на него влияние, часто трудноуловимое, тут речь не об агрессивной и негативной пропаганде. В общественном сознании занозами сидят определенные стереотипы об особенностях разных национальностях. Они невольно, мимоходом, часто без всякой негативной оценки передаются от человека к человеку. Например, немцы – пунктуальны, китайцы – дисциплинированы, евреи – предприимчивы. Вероятно, человек без них не может обойтись. Только плохо, когда они приобретают негативную окраску, и вырабатывают снисходительное, пренебрежительное или враждебное отношение к другим национальностям.
- Вымещение - бессознательное вымещение раздражения в виде агрессии на постороннем и слабом субъекте. Человек копит обиды от людей или обстоятельств, которым он не в состоянии противодействовать, а затем выливает накопленную агрессию на беззащитном или подчинённом. Аналогичные ситуации могут быть и в масштабе этносов. В 1930-х немцы (конечно далеко не о всех немцах идёт речь) оказались в унизительном положении, но англичанам, французам и американцам ответить не могли, тогда они нашли «козла отпущения» внутри своей страны – евреев, и выместили злобу на них.
- Проекция своих комплексов и недостатков на других. Например, у старой девы не смеющей признаться себе в том, что испытывает половое влечение, вырабатывается установка, что половая жизнь – нечто грязное и низменное. Свои подавленные сексуальные импульсы она бессознательно проецирует на других, и ей кажется, что у всех окружающих грязные мысли. Она смакует чужое плохое поведение, не понимая, что в действительности речь идет о ее собственных проблемах. Аналогичным образом, пуританская мораль и запреты порождают ханжество, лицемерие, а худшем случае – инквизиторскую борьбу за «чистоту нравов». А в основе то – свои затаённые грехи «охотников на ведьм» и инквизиторов. Кстати, на нашем форуме есть сообщение на эту тему. Соответственно, подверженные этому комплексу, индивиды свои недостатки проецируют на дискриминируемые расы.
- Склонность к авторитаризму. По исследованиям психологов получается, что потенциальные расисты и фашисты встречаются чаще среди личностей склонных к авторитарным взглядам. Это встречается в семьях (родители – деспоты и насильники, например Йозеф Фрицль), и в обществе (издевательства в тюрьме Абу-Грейб).
- Кроме этих, многие другие психологические факторы могут влиять на развитие расизма у индивида: нервозность, страх, инфантильность, комплекс неполноценности, неуверенность, зависть…
2. Общество и государство.
- Исторические обиды. Это прошлые завоевания, геноциды, отвоеванные территории, интервенции и т.п., которые не забываются и всплывают, особенно в тяжелые периоды, и при искусственном разжигании. Примерно подобные случаи описывает ещё Геродот, по его версии троянская война началась из-за неоднократных похищений греческих женщин. Исторические обиды могут привести к вспышкам националистической розни.
- Экономические причины, особенно кризисы, обостряют межэтнические конфликты. Тут: нарастание раздражения из-за снижения уровня жизни и боязнь конкуренции.
- Политические причины. Это проявление агрессии как реакция на унижения и дискриминацию, поражение в войне, обиды за неудачи во внешней политике, шок от внутренних перемен и реформ.
3. Прочие. Это не психологические причины, но они могут влиять на психологию, как отдельных личностей, так и всего общества.
- Ранее воспитание, школьное обучение.
- Низкая общая образованность, и осведомленность об истории, культуре и религии своего и других народов.
- Пропаганда сверху, истерия СМИ, с целью развязывания войны, политической агрессии, экономического давления.
- Внешние провокации, с целью дестабилизации внутренней обстановки в государстве.

Конечно, не все эти моменты по отдельности, и даже сумма некоторых из них, непременно приведут к расизму. Но если неудачно сложатся – жди беды.
Кое-что по психологии расизма можно почитать тут:
http://www.gumer.inf...rnjav/index.php
http://psyfactor.org.../xenophobia.htm
Ответить

