Командование вермахта продолжало спешно укреплять оборону Крыма. Оно стремилось удержать его как плацдарм для нанесения удара во фланг и тыл советским войскам, вышедшим на Днепр, как базу флота и авиации для действий по советским морским коммуникациям на Черном море и для нанесения массированных ударов авиацией по районам добычи нефти на Кавказе и промышленным районам юга Украины. «Огромное военно-политическое и стратегическое значение Крыма, — отмечает Маршал Советского Союза А. М. Василевский, — объясняет ожесточенный характер борьбы за него на протяжении почти всей Великой Отечественной войны. Враг цеплялся за Крым до последней возможности. Владея им, гитлеровцы могли держать под постоянной угрозой все Черноморское побережье и оказывать давление на политику Румынии, Болгарии и Турции. Крым служил фашистам также плацдармом для вторжения на территорию советского Кавказа и стабилизации южного крыла всего фронта».
Большое внимание фашистское командование уделяло укреплению обороны Керченского полуострова. Используя особенности местности, враг возводил оборонительные сооружения крепостного типа, минировал подступы к побережью. Кроме укреплений на побережье подготавливались три рубежа общей глубиной до 80 км.
Гитлеровскую группировку сухопутных войск на Керченском полуострове составлял 5-й армейский корпус (98-я немецкая пехотная, 3-я горнострелковая и 6-я кавалерийская румынские дивизии, до 10 отдельных частей и команд). Он входил в состав 17-й армии и был усилен артиллерией, танками и поддерживался авиацией. Всего во вражеских войсках насчитывалось 85 тыс. человек. В портах Керчь, Камыш-Бурун и Феодосия базировалось около 30 быстроходных десантных барж, 37 торпедных, 25 сторожевых катеров, 6 тральщиков. Керченский пролив и подходы к нему были минированы.
Подготавливая наступление против крымской группировки, Ставка Верховного Главнокомандования решила нанести по ней удары с севера и востока войсками 4-го Украинского и Северо-Кавказского фронтов. Северо-Кавказский фронт должен был форсировать Керченский пролив севернее и южнее Керчи, овладеть городом и портом и, обеспечив переправу через пролив, развивать удар на запад с целью очищения от противника Керченского полуострова.
Руководствуясь указаниями Ставки, Военный совет Северо-Кавказского фронта приступил к подготовке Керченско-Эльтигенской операции. 13 октября 1943 г. командующий Северо-Кавказским фронтом представил в Генеральный штаб план операции по освобождению Керченского полуострова, который Ставка утвердила. Согласно плану 56-я и 18-я армии с частями усиления, используя десантные средства Черноморского флота и Азовской военной флотилии, должны были форсировать Керченский пролив и захватить плацдарм на Керченском полуострове, овладеть городом и портом Керчь и портом Камыш-Бурун. В последующем, после переправы на плацдарм главных сил, армиям предстояло наступать в западном направлении А Фронту необходимо было иметь мощный первый эшелон десантов, что достигалось привлечением для форсирования пролива максимального количества малотоннажных переправочных средств флота и использованием всей мощи огня фронта и флота. Авиационное обеспечение форсирования осуществляли 4-я воздушная армия и авиация Черноморского флота.
Замысел Керченско-Эльтигенской десантной операции предусматривал одновременную высадку Азовской военной флотилией трех дивизий 56-й армии на главном, еникальском, направлении и Черноморским флотом одной дивизии 18-й армии на вспомогательном, эльтигенском, направлении. После высадки они должны были нанести удары по сходящимся направлениям из районов северо-восточнее Керчи и Эльтигена, овладеть городом и портом Керчь и портом Камыш-Бурун. Отвлечь внимание противника намечалось демонстративными действиями в районах мыса Тархан и горы Опук.
К проведению десантной операции привлекалось около 130 тыс. солдат и офицеров, свыше 2 тыс. орудий и минометов, 125 танков. Черноморский флот и Азовская военная флотилия выделяли 119 боевых кораблей и 159 судов, мотоботов и других десантно-высадочных средств. Для поддержки десанта использовалось свыше тысячи самолетов.
Группировка войск для наступления на главном направлении имела в своем составе войска десанта — 2-ю и 55-ю гвардейские и 32-ю стрелковые дивизии, отдельный батальон морской пехоты. Силы высадки Азовской военной флотилии состояли из семи десантных отрядов, позднее сведенных в пять отрядов, двух отрядов артиллерийской поддержки и отряда прикрытия. Группа артиллерийской поддержки включала 420 орудий артиллерии фронта и флота. Для авиационной поддержки привлекалась 4-я воздушная армия без одной штурмовой дивизии.
