Македония в XVIII веке
andy4675
04.05 2025
Αθανάσιος Παλιούρια (γενική εποπτεία), «Μακεδονία»:
После подписания Карловацкого мира 1699 года, Австрия выходит на авансцену Балканской политики - с этих пор она оставалась на ней до распада империи Габсбургов в 1918 году, постоянно играя ключевую роль в балканских делах. Подобное появление австрияков привело к сравнительно мягкому, поначалу, проявлению интереса к региону также и со стороны российского фактора. И в то же время наблюдалось продолжение присутствия в османских землях английский, французских и голландских торговцев.
Пасаровацкий договор 1718 года привёл к дальнейшей экспансии австрияков в сербские земли: Австрия вышла к землям гораздо южнее Белграда, что означало непосредственный контакт Македонии с империей Габсбургов, вследствие чего усилился поток переселенцев оттуда в страны Центральной Европы. Само собой разумеется, в связи с этим укреплялись также торговое развития Македонии, и в особенности Салоник, которые превратились в важнейший торговый центр Юго-восточной Европы. Поэтому естественным было, что в главном городе Македонии поселились западноевропейцы, и были открыты также и иностранные консульства. Франция демонстрировала очень большой интерес к этому региону, что в частности выразилось и в виде открытия вице-консульства Франции в Кассандре в 1726 году, а также на острове Скопелос и в городе Волос. В 1718 году в Салоники прибыл и первый английский консул. А в 1729 году сюда прибыл венецианец Galdona - однако Венеция уже не имела своей прежней силы. Тем не менее, македонские торговцы развивали торговые связи с Голубейшей республикой через Кавалу, и, что ещё важней, через Диррахий, Берат, Керкиру.
После подписания Карловацкого мира 1699 года, Австрия выходит на авансцену Балканской политики - с этих пор она оставалась на ней до распада империи Габсбургов в 1918 году, постоянно играя ключевую роль в балканских делах. Подобное появление австрияков привело к сравнительно мягкому, поначалу, проявлению интереса к региону также и со стороны российского фактора. И в то же время наблюдалось продолжение присутствия в османских землях английский, французских и голландских торговцев.
Пасаровацкий договор 1718 года привёл к дальнейшей экспансии австрияков в сербские земли: Австрия вышла к землям гораздо южнее Белграда, что означало непосредственный контакт Македонии с империей Габсбургов, вследствие чего усилился поток переселенцев оттуда в страны Центральной Европы. Само собой разумеется, в связи с этим укреплялись также торговое развития Македонии, и в особенности Салоник, которые превратились в важнейший торговый центр Юго-восточной Европы. Поэтому естественным было, что в главном городе Македонии поселились западноевропейцы, и были открыты также и иностранные консульства. Франция демонстрировала очень большой интерес к этому региону, что в частности выразилось и в виде открытия вице-консульства Франции в Кассандре в 1726 году, а также на острове Скопелос и в городе Волос. В 1718 году в Салоники прибыл и первый английский консул. А в 1729 году сюда прибыл венецианец Galdona - однако Венеция уже не имела своей прежней силы. Тем не менее, македонские торговцы развивали торговые связи с Голубейшей республикой через Кавалу, и, что ещё важней, через Диррахий, Берат, Керкиру.