Фотография posluh posluh 21.02 2010

Возвращаюсь к истории. Начало XX века, США.
"Перед первой мировой войной негритянское население США насчитывало около 10 млн. человек. 89% из них жили на юге, но уже в то время все больше и больше чернокожих американцев переселялось на Север в пользу лучшей доли.
Впрочем что следует понимать, под обределением негр? Казалось бы ответ на этот вопрос элементарен. Но для американцев все было сложнее. Народная пословица гласила: «Одна доля негритянской крови делает человека негром». Законодательная практика США начала 20 века вполне разделяло это воззрение. Во Флориде, в Мэриленде, в Миссури, цветным считался каждый, кто имел 1/8 негритянской крови. В федеральном округе Колумбия - 1/16. В Луизиане - 1/32. В Джорджии, Алабаме, Техасе, Оклахоме, Теннеси, Арканзасе - 1/64 доли негритянской крови было достаточно чтобы человек считался негром. Но и это некоторым было не достаточно! В 1920-хх годах законодатели Южной Каролины проголосовали за законопроект, согласной которому, каждый в котором есть хоть капля негритянской крови считался негром. (По знаменитым Нюрнбергским законам Германии евреем считался человек с ¼ еврейской крови) Правда прохождения этого закона было заторможено в верхней палате, поскольку по словам одного из сенаторов: «Если вы введете его, - доказывал он, - тот в тот же день весь штат будет залит кровью, и мало того, во всем штате не останется, пожалуй, ни одной чисто белой семьи».
Неудивительно, что в США в то время было масса белых и голубоглазых негров, жизнь которых регламентировали расовые законы. Некоторые из несмотря на запреты всеми правдами и неправдами выдавали себя за белых. Социолог Р. Стаккерт считал, что в 1950-хх гг. 21% белых американцев в действительности имели негритянское происхождение.
Жизнь этих десяти миллионов регламентировала система расистких законов и обычаев называемая системой Джима Кроу. Даже на 1940 г. только 5% негров американского юга имели право голоса. На юге США повсеместно неуклонно соблюдалась рассовая сегрегация. В 31-ом штате межрасовые браки были строжайше запрещены. Этот запрет просуществовал до 1967 года! В Алабаме была запрещена игра черного с белым в домино или в шахматы. Любая попытка жить под одной крышей с представителем другой расы вызывала немедленную реакцию полиции, как «нарушение общественного порядка». Выдающийся ученный Ч. Дрю, открывший плазму крови, умер после автомобильной катастрофы на пороге больницы в Джорджии, поскольку врачи отказались принять в больницу для белых черного коллегу.
Недаром нацистский идеолог Альфред Розенберг ставил в пример Германии американские расовые законы, поскольку «между белыми и цветными существует непроходимая преграда». Великий историк черной Америки У. Дюбуа писал в своих «Воспоминаниях, что «К двадцатым годам XX в., легализованная система кастового деления по признаку расовой принадлежности и цвета кожи стала, можно сказать, частью демократической конституции Соединенных Штатов». О паралелях между США и Индией упоминал и Мартин Лютер Кинг.
Впрочем проблемы чернокожих врачей мало кого волновали. Это же была такая редкость. Только 5% негров в 1940 году оканчивали среднюю школу. Большинство негров на юге выступали в качестве арендаторов. Землевладелец снабжал их землей, семенами, инструментами и скотом, за что арендаторы должны были отдавать большую часть урожая. Работа проходила под конвоем надсмоторщиков. Часто негров работавших на земле заковывали в кандалы (!). Продукты они могли покупать только в хозяйской лавке.
По результатам работы арендаторы не только ничего не зарабатывали, но и оставались в долгу у хозяина. В 1939 году Баптисткая конвенция Джорджии отмечала, что «имеется больше негров, ставших долговыми рабами, чем находилось в рабстве перед войной между штатами».
В случае ненадобности, хозяева прогоняли этих рабов-пеонов на «свободу», а точнее на голодную смерть. Но в обычное время уехать с юга было сложно и опасно. Черным не продавали билеты на станциях, ку-клукс-клан часто останавливал поезда и высаживал пасажиров негров.
Активно использовался и рабский труд заключенных, которых власти сдавали в аренду крупным плантаторам.
На Севере США ситуация была ненамного лучше. И там расизм был нормой жизни, неписаным обычаем. Чернокожие могли расчитывать только на самую грязную работу, и на жизнь в переполненых гетто, по несколько семей в одной коммунальной квартире (до конца 60-хх годов!).
В 1912 году Вудро Вильсон, кандидат на пост президента США пообещал чернокожим американцам «сделать все от меня зависящее, чтобы способствовать интересам их расы в Соединеных Штатах» и … соврал. Порой просто диву даешся, как люди из поколения в поколение верят вранью Вильсонов, Ельциных, Ющенко-Януковичей и прочих прохвостов. Напротив, с приходом во власть южанина Вильсона положение американских негров с точки зрения гражданских и человеческих прав стало критическим. В прессе и в научном мире дебатировались различные пути окончательного решения «негритянского вопроса», от поголовной стериализации, до более серъезных мер.
Но тут началась Первая мировая война и известный защитник прав и свобод Вильсон опять обратился к американским неграм с призывом, в котором говорилось, что «вы, негры, можете надеятся по окончании войны на полные гражданские права – такие же, какими пользуется каждый американский гражданин». Обманул? Догадайдесь уважаемые читатели сами. А негры опять поверили. Впрочем и белые тоже верили и верят всякому бреду из уст народных избранников. Тогда и сейчас.
Бум в военной индустрии основанный на заказах союзников США по Антанте породил тысячи новых рабочих мест. Из-за дефицита рабочей силы на заводах стали появлятся чернокожие рабочие (до 10-хх годов 20 века это было большой редкостью). Но появление негритянского пролетариата было омрачено трагическими событиями. Работодатели предпочитали использовать черных рабочих прежде всего дешевую и неквалифицированную рабочую силу, либо как штрейкбренезабываем. Темнокожие американцы попали в заколодованый порочный круг. Расисткое руководство американских профсоюзов и многие расистки настроенные рабочие не хотели видеть негров на заводах. В 1919 году в Виргинии две тысячи рабочих вышли из АФТ (Американской Федерации Труда) поскольку в числе делегатов от штата на съезд АФТ был один темнокожий. С другой стороны, многие негритянские лидеры видели в штрейкбрехерстве единственно возможный способ проникновения в ранее закрытые для темнокожих отрасли американской промышлености. Это привело к трагическим последствиям.
В июле 1917 года в Ист-Сен-Луисе (Илллинойс) бастовавшие рабочие военного завода линчевали черных штрейкбpexeрoв, а когда в защиту убитых вступили жители негритянских кварталов города, начался погром. 6 тысяч чернокожих были изгнаны из своих домов, их имущество было разграблено, а 125 человек погибли.
<...>" http://haspar-arnery...com/165615.html
Сообщение отредактировал posluh: 21.02.2010 - 17:23 PM
Ответить