На вспомогательном направлении предстояло действовать 318-й стрелковой дивизии полковника В. Ф. Гладкова, отдельному батальону морской пехоты, батальону 255-й морской стрелковой бригады. Силы высадки Черноморского флота имели семь десантных отрядов и отряд прикрытия. Для артиллерийской поддержки выделялось 140 орудий артиллерии фронта и береговой артиллерии флота. Авиационная поддержка осуществлялась авиацией Черноморского флота и штурмовой авиационной дивизией 4-й воздушной армии.
Высадку и переправу войск 56-й армии намечалось осуществить семью эшелонами (первые два — морским десантом), а войск 18-й армии — шестью эшелонами (первый — морским десантом). Пунктами посадки войск 56-й армии были установлены Темрюк и коса Чушка. Участками высадки намечались Маяк, Жуковка и Опасная, Еникале. Части 18-й армии проводили посадку в пунктах Тамань, озеро Соленое, Кротков, а высадку — в районе Эльтигена. Высадка первых эшелонов назначалась в ночь на 28 октября 1943 г.
Общее руководство десантной операцией осуществлял командующий Северо-Кавказским фронтом генерал И. Е. Петров, его помощником по морской части был командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский. Командирами сил высадки были назначены: на главном направлении — командующий Азовской военной флотилией контр-адмирал С. Г. Горшков, на вспомогательном — командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г. Н. Холостяков.
В период подготовки десантной операции был проведен специальный комплекс мероприятий, включавший планирование операции, перебазирование и перегруппировку выделенных сил и средств, подготовку войск, навигационно-гидрографическое и инженерное обеспечение операции.
Перед началом десантной операции Военный совет Северо-Кавказского фронта обратился к войскам с воззванием, в котором говорилось: «Вы одержали огромную победу, очистив полностью Кавказ и Кубань от проклятого и подлого врага. В борьбе с фашистскими палачами вы показали чудеса храбрости, героизма и самоотверженности. На долгие годы не померкнет ваша слава, слава героев битвы за Кавказ и Кубань. Вы честно и храбро выполнили одну боевую задачу. Перед нами стоит вторая, не менее ответственная и не менее важная задача — ворваться в Крым и очистить его от немецко-фашистских захватчиков... В данный момент самое главное и важное — форсировать и преодолеть Керченский пролив».
Из-за штормовой погоды высадка десанта в районе Эльтигена была перенесена с 28 октября на 1 ноября, а десанта на главном направлении — на 3 ноября. Посадка десантных войск на суда и катера началась 31 октября с наступлением вечерних сумерек.
Посадка и переход морем десантных отрядов с частями 318-й стрелковой дивизии 18-й армии проходили в сложных погодных условиях и при минной опасности. Из-за малой мореходности десантно-высадочных средств и опоздания с посадкой десантные отряды прибывали к исходной линии развертывания для высадки с задержкой. Тем не менее в 4 часа 50 минут 1 ноября после сильного огня береговых батарей с Тамани по огневым точкам, живой силе и укреплениям противника началась высадка первых эшелонов дивизии на крымское побережье в районе Эльтигена. Первым высадился батальон морской пехоты капитана Н. А. Белякова. Вначале высадка проходила без противодействия, но в 5 часов 20 минут противник, осветив прожекторами участок высадки, открыл сильный артиллерийский и минометный огонь.
Десант встретился с большими трудностями — тяжелые метеорологические условия, сильный огонь вражеской артиллерии мешали высадке. Шторм разбросал высадочные средства, не было возможности организовать их одновременный подход к берегу. Сильным накатом волн многие суда были залиты, а некоторые выброшены на берег. Вследствие этого глубокосидящие суда оказались без высадочных средств, что осложнило высадку личного состава и боевой техники на берег. Некоторые из них по приказу командования повернули обратно. И все же, несмотря на большие трудности, в первую ночь помимо батальона морской пехоты высадилось еще около 3 тыс. человек 318-й стрелковой дивизии.
