←  Новое время

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Македония в XVIII веке

Фотография andy4675 andy4675 04.05 2025

Αθανάσιος Παλιούρια (γενική εποπτεία), «Μακεδονία»:

После подписания Карловацкого мира 1699 года, Австрия выходит на авансцену Балканской политики - с этих пор она оставалась на ней до распада империи Габсбургов в 1918 году, постоянно играя ключевую роль в балканских делах. Подобное появление австрияков привело к сравнительно мягкому, поначалу, проявлению интереса к региону также и со стороны российского фактора. И в то же время наблюдалось продолжение присутствия в османских землях английский, французских и голландских торговцев.

Пасаровацкий договор 1718 года привёл к дальнейшей экспансии австрияков в сербские земли: Австрия вышла к землям гораздо южнее Белграда, что означало непосредственный контакт Македонии с империей Габсбургов, вследствие чего усилился поток переселенцев оттуда в страны Центральной Европы. Само собой разумеется, в связи с этим укреплялись также торговое развития Македонии, и в особенности Салоник, которые превратились в важнейший торговый центр Юго-восточной Европы. Поэтому естественным было, что в главном городе Македонии поселились западноевропейцы, и были открыты также и иностранные консульства. Франция демонстрировала очень большой интерес к этому региону, что в частности выразилось и в виде открытия вице-консульства Франции в Кассандре в 1726 году, а также на острове Скопелос и в городе Волос. В 1718 году в Салоники прибыл и первый английский консул. А в 1729 году сюда прибыл венецианец Galdona - однако Венеция уже не имела своей прежней силы. Тем не менее, македонские торговцы развивали торговые связи с Голубейшей республикой через Кавалу, и, что ещё важней, через Диррахий, Берат, Керкиру.
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 04.05 2025

Продолжение:

Между тем, в первые десятилетия XVIII века население Салоник выросло до 40.000 человек, из которых 10.000 были турки, 8 - 9 тысяч греки, и 18 - 20 тысяч евреи. Во второй половине и ближе к концу XVIII века население выросло до 60.000 человек, из которых 30.000 турок и по 15.000 греков и евреев. Возвращаясь же к первым десятилетиям XVIII века мы должны упомянуть присутствие иезуитов, которые основали католическую школу в квартале Агиос Афанасием и позже - церковь St. Luis и госпиталь Святого Павла в квартале Франков, которые сохраняются и поныне. Иезуиты очень заботились о прозелитизме православных и о выкупе рабов франков. Что же касается турецкой власти, то её осуществляли Паша (административный правитель), мулла (судебная высшая власть) и ага янычар (военная власть). Руководителем евреев был великий хамамис. Торговцы из Салоник завозили из Франции и Англии шерстяную продукцию, перец, кофе, сахар, из Германии - предметы роскоши (ткани) и инструменты, а из Венеции - стеклянную продукцию. Зачастую греческие торговые дома, имевшие резиденцию в Германии экспортировали эти товары. Из Салоник экспортировали ь табак, хлопок, шафран, толстые шерстяные накидки (αμπάδες), нитки - вся эта продукция производилась богатыми салоникскими окрестностями. Внутренняя торговля развилась посредством известных торговых ярмарок в ДольянИ (рядом со Стромницей), Серреса, Сервий, Гинекокастра на горе МавронОрос и др. Постепенно в первой половине XVIII века появились важные городские центры в Македонии: Мосхополь, КорицА, Козани, Сиатиста, Касторья, Охрида, которые развили тесные торговые связи с греческими общинами Северных Балкан и Центральной Европы. Греческий военный двора валашского господаря Бассараба, К. ДиикитИс, спустившийся в 1715 году в Македонию, даёт нам богатую информацию о Македонии тех времён. Мы выделяем его впечатления, записанные им, за отражение укоренившегося среди македонян национального самосознания, связывавшего их в их представлениях с Александром Македонским (в Филиппах, Катерини), за почитание святого Димитрия в Салониках, и за существование мужских и женских монастырей в Салониках. Конечно, подобное развитие вещей должно было наткнуться на тысячи угроз, происходивших от деятельности греческих и албанских грабителей, которые терроризировали селения Македонии, Эпира, Фессалии. Эти последние зачастую обороняли храбрые оплархигосы (= местные партизанские полевые командиры), как например Яннис СамариньОтис, сын ПапАса, ВрАкас и ДОкос ВлациОтес и пр. Однако большим кровотечением для региона в этот период (первая половина XVIII века) был вывоз древностей из Македонии - торговля, которой занимались франки (начиная с каждого консула, находившегося тут в то или иное время, и заканчивая последним гражданином, которые пользовались любовью к деньгам турецких властей и безграмотностью и необразованностью греческого населения) вплоть до самого освобождения Македонии от османского ига. Характерным примером такового экспорта древностей, который зачастую занимал французских консулов в Салониках и Кавалерии, это вывоз статуй Леды и Ганимеда, которые сегодня находятся в Музее Лувра в Париже.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 04.05 2025

в первые десятилетия XVIII века население Салоник выросло до 40.000 человек, из которых 10.000 были турки

Из Малой Азии приехали? Или это скорее местные балканцы, принявшие ислам? :unsure:

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 04.05 2025

Из Малой Азии приехали? Или это скорее местные балканцы, принявшие ислам?

В основном местные. Хотя есть и переселившиеся сюда после турецкого завоевания Салоник, в разные годы.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 04.05 2025

Из титула книги старттопика: правильно Παλιούρας, а не Παλιούρια.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 05.05 2025

Продолжение:

По окончании Русско-турецкой войны в 1774 году, Македония познала небывалую анархию, которая принудила жителей сёл КатрАница, ОстрОво, ГраменикО, ХоровИна, ГеракИна, Охта и др. покинуть их и обосноваться в регионах близ Салоник, Серрес, Веррии, Эдессы, Янницы. Власть грабительских банд и власть албанских банд привели многих к отступничеству, и таким образом многие жители Западной Македонии отреклись от своей веры. Таким примером стали и валаады - сёла Юго-западной Македонии, греческий язык которых свидетельствовал о происхождении их жителей, и в этих местах даже поныне сохраняются старинные христианские названия селений (ПрофИтис ИлИяс, Агиос НикОлаос, Агиос АфанАсиос) на холмах каз АнаселИцы, ГревЕн, Элассоны, где жили валаады. Валаады были скотоводами и земледельцами, но плохо знали турецкий язык, и игнорировали обычаи мусульманской веры. Они почти все сохраняли характерные христианские обычаи. Впрочем, исламизация местного населения началась в этих местах гораздо раньше - ещё с XVI века. И она продолжалась в последующие века, поскольку многие местные жители старались удержать в своём владении своё недвижимое имущество.

Во многих сёлах в Восточной Македонии (ЛьЯлово, СилА) тоже жили грекоязычные мусульмане, а в сёлах ЗИхна, ПОрна, РАхова местные жители утратили не только свою веру, но и своё грекоязычие.
Ответить