Фотография posluh posluh 21.02 2010

(продолжение)
"Единственными радовавшимися в создавшейся ситуации были капиталисты. Крупнейшая забастовка метллургов 1919-1920 г. в которой участвовали 365 тыс. рабочих в 10 штатах была сорвана 30 тысячами черными штрейкбрехерами. Руководители «Карнеги стил компани» открыто признавли: «негры были спасителями. Когда у нас возникали конфликты с рабочими или когда была нужна дополнительная рабочая сила для расширения производства, мы отправлялись на Юг и привозили тысячи негров».
Интернационализм это не нелепая блажь основоположников марксизма, это необходимое условия для успешной рабочей борьбы в глобальном мире. Рабочий класс США не усвоил этот урок и заплатил за это немалую цену.
Лишь радикалы, левее социал-демократов были открыты для работы с чернокожими трудящимися и стремились интегрировать их рабочее движение США. Показателен такой пример. В 1931 г. коммунист А Йокинен был уличен в том, что участвовал в изгнании троих черных рабочих захотевших зайти в финский рабочий клуб. Жюри из 14 человек признало Йокинена виновным в белом шовинизме и из компартии он был исключен. Это вызвало ярость финской социал-демократической газеты «Ravuaaja». Она писала: «Коммунистическая партия заставляет финнов лизать башмаки негров… Социалистическая антирасовая теория и идеал не требуют общения между представителями разных рас… Финн и негр – это день и ночь. Нельзя требовать от них взаимного понимания в общественной жизни».
200 тысяч чернокожих солдат было отправлено во Францию. Многие из них отличились в боях, но когда французское командование решило их наградить американские власти спохватились, что это может «испортить цветных». Были изданы листовки на французском языке (для французов), что негры это не совсем люди. (Любопытно, что вовремя войны на русском севере, аналогичные листовки только про евреев распостраняли англичане). Контакты между французами и черными солдатами пресекались. Фактически США экспортировали расизм во Францию, как это они уже делали на Филиппинах, на Гавайях, в Пуэрто-Рико, на Гаити и в Доминиканской республике.
Все же американское правительство было напуганно, что за границей в головы негров могут попасть «крамольные» идеи. В конце войны сам президент Вильсон послал в Францию майора Р. Мотона для подготовки «цветных солдат» к «американскому образу жизни».
Еще бы! Даже в самих США среди негров ходили опасные мысли. После октябрьской революции негритянские газеты писали, что « новая Россия стала страной, где десятки расовых и национальных групп уладили свои разногласия и нашли общую основу для сотрудничества, страной, где уничтожен колониальный гнет и восторжествовала расовая справедливость». В мае-июне 1918 года некоторые журналы заканчивали свои публикации призывом «Да здравствую Советы!»
Американские власти понимали, что «добрых слов» здесь будет недостаточно. На защиту «амриканских ценностей» было мобилизовано гражданское общество. Ку-клукс-клан вырос с 2 тыс. человек в 1917 году, до 100 тыс. человек в 1919 году. К середине 1920-хх гг число активных членов ку-клукс-клана насчитывало до 1.5, а общая численость членов колебалась от 5 до 6 млн. человек. Из рядов клана вышли многие сенаторы, члены Верховного суда, а так же возможно и президент Гардинг. (Для террора против левых в то же время действовала ветеранская организация белых – «Американский легион», аналог фрайкора, ударников в России, фашистов в Италии)
Количество жертв ку-клус-клана сегодня определить невозможно. Формально их число исчисляется десятками людей в год. Но убийства совершались постоянно. Людей забирали ночью и они не возвращались.
Черные ветераны стали основным объектом для охоты Клана. В 1919 году 14 из них были публично сожжены, причем 11 из них сожгли заживо. Некоторых спецально сжигали в солдатской форме. Страну захлестнула волна погромов. В июле 1919 года толпа погромщиков при поддержке полиции ворвалась в негритянский квартал Вашингтона. Но там они встретили отпор. Негры перешли в контрнаступление и в течение нескольких часов фактически контролировали столицу США. В августе того же года погром в Чикаго, вылился в двухнедельные уличные бои. «Долг каждого здесь, - говорил один из жителей гетто – обеспечить себя ружьем и боеприпасами. Сам я имею по крайней мере одно ружье и достаточно боеприпасов чтобы оно оказалось полезным». В Арканзасе издольщики создали профосюз и с оружием оказали сопротивление плантаторам. Власти вызвали войска и 11 цветных были казнены на электрическом стуле.
В итоге сопротивление негританского населения было сломлено. Левые организации черных были уничтожены. Но полностью вернуть черную Америку к прежднему состоянию было невозможно. Почти сразу после событий 1919 года в США возникло первое общенациональное негритянское движение созданное Маркусом Гарви. В нем участвовало от 1 до 3 миллионов человек. Правда, эта организация была фашисткой и расисткой. В конце 1920-хх годов она «прославилась» скандальными переговорами с Кланом об организации переселения негров Америки в Африку. Дутые экономические проекты, которые так любят американские политики и политиканы, окончательно доканали проект Гарви. Но после Второй мировой войны эпоха «Дяди Тома» ушла в прошлое. Родился «новый негр», обладавший чувством собственного достоинства и знающий себе цену. В 1968 году он поднимится на революцию и завоюет не равноправие, но свободу.