andy4675
04.05 2025
Продолжение:
Между тем, в первые десятилетия XVIII века население Салоник выросло до 40.000 человек, из которых 10.000 были турки, 8 - 9 тысяч греки, и 18 - 20 тысяч евреи. Во второй половине и ближе к концу XVIII века население выросло до 60.000 человек, из которых 30.000 турок и по 15.000 греков и евреев. Возвращаясь же к первым десятилетиям XVIII века мы должны упомянуть присутствие иезуитов, которые основали католическую школу в квартале Агиос Афанасием и позже - церковь St. Luis и госпиталь Святого Павла в квартале Франков, которые сохраняются и поныне. Иезуиты очень заботились о прозелитизме православных и о выкупе рабов франков. Что же касается турецкой власти, то её осуществляли Паша (административный правитель), мулла (судебная высшая власть) и ага янычар (военная власть). Руководителем евреев был великий хамамис. Торговцы из Салоник завозили из Франции и Англии шерстяную продукцию, перец, кофе, сахар, из Германии - предметы роскоши (ткани) и инструменты, а из Венеции - стеклянную продукцию. Зачастую греческие торговые дома, имевшие резиденцию в Германии экспортировали эти товары. Из Салоник экспортировали ь табак, хлопок, шафран, толстые шерстяные накидки (αμπάδες), нитки - вся эта продукция производилась богатыми салоникскими окрестностями. Внутренняя торговля развилась посредством известных торговых ярмарок в ДольянИ (рядом со Стромницей), Серреса, Сервий, Гинекокастра на горе МавронОрос и др. Постепенно в первой половине XVIII века появились важные городские центры в Македонии: Мосхополь, КорицА, Козани, Сиатиста, Касторья, Охрида, которые развили тесные торговые связи с греческими общинами Северных Балкан и Центральной Европы. Греческий военный двора валашского господаря Бассараба, К. ДиикитИс, спустившийся в 1715 году в Македонию, даёт нам богатую информацию о Македонии тех времён. Мы выделяем его впечатления, записанные им, за отражение укоренившегося среди македонян национального самосознания, связывавшего их в их представлениях с Александром Македонским (в Филиппах, Катерини), за почитание святого Димитрия в Салониках, и за существование мужских и женских монастырей в Салониках. Конечно, подобное развитие вещей должно было наткнуться на тысячи угроз, происходивших от деятельности греческих и албанских грабителей, которые терроризировали селения Македонии, Эпира, Фессалии. Эти последние зачастую обороняли храбрые оплархигосы (= местные партизанские полевые командиры), как например Яннис СамариньОтис, сын ПапАса, ВрАкас и ДОкос ВлациОтес и пр. Однако большим кровотечением для региона в этот период (первая половина XVIII века) был вывоз древностей из Македонии - торговля, которой занимались франки (начиная с каждого консула, находившегося тут в то или иное время, и заканчивая последним гражданином, которые пользовались любовью к деньгам турецких властей и безграмотностью и необразованностью греческого населения) вплоть до самого освобождения Македонии от османского ига. Характерным примером такового экспорта древностей, который зачастую занимал французских консулов в Салониках и Кавалерии, это вывоз статуй Леды и Ганимеда, которые сегодня находятся в Музее Лувра в Париже.
Между тем, в первые десятилетия XVIII века население Салоник выросло до 40.000 человек, из которых 10.000 были турки, 8 - 9 тысяч греки, и 18 - 20 тысяч евреи. Во второй половине и ближе к концу XVIII века население выросло до 60.000 человек, из которых 30.000 турок и по 15.000 греков и евреев. Возвращаясь же к первым десятилетиям XVIII века мы должны упомянуть присутствие иезуитов, которые основали католическую школу в квартале Агиос Афанасием и позже - церковь St. Luis и госпиталь Святого Павла в квартале Франков, которые сохраняются и поныне. Иезуиты очень заботились о прозелитизме православных и о выкупе рабов франков. Что же касается турецкой власти, то её осуществляли Паша (административный правитель), мулла (судебная высшая власть) и ага янычар (военная власть). Руководителем евреев был великий хамамис. Торговцы из Салоник завозили из Франции и Англии шерстяную продукцию, перец, кофе, сахар, из Германии - предметы роскоши (ткани) и инструменты, а из Венеции - стеклянную продукцию. Зачастую греческие торговые дома, имевшие резиденцию в Германии экспортировали эти товары. Из Салоник экспортировали ь табак, хлопок, шафран, толстые шерстяные накидки (αμπάδες), нитки - вся эта продукция производилась богатыми салоникскими окрестностями. Внутренняя торговля развилась посредством известных торговых ярмарок в ДольянИ (рядом со Стромницей), Серреса, Сервий, Гинекокастра на горе МавронОрос и др. Постепенно в первой половине XVIII века появились важные городские центры в Македонии: Мосхополь, КорицА, Козани, Сиатиста, Касторья, Охрида, которые развили тесные торговые связи с греческими общинами Северных Балкан и Центральной Европы. Греческий военный двора валашского господаря Бассараба, К. ДиикитИс, спустившийся в 1715 году в Македонию, даёт нам богатую информацию о Македонии тех времён. Мы выделяем его впечатления, записанные им, за отражение укоренившегося среди македонян национального самосознания, связывавшего их в их представлениях с Александром Македонским (в Филиппах, Катерини), за почитание святого Димитрия в Салониках, и за существование мужских и женских монастырей в Салониках. Конечно, подобное развитие вещей должно было наткнуться на тысячи угроз, происходивших от деятельности греческих и албанских грабителей, которые терроризировали селения Македонии, Эпира, Фессалии. Эти последние зачастую обороняли храбрые оплархигосы (= местные партизанские полевые командиры), как например Яннис СамариньОтис, сын ПапАса, ВрАкас и ДОкос ВлациОтес и пр. Однако большим кровотечением для региона в этот период (первая половина XVIII века) был вывоз древностей из Македонии - торговля, которой занимались франки (начиная с каждого консула, находившегося тут в то или иное время, и заканчивая последним гражданином, которые пользовались любовью к деньгам турецких властей и безграмотностью и необразованностью греческого населения) вплоть до самого освобождения Македонии от османского ига. Характерным примером такового экспорта древностей, который зачастую занимал французских консулов в Салониках и Кавалерии, это вывоз статуй Леды и Ганимеда, которые сегодня находятся в Музее Лувра в Париже.