Преодолевая упорное сопротивление противника, высадившиеся войска к исходу 1 ноября в районе Эльтигена и севернее захватили плацдарм шириной до 5 км и глубиной до 2 км. В течение следующей ночи удалось высадить еще около 3300 человек. Для развития успеха командующий армией приказал в ночь на 3 ноября десантировать в район Эльтигена 335-й гвардейский стрелковый полк 117-й гвардейской стрелковой дивизии, которым командовал подполковник П. И. Нестеров. Несмотря на трудности морских перевозок, на плацдарм к исходу 3 ноября было высажено 9418 человек, выгружено 39 орудий, 28 минометов, 257,2 тонны боеприпасов и 61,8 тонны продовольствия. Кроме того, авиация Черноморского флота и 4-я воздушная армия доставили на плацдарм свыше 350 тонн различных грузов.
Последующие перевозки войск и их снабжение на этом участке проводились в еще более сложных условиях. Гитлеровцы, используя огонь береговой артиллерии и кораблей (торпедных катеров, тральщиков, самоходно-артиллерийских барж), базирующихся в портах Керчь, Камыш-Бурун и Феодосия, вскоре блокировали десант с моря. Защитники Эльтигена, подвергаясь непрерывным атакам с суши и с воздуха, были оттеснены к морю, но удерживали за собой территорию более 4 кв. км. Снабжение десанта осуществлялось авиацией. Особенно отличился при этом 46-й гвардейский Таманский бомбардировочный авиационный полк под командованием майора E. Д. Бершанской.
К середине ноября вследствие усиления активности вражеской авиации нарушилось снабжение по воздуху, положение десанта в районе Эльтигена ухудшилось. В течение 36 суток на Огненной земле (так назывался клочок освобожденной крымской территории в районе Эльтигена) шли непрерывные ожесточенные бои советских воинов с превосходящими силами противника. В начале декабря командование 17-й армии подтянуло к Эльтигену 6-ю кавалерийскую дивизию и сводный полк. Контратаки противника следовали одна за другой.
6 декабря врагу при поддержке танков и авиации удалось вклиниться в оборону защитников Эльтигена. Но и в этих тяжелейших условиях десантники продолжали мужественную борьбу. Стремительным ударом они прорвали кольцо окружения и в ночь на 7 декабря, продвигаясь с боями по немецким тылам, вышли в район Керчи к Митридатским высотам. 8 декабря, разгромив командный пункт и артиллерийские расчеты гитлеровцев, советские воины заняли гору Митридат и пристань Угольная.
Противник подтянул все имевшиеся в районе Керчи резервы к горе Митридат. Несмотря на переброску морем до двух батальонов 83-й отдельной морской стрелковой бригады и поддержку десанта артиллерийским огнем с Таманского полуострова, ему не удалось удержать свои позиции. К утру 9 декабря под давлением превосходящих сил противника десантники оставили вершину горы, заняв предместье города Керчь.
Учитывая подход свежих резервов врага в район Керчи и невозможность оказать помощь десанту через пролив, советское командование 11 декабря на судах Азовской военной флотилии эвакуировало его. Закончилась полуторамесячная героическая эпопея в районе Эльтигена и горы Митридат. Бессмертный подвиг эльтигенцев навечно вошел в историю Великой Отечественной войны.
Активные действия эльтигенского десанта, отражавшего ежедневно многочисленные контратаки, сковали значительные силы противника. Гитлеровцы, как показывали пленные, считали, что советское командование наносит главный удар южнее Керчи. Сюда они и направляли свои резервы, пытаясь сбросить десант в море. Это в значительной мере способствовало успешной высадке морского десанта 56-й армии северо-восточнее Керчи.
Решением командующего Азовской военной флотилией первый эшелон десанта (части 2-й гвардейской стрелковой дивизии генерала А. П. Турчинского) высаживался в 22 часа 2 ноября на участке Маяк, Жуковка; второй эшелон (части 55-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Б. Н. Аршинцева), используя десантно-высадочные средства первого эшелона, высаживался в 4 часа 3 ноября на участке Опасная, Еникале; вслед за высадкой частей морского десанта начиналась переправа через пролив остальных соединений армии.
После артиллерийской и авиационной подготовки в ночь на 3 ноября десантировался передовой отряд 2-й гвардейской стрелковой дивизии в количестве 2274 человека. Часть десантных средств сделала еще один рейс для перевозки войск первого эшелона десанта, а остальные, приняв передовой отряд второго эшелона (1800 человек), высадили его на участке Опасная, Еникале. Утром 3 ноября высадка второго эшелона десанта полностью закончилась. Застигнутые врасплох, немецко-фашистские части стали отходить. Высадившиеся войска овладели плацдармом северо-восточнее Керчи. Корабли и суда флотилии, несмотря на противодействие противника, под прикрытием дымовых завес к 16 часам 3 ноября дополнительно переправили 4440 человек, 45 орудий (калибра 45 и 76 мм), минометы и боеприпасы. Преодолевая возрастающее сопротивление, к исходу 11 ноября десант захватил оперативный плацдарм на участке от Азовского моря до предместья Керчи. К этому времени на плацдарме находилось уже 27 700 человек, 229 орудий и 60 минометов. К 20 ноября перевозка обоих эшелонов морского десанта была завершена.