По материалам книги Э.Л. Нитобурга Афро-американцы США. XX в. М 2009" http://haspar-arnery...com/165615.html
Сообщение отредактировал posluh: 21.02.2010 - 17:18 PM
Ответить

Фотография posluh posluh 22.02 2010

Конец XIX – начало XX века, Англия.
К середине XIX века Англия прямо управляла обширными территориями – Ирландией, Британской Вест-Индией, Канадой, Австралией, Южной Африкой, Индией, и косвенно контролировала даже большие регионы. Затем она захватывала одну страну за другой, пока к концу века Британская империя включала в себя четверть земного шара и пятую часть человечества.
Эта империя создавалась насилием, подкупом и политикой «разделяй и властвуй», но викторианцы приписывали свой успех «англосаксонскому» превосходству. Эта старая идея теперь все более подкреплялась псевдо-естественнонаучными теориями расы.
Теоретики XIX века, позднее опровергнутые, разделили человечество на «расы», основанные на чертах внешности. Они утверждали, что эти «расы» отличаются не только физически, но и психологически. Эти «различия» использовались при определении, какие «расы» ниже, а какие выше: разумеется, тевтоны, включая англосаксов, оказались на самом верху, а черные – особенно «готтентоты» - внизу, евреи и кельты – посредине.
Антропологи принялись измерять черепа и распределять их по разным «расам» на основании более или менее выдающихся вперед челюстей. Кельты и прочие, как оказалось, имеют более «примитивные» черты лица, чем англосаксы. Врач Джон Беддо изобрел «показатель негроидности» - формулу, позволяющую определять расовые составляющие данного народа. Он решил, что ирландцы смуглее, чем жители восточной и центральной Англии и ближе к коренным жителям Британских островов, которые имеют следы «негроидности». Британские высшие классы также считали свой рабочий класс почти отдельной расой, и утверждали, что у тех темнее волосы и кожа.
Англосаксонский характер, вкупе с тонкими чертами лица, предполагал предприимчивость, глубокомыслие, чистоту, законопослушание и сдержанность, в то время как характер различных покоренных народов был прямой противоположностью. Анатом Роберт Нокс в книге, изданной в 1850 году, описал кельтский характер как «бешеный фанатизм, любовь к войне и беспорядкам, ненависть к порядку и упорному труду, никакой привычки к накоплению; беспокойный, предательский и неуверенный – только посмотрите на Ирландию»... Отсюда неизбежное политическое следствие : «Я – сакс, я ненавижу все династии, монархии и власть, держащуюся на штыках, но последнее, похоже, единственное, что годится для кельтов».
Английские историки заявляли, что англичане – народ, состоящий из прямых потомков англосаксов, чье тевтонское или германское расовое наследие придавало им исключительные способности для управления собой и другими. Историк лорд Актон писал в 1862 году : «Кельты не принадлежат к прогрессивным, инициативным расам, они были скорее сырьем, а не двигателем истории, они или застойные, или регрессивные. Персы, греки, римляне и тевтоны – единственные создатели истории, единственные создатели прогресса. Другие расы имеют развитый язык, изощренную религию, наслаждаются роскошью и искусством, связанным с некоторыми достижениями цивилизации, которые они неспособны ни передать, ни развивать. Они – отрицательное явление в мире... Китайцы – люди в таком духе... Также индийцы ... Также славяне ... К этому же разряду относятся кельты (галлы)... Кельты наших островов, подобным образом, ожидали иноземного влияния, чтобы достичь сокровищ, которые в их собственных руках было бы бесполезным»...
Основываясь на таких предположениях, было легко оправдать захват других стран и уничтожение их независимости. Актон продолжает: «Подчинение народу с большей способностью к управлению – не несчастье, и в большей части стран – условие политического прогресса... Те, кто считают, что если нация принадлежит другому государству – это неправильно, таким образом попросту противоречат закону общественного прогресса»...
Одним из самых рьяных проповедников теории англосаксонского расового превосходства был Джеймс Энтони Фрауд, профессор истории в Оксфорде, ученик Карлайла. Фрауд описывал ирландских крестьян как «скорее грязных обезьян, чем человеческих существ», и, будучи протестантом, презирал «католиков-идолопоклонников» и их церковь. Он описывал ирландцев как «ненадежных вроде воды», в то время как англичане стоят за порядок и самоограничение. Только «успешный вооруженный деспотизм» может иметь успех в Ирландии, писал он, потому, что «дикий ирландец» понимает только силу.
Как и Карлайл, Фрауд интересовался Вест-Индией и с умилением вспоминал время рабства. Он считал «негритосов», как и ирландцев, низшей расой, и писал : «Природа создала нас неравными, и парламент (отменивший рабство в английских колониях – пер.) не может сделать нас равными. Кто-то должен руководить, а кто-то подчиняться, и вопрос только в уровне и способе... Рабства больше нет... но недобрым для человечества будет тот день, когда никого больше не заставят подчиняться тому, кто умнее его»...
<…>
Ответить