Ventrell
04.05 2025
в первые десятилетия XVIII века население Салоник выросло до 40.000 человек, из которых 10.000 были турки
Из Малой Азии приехали? Или это скорее местные балканцы, принявшие ислам?
andy4675
04.05 2025
Из Малой Азии приехали? Или это скорее местные балканцы, принявшие ислам?
В основном местные. Хотя есть и переселившиеся сюда после турецкого завоевания Салоник, в разные годы.
andy4675
05.05 2025
Продолжение:
По окончании Русско-турецкой войны в 1774 году, Македония познала небывалую анархию, которая принудила жителей сёл КатрАница, ОстрОво, ГраменикО, ХоровИна, ГеракИна, Охта и др. покинуть их и обосноваться в регионах близ Салоник, Серрес, Веррии, Эдессы, Янницы. Власть грабительских банд и власть албанских банд привели многих к отступничеству, и таким образом многие жители Западной Македонии отреклись от своей веры. Таким примером стали и валаады - сёла Юго-западной Македонии, греческий язык которых свидетельствовал о происхождении их жителей, и в этих местах даже поныне сохраняются старинные христианские названия селений (ПрофИтис ИлИяс, Агиос НикОлаос, Агиос АфанАсиос) на холмах каз АнаселИцы, ГревЕн, Элассоны, где жили валаады. Валаады были скотоводами и земледельцами, но плохо знали турецкий язык, и игнорировали обычаи мусульманской веры. Они почти все сохраняли характерные христианские обычаи. Впрочем, исламизация местного населения началась в этих местах гораздо раньше - ещё с XVI века. И она продолжалась в последующие века, поскольку многие местные жители старались удержать в своём владении своё недвижимое имущество.
Во многих сёлах в Восточной Македонии (ЛьЯлово, СилА) тоже жили грекоязычные мусульмане, а в сёлах ЗИхна, ПОрна, РАхова местные жители утратили не только свою веру, но и своё грекоязычие.
По окончании Русско-турецкой войны в 1774 году, Македония познала небывалую анархию, которая принудила жителей сёл КатрАница, ОстрОво, ГраменикО, ХоровИна, ГеракИна, Охта и др. покинуть их и обосноваться в регионах близ Салоник, Серрес, Веррии, Эдессы, Янницы. Власть грабительских банд и власть албанских банд привели многих к отступничеству, и таким образом многие жители Западной Македонии отреклись от своей веры. Таким примером стали и валаады - сёла Юго-западной Македонии, греческий язык которых свидетельствовал о происхождении их жителей, и в этих местах даже поныне сохраняются старинные христианские названия селений (ПрофИтис ИлИяс, Агиос НикОлаос, Агиос АфанАсиос) на холмах каз АнаселИцы, ГревЕн, Элассоны, где жили валаады. Валаады были скотоводами и земледельцами, но плохо знали турецкий язык, и игнорировали обычаи мусульманской веры. Они почти все сохраняли характерные христианские обычаи. Впрочем, исламизация местного населения началась в этих местах гораздо раньше - ещё с XVI века. И она продолжалась в последующие века, поскольку многие местные жители старались удержать в своём владении своё недвижимое имущество.
Во многих сёлах в Восточной Македонии (ЛьЯлово, СилА) тоже жили грекоязычные мусульмане, а в сёлах ЗИхна, ПОрна, РАхова местные жители утратили не только свою веру, но и своё грекоязычие.