Немецко-фашистское командование спешно подбрасывало в район Керчи свои резервы, артиллерию и авиацию. Сопротивление гитлеровцев возросло, их контратаки следовали одна за другой. Отразив все попытки врага сбросить десант в море, войска Отдельной Приморской армии закрепились на достигнутых рубежах. Фронт стабилизировался до апреля 1944 г.
В дальнейшем Азовская военная флотилия планомерно переправила на керченский плацдарм остальные войска Отдельной Приморской армии. Бронекатера и торпедные катера флотилии, авиация, береговая, полевая и зенитная артиллерия сорвали все попытки кораблей, артиллерии и авиации противника воспрепятствовать перевозкам. К 4 декабря на плацдарм было переправлено 75 тыс. человек, 582 орудия, 187 минометов, 128 танков, 764 автомашины, 7180 тонн боеприпасов, 2770 тонн продовольствия и большое количество других грузов.
Керченско-Эльтигенская операция была одной из наиболее крупных десантных операций Великой Отечественной войны. Она проводилась в исключительно сложной обстановке и отличалась крайней ожесточенностью борьбы. И тем не менее советские войска добились успеха. Несмотря на слабые мореходные качества катеров и других судов, использовавшихся в качестве десантно-высадочных средств, их малую грузоподъемность, слабое вооружение, Черноморский флот и Азовская флотилия во взаимодействии с силами артиллерийской и авиационной поддержки с поставленной задачей высадки четырех дивизий и дальнейшей переправы на плацдарм остальных сил справились успешно. Однако Северо-Кавказскому фронту не удалось полностью решить поставленную Ставкой задачу — освободить от врага Керченский полуостров.
Результаты Керченско-Эльтигенской десантной операции имели важное военно-политическое значение. Активными действиями Северо-Кавказский фронт (Отдельная Приморская армия) оттянул на себя с перекопского направления значительные силы крымской группировки врага и сорвал его намерения нанести контрудар по войскам 4-го Украинского фронта. Захваченный северо-восточнее Керчи плацдарм был использован в последующем для наступления в глубь Крымского полуострова. Хвастливые заявления гитлеровских генералов о неприступности и непреодолимости крымских оборонительных рубежей оказались несостоятельными.
Рушились надежды фашистских руководителей Румынии на получение Крымского полуострова в качестве материальной компенсации за участие в разбойничьей войне против Советского Союза. Положение немецких и румынских войск, отрезанных в Крыму, становилось все более тяжелым.
Перенесение боевых действий на Крымский полуостров вызвало воодушевление у советских воинов, крымских партизан и трудящихся Крыма, укрепило их надежду на скорое освобождение крымской земли.
В боях за плацдарм в районе Керчи проявили величие духа, отвагу и: мужество тысячи воинов, пламенных и бесстрашных патриотов. За форсирование пролива и захват плацдарма 129 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Отличившиеся в боях дивизии, части и корабли были преобразованы в гвардейские, награждены орденами.
В Керчи на вершине горы Митридат установлен обелиск Славы и зажжен Вечный огонь в память о героях Великой Отечественной войны. Родина высоко оценила отвагу и мужество защитников города, патриотов Аджимушкайских каменоломен и воинов, штурмовавших оборонительные рубежи противника в районе Керчи. За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися города и воинами Советской Армии, Военно-Морского Флота и авиации, и в ознаменование 30-летия разгрома фашистских войск при освобождении Крыма Керчи было присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В речи при вручении ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» городу-герою Керчи Маршал Советского Союза А. А. Гречко отмечал: «В борьбе за Крым с особой ожесточенностью и упорством развернулись сражения на Керченском полуострове и непосредственно за город Керчь, который занимал выгодное стратегическое положение, являлся важным связующим звеном между Крымом и Северным Кавказом... Присвоение Керчи почетного звания «Город-герой», награждение орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» является ярким свидетельством того, что наша партия, советский народ высоко ценят мужественных защитников Родины, в жестоких схватках с врагом отстоявших ее честь, свободу и независимость».
|