Фотография posluh posluh 22.02 2010

(продолжение)
Некоторые авторы развивали идею биологически основанного неравенства рас до ее логического конца : «окончательного решения». Чарльз Дилк, который делил человечество на «ценные расы», как англосаксы и «дешевые расы», как ирландцы или китайцы, наблюдал исчезновение американских индейцев с лица земли совершенно хладнокровно : «Постепенное вымирание низших рас - не только закон природы, но и благословение для рода человеческого». Передовая статья в Таймс в 1865 года с удовлетворением отмечала, что «кельты» покидают Ирландию и на их место приходят «саксы»: богатая и плодородная страна «потихоньку очищается в интересах и для удовольствия человечества... Католик-кельт скоро станет такой же редкостью на берегах Шэннона (река в Ирландии), как краснокожий на Манхеттене»...
Историк Эдвард Фримен, который, по словам некролога в Манчестер Гардиан «славил германские корни английской нации», написал во время поездки в Америку в 1881 году: «Это была бы великая земля, если бы только каждый ирландец прикончил негра и был за это повешен. Это мое чувство находит всеобщую поддержку, иногда с оговоркой, что ирландцы и негры нужны в качестве слуг – других ведь не найдешь».
Как ни странно, резкое расширение пределов империи в конце XIX века было на самом деле признаком потери Англией ее положения сильнейшей империалистической державы. Другие европейские страны и США опережали ее экономически, отсюда – отчаянный захват новых колоний.
Хотя упадок Англии становился все заметнее, самооценка англичан, странным образом, достигла высшей точки. Как описал это историк Бернард Поттер, Англия в 1890-х «стала империалистической державой» в смысле самосознания, чего раньше не было, кичась своей империей, как петух распускает хвост, чтобы произвести впечатление на соперников». Лорд Розбери размышлял : «Как великолепно все это! Созданное не святыми и не ангелами, но трудами рук человеческих. Человеческое, но в том же время не вполне человеческое, потому, что самый неверующий и самый бестолковый должен видеть в этом перст провидения».
Как и раньше, расизм использовался для оправдания разных способов управления в самой Англии и за морями. Лорд Кромер, губернатор Египта, считал что «свободные учреждения, в полном смысле этого слова, для ближайших поколений в таких странах как Индия и Египет, совершенно не подходят. Возможно, никогда не будет возможно сделать западный шелковый кошелек из восточного свиного уха» (Намек на английскую поговорку – «из свиного уха не сделаешь шелкового кошелька».) Стоит помнить, что знаменитая фраза о «демократии, которая есть наихудшая форма правления, не считая всех остальных», которую так любят повторять либералы всех мастей, принадлежит человеку, бывшему английским министром колоний и заявившему в 1921 году в официальном документе – «я решительно считаю необходимым применение отравляющих газов против нецивилизованных племен» - и подтвердившего это мнение делом. Речь идёт, конечно, о У. Черчилле.

В 1883 году Френсис Гальтон, английский психолог, ввёл в оборот понятие «евгеника» (образовано от греческого слова eugenes, означающего «хорошая порода»). Он выступал в поддержку «лучшей» расы, которая могла бы производить полноценное потомство, и стремился воспрепятствовать расам, которые он считал «неполноценными», иметь детей. Себя он, очевидно, относил к «лучшей» расе и, в силу этого, считал себя вправе вершить будущее всего человечества.
Гальтон считал африканцев неполноценными. Проведя два года в Африке, он написал книгу «Тропическая Южная Африка». О людях, с которыми он встречался, он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель». Не остаётся никаких сомнений относительно его убеждений после следующих его слов: «Средний интеллектуальный уровень негров примерно на две ступени ниже нашего».
Гальтон вынес однозначное решение: люди не равны между собой. О таких общечеловеческих идеалах, как «всеобщее равенство», он отзывался как о «несомненной лжи, не имеющей права на существование». Он писал, что любое милосердие по отношению к бедным и больным должно проявляться только в случае их добровольного отказа иметь потомство.
В 1923 году доктор Дж. Данстон, британский психиатр и член Комиссии по умственной гигиене в Южной Америке, заявил: «Есть основания полагать, что аборигены, даже из самых лучших племен, скорее всего относятся к расе, которая по умственному развитию является более низкой по сравнению с нашей…» Его доказательства? Аборигены «определяют время неточными способами, и, как правило, они не знают, каков их возраст и сколько времени прошло. А в их танцах, которые они так любят, нет изящных движений – важный психологический аспект, который следует тщательно изучить…»
По материалам с
http://www.gumer.inf...lit/kert/03.php
http://www.creating-...sm.ru/istor.htm

Нашёл ещё одну интересную книгу -
Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австро-баварской «расе господ» http://www.gumer.inf.../sark/index.php
Прочитаю, попробую написать короткий конспект.
Ответить

Фотография posluh posluh 07.03 2010

Прочитал. Конспектов писать не буду, т.к. всё равно все содержание книги не смогу вместить в форумное сообщение, напишу своё мнение. Книга убойная, по своей откровенности и прямоте. Сейчас так не принято говорить и писать, в современном мире насажденных «западных ценностей». Поэтому книга и не издана в США, Англии и Германии. Правда в ней нет ни каких сенсаций, книга процентов на 80 состоит из цитат, большая часть из них – прямые, все сведения - давно известны и напечатаны, от классиков до газетных статей (список литературы 1137 пунктов!). Просто автор собрал их вместе, мог бы и выводов не делать, и так всё понятно.
Попробовал недавно поискать информацию про эту тему, набрал в одном известном и шумливом американском поисковике: «английский расизм», а он мне: «наверно вы хотите найти - английский реализм». Посмотрим через недельку появиться ли там ссылка на эту страницу. Как-то не принято говорить про английский расизм, английский фашизм, американский расизм и американский фашизм. Даже у нас. Ещё в СССР были такие штампы, если фашизм - то немецкий, итальянский, империализм – американский, английский, а в Японии – вообще милитаризм. Как будто это не одно и то же. А ведь ещё Джавахарлал Неру утверждал, что империализм и фашизм кровные братья. Так же думают в странах пострадавших от европейского колониализма, они это прочувствовали на своей шкуре.
«Бремя белого человека» Киплинга - это разве не расизм? Там завоеванные народы английской империи названы полубесами, глупыми, слабыми, неполноценными, злобными, неспособными даже понять «мудрость» английского управления. Это стихотворение – ступень к кровожадным песням третьего рейха «Трясутся гнилые кости», «Когда с ножей потечет еврейская кровь, все станет еще лучше...».
Фашистские и расистские идеи Карлейла оказали прямое влияние на английских и немецких теоретиков и практиков. О рабочих он говорит как о «бесчисленных скотах», «бездушных тварях, отребье», у которых есть только «обезьяньи рожи, чертовы рыла... собачьи морды, тяжелые и угрюмые бычьи головы». Об ирландцах: «Разве это не великое благословение — избежать участи родиться кельтом?». О неграх: «ниггер — это единственный болван, единственный дикарь из всех представителей цветных рас, который не вымирает, столкнувшись с белым человеком», «черный имеет бесспорное право — быть принуждаемым к работе вопреки своей природной лени. Худший господин [для него] лучше, чем вообще никакого господина». Карлейлевское представление об идеальной империи: «полки негодяев поголовно работают под началом божественных фельдфебелей - инструкторов по строю» - прямо готовый фашистский лозунг-растяжка. А вот ещё: «Повиновение дает свободу».
Всех английских теоретиков расизма нет смысла здесь перечислять. Но один из них особенно показательный. Х. С. Чемберлен считал англосаксов и немцев одной германской (тевтонской) «расой господ», вслед за своими идеями перебрался из Англии в Германию, посвятил Гитлера в «спасители германской расы», стал пророком, духовным отцом нацизма, и умер на руках у Геббельса.
Всё это далеко не секреты. Так же не секрет, что в Англии были свои фашистские организации, руководитель одной из них - Британского Союза Фашистов (1931-40) – Освальд Мосли известен и сегодня. До 1940 у Гитлера в английской прессе был куда лучше образ, чем у Сталина, которого преподносили как лидера «еврейско-большевистской угрозы». Английская аристократия мечтала в союзе с немцами поработить своего исконного врага – СССР, или, как минимум, отдать его Гитлеру. О союзе Германия-Англия мечтал и немецкий фюрер.
Многие исследователи Гитлера, отмечали его восхищение Англией, как империй поработившей миллионы. Гитлер пытался скопировать английские образцы в третьем рейхе: мировоззрение о богоизбранной расе, силовую систему воспитания вождей по принципу английских паблик-скул, систему беспощадного колониального управления, идеологию расового превосходства. Гитлер не одобрял вялый, мечтательный и идеалистический характер немцев (в сравнении с англосаксонским), и стремился развить у немцев безжалостный «спонтанный расовый инстинкт» как у братьев по арийской расе. Опыт английских колонистов служил для Гитлера «моделью, которой должна была следовать Германия на востоке европейского континента». Да нужно прямо сказать, расизм и фашизм придумали не немцы, а англичане. Во время индийской кампании, завоевания Америки, колонизации, или ещё ранее – при высадке на британские острова – это не важно. А гитлеровская Германия уже довела эти идеи до логической точки, античеловеческой и антисистемной.
Книга полезна не только для ознакомления с историей, но для понимания некоторых политических «загадок», таких как: мюнхенский сговор 1938, странная война 1939, полет Р.Гесса в Англию в 1941, позднее открытие второго фронта в 1944, холодная война, объявленная Черчиллем в 1946, сегодняшнее поощрение нацизма в странах бывшего СССР со стороны Европы и США, современная западная идеология лицемерия и политика на основе права сильного и т.п.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 07.03 2010

Серьёзная тема, мне нравиться, что в настоящее время те, кто отличился на почве расизма сейчас нас учат толерастии.
Ответить

Фотография posluh posluh 09.03 2010

мне нравиться, что в настоящее время те, кто отличился на почве расизма сейчас нас учат толерастии.

Толерантность – это терпимость по словарям, а по сути - пофигизм. Т.е. на тебя давят (бьют, эксплуатируют, обманывают и т.п.) – терпи, на другого давят – наплюй. Это идеология для рабов. Если выразиться мягче: тебе что-то не нравиться – терпи. Наверно, это в духе Европы, но в перспективе такое «терпение», боюсь, может привести опять к нацизму.
То, что они пытаются выразить этим термином, по-русски должно называться дружелюбием, уважением или чем-то в этом роде.

Про «учителей». Они тоже люди разные, есть активисты, которых заботят проблемы своей страны, и они к нам не лезут. К тому же они знают всю эту историю, и что расистские и лицемерные наклонности глубоко лежат в западной ментальности. Их как раз мы плохо знаем.
А есть другие, которых не заботят не свои, не наши проблемы. У них определенные политические и идеологические цели. Это солдаты информационных войн, так к ним и стоит относиться.
Конечно, это только моё мнение.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 09.03 2010

Ну так те, которые ковыряются в своей песочнице меня вовсе и не пугают. Гораздо большую озабоченность мою вызыывают проводники толерастии местного пошиба.
Ответить

Фотография posluh posluh 10.03 2010

Толерантность – это терпимость по словарям, а по сути - пофигизм. Т.е. на тебя давят (бьют, эксплуатируют, обманывают и т.п.) – терпи, на другого давят – наплюй. Это идеология для рабов. Если выразиться мягче: тебе что-то не нравиться – терпи. Наверно, это в духе Европы, но в перспективе такое «терпение», боюсь, может привести опять к нацизму.
То, что они пытаются выразить этим термином, по-русски должно называться дружелюбием, уважением или чем-то в этом роде.

Отвлекся, поспешил и недописал, но все наверно поняли. Зло, конечно, терпеть нельзя, и с ним надо бороться, не важно какой оно национальности, религии или политической направлености. В этом плане наша ментальность бесхитростна и однозначна.
Ответить

Фотография posluh posluh 11.03 2010

В японии то же была теория, согласно которой "раса Ямато" - это "раса господ", соответственно все остальные должны быть либо уничтожены, либо стать рабами. Вот короткая история практики японского расизма.
"Поставив перед собой задачу колонизировать всю Юго-Восточную Азию и обеспечить себя источниками сырья и рынками сбыта, с 1931 г. Япония начала проводить агрессивную экспансионистскую политику в регионе. Действия японской армии в Юго-Восточной Азии в период 1931 – 1945 гг. сопровождались многочисленными преступлениями против человечности, носившими зачастую характер геноцида. В качестве примера приводим краткие описания трех из них:

Резня в Нанкине
В 1937 г. началась война между Китаем и Японией. В августе того же года после кровопролитных и ожесточенных боев японские войска вошли в Шанхай. После взятия Шанхая японцами падение столицы Китая Нанкина было делом предрешенным.
13 декабря 1937 г. ворвавшиеся в Нанкин японцы устроили резню мирного населения. В течение примерно шести недель солдаты жгли и грабили город, уничтожали самыми зверскими способами его жителей, насиловали женщин. Число пострадавших мирных жителей оценивается китайской стороной в 300 000 погибших и более 20 000 изнасилованных женщин (от семилетних девочек до старух). По данным послевоенных трибуналов число убитых составило более чем двести тысяч. Одной из причин разницы в цифрах является то, что одни исследователи включают в число жертв нанкинской резни только убитых в пределах города, а другие учитывают также погибших в окрестностях Нанкина.
Несмотря на то, что после войны ряд японских военных были осуждены за резню в Нанкине, начиная с 1970-х годов японская сторона ведет политику отрицания преступлений совершенных в Нанкине.

Операция “Сук Чинг”
После того, как 15 февраля 1942 г. японцы оккупировали британскую колонию Сингапур, оккупационные власти приняли решение выявить и ликвидировать “антияпонские элементы” китайской общины. Под это определение подпадали китайцы-участники обороны Малайского полуострова и Сингапура, бывшие служащие британской администрации и даже простые граждане, сделавшие в свое время пожертвования в фонд помощи Китаю. В расстрельные списки включались также люди, чья вина заключалась лишь в том, что они родились в Китае. Эта операция получила в китайской литературе название “Сук Чинг” (примерно переводится с китайского как “ликвидация, чистка”). Через специальные фильтрационные пункты прошли все проживавшие в Сингапуре китайские мужчины в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет. Тех, кто, по мнению японцев, мог представлять угрозу, вывозили на грузовиках за пределы населенных пунктов и расстреливали из пулеметов.
Вскоре действие операции “Сук Чинг” было распространено на территорию Малайского полуострова. Там из-за нехватки людских ресурсов японские власти приняли решение не проводить дознаний и просто уничтожить все китайское население. К счастью, в самом начале марта проведение операции на полуострове было приостановлено, поскольку японцам пришлось перебрасывать войска на другие участки фронта.
Число погибших точно неизвестно. По мнению сингапурских и британских властей речь идет о 100 000 расстрелянных, хотя, возможно, что число в 50 000, прозвучавшее во время проведения послевоенных трибуналов, более реально.

Разрушение Манилы
В начале февраля 1945 г. для японского командования стало очевидно, что удержать Манилу не удастся. Штаб армии был перенесен севернее от столицы в город Багио, а японская армия приступила к методичному разрушению Манилы и уничтожению ее гражданского населения. План разрушения был разработан и одобрен в Токио.
Японцами были разрушены церкви и школы, больницы и жилые дома. 10 февраля 1945 г. ворвавшиеся в здание больницы Красного Креста солдаты устроили там бойню, не щадя врачей, медсестер, больных и даже детей. Та же участь постигла испанское консульство: около пятидесяти человек были сожжены заживо в здании дипломатической миссии и заколоты штыками в саду. Резня и разрушение происходили и в окрестностях Манилы, например, японцы полностью уничтожили пятитысячное население городка Каламба, а город сожгли. В монастырях и католических школах в массовом порядке уничтожали монахов и монахинь, школьников и учителей.
По самым осторожным оценкам, число погибших во время резни в Маниле гражданских лиц составляет более 100 000 человек.

После окончания войны союзниками были проведены процессы над примерно 5600 японскими военными, обвиняемыми в совершении военных преступлений. Более 4400 были осуждены, 1000 из них — приговорены к смертной казни. Сейчас в Японии активно проводится политика отрицания актов геноцида, совершенных японской императорской армией в годы второй мировой войны. Например, из выпущенных недавно учебников истории были убраны упоминания о многих преступлениях японских военных. Более того, прах казненных военных преступников захоронен в храме Ясукуни, считающимся национальной святыней японцев."
http://www.genocide....panese-army.htm
Сообщение отредактировал posluh: 11.03.2010 - 02:37 AM
Ответить

Фотография posluh posluh 14.04 2010

Интересно, а в какой стране сейчас нет расизма или хотя бы националистических проблем?
Наверно только в Северной Корее.
Ответить

Фотография Пихур Пихур 14.04 2010

Интересно, а в какой стране сейчас нет расизма или хотя бы националистических проблем?
Наверно только в Северной Корее.

Нет такой страны, где был бы расизм.
Есть проблемы национальные, но не националистические.
В национальные проблемы входит борьба с расизмом и прочими проявлениями ксенофобии, а также решение проблем иного характера. :o
Ответить

Фотография posluh posluh 15.04 2010

Нет такой страны, где был бы расизм.
Есть проблемы национальные, но не националистические.

Не совсем понятно. Вы имеете в виду, что официального расизма нет? что все страны на высшем уровне декларируют неприятие и борьбу с расизмом? Это несомненно. Однако такая политика не исключает проявлений расизма и национализма в реальности, и не только на бытовом уровне. Читая в интернете про историю расизма, я постоянно сталкивался с подобными примерами сейчас. Вот например:
«ЖЕРТВЫ АНТИАРАБСКОГО РАСИЗМА В США
("L'Humanite", Франция)
США. После 11 сентября десятки подозреваемых были заключены под стражу без видимых доказательств их террористической деятельности
14/03/2002
Тысячи американцев арабского происхождения, арестованные несколько месяцев назад, по-прежнему содержатся в блоках для особо опасных преступников американских тюрем. Рабих Хаддад - один из них. Он говорит, что невиновен и обвиняет власти в расизме. Свидетельство
Прилагающееся ниже письмо было отправлено помощником имама Рабихом Хаддадом из камеры Metropolitan Correction Center (MCC) в Чикаго, и адресовано чикагской Коалиции против войны и расизма (CCAWR), а затем было размещено на альтернативном веб-журнале Yellow Times.org. Хаддад описал условия содержания под стражей, которые сравнимы с положением особо опасных рецидивистов, и приговоренных к смертной казни, несмотря на то, что единственным обвинением, выдвигаемым против него, является нарушение закона об иммиграции.
Хаддад является основателем одной из самых крупных в США мусульманских организаций милосердия, счета которой заморожены с 14 декабря 2001 года. Американское правительство до сих пор не предъявило доказательств в подкрепление своих подозрений против этой организации.
Подобно тысяче других заключенных арабского происхождения, арестованных после событий 11 сентября (большинство - за нарушение иммиграционного законодательства), Хаддад убежден, что является жертвой целенаправленной политики расизма. Некоторые газеты, в частности, Detroit Free Press, Detroit Metro Times, сенатор Джон Коньерс (John Conyers) и Американский союз гражданских прав вынесли дело на рассмотрение суда, требуя от министра юстиции, Джона Эшкрофта (John Ashcroft) дать возможность прессе и публике ознакомиться с протоколами судебных заседаний.
…(далее непосредственно письмо)» http://inosmi.ru/unt...314/143340.html
Ответить

Фотография Nerto Nerto 17.04 2010

Нет такой страны, где был бы расизм.
Есть проблемы национальные, но не националистические.
В национальные проблемы входит борьба с расизмом и прочими проявлениями ксенофобии, а также решение проблем иного характера. ;)

Это несколько напоминает большевиков: за национализацию, но против национализма. О нацизме уже и речи нет. Борьба с чужим расизмом затруднительна, как и с национализмом, по причине того, что нужно знать чужие языки, нравы и обычаи а также желательно и свои тоже.
Здоровые формы расизма и национализма отличаются о аномальных, как норма и преступность во всяком обществе. Поэтому для тех, кто полагает "русский" язык единственным и универсальным, да владеет им несколько односторонне, не выходя за рамки своей социальной ниши, эти вещи труднопостижимы и страшны.
Сообщение отредактировал Nerto: 17.04.2010 - 12:15 PM
Ответить