ТОН Константин Андреевич      ТОН Константин Андреевич [29 октября (9 ноября) 1794, Петербург — 25 января (6 февраля) 1881, там же], русский архитектор. Создатель «русско-византийского» стиля в русской архитектуре 19 в.
      Родился в богатой семье ювелира. В 9-летнем возрасте был определен в петербургскую Академию художеств, где учился под руководством А. Н. Воронихина (1803-15). Все его курсовые проекты отмечались наградами. После окончания с золотой медалью академического курса был оставлен при академии; в 1819 как пенсионер академии побывал в Германии, Австрии, Италии. Основное время жил в Риме, где в 1823 за проект реконструкции дворца Цезарей и храма Фортуны был избран членом Римской, а затем и Флорентийской академий. Живя в Риме, сблизился с Карлом Брюлловым.
      По возвращении в Россию в 1828 был причислен к Кабинету императора. В 1830 был избран академиком, а спустя три года — профессором. С 1833 член «Кабинета строений и гидравлических работ». По просьбе президента Академии художеств занимался перестройкой и отделкой парадных залов Академии художеств (Конференц-зала и др.; 1829-37). В 1832-34 проектировал великолепную гранитную пристань «со сфинксами» против здания Академии художеств. В своих первых работах выступает как продолжатель традиций архитектуры русского классицизма.
      В 1830 Тон, выполнив проект церкви св. Екатерины у Калинкина моста в «русском старинном вкусе», получил личное одобрение императора Николая I, а новый «русско-византийский» стиль — статус «официального» стиля русской архитектуры.
      Вскоре император поручает Тону разработку проекта Храма Христа Спасителя. Его прототипом стал Успенский собор Московского Кремля, однако проект Тона не является копией кремлевского собора — он несет на себе отпечаток творческого почерка мастера, его интерпретации древнерусского наследия. Проект был окончен в 1832, а строительство — только в 1880. Больного Тона на носилках принесли к храму, и он смог увидеть свое творение оконченным. Освятили храм в 1883, уже после смерти автора. В 1931 храм был разрушен; в 1995-2000 восстановлен.
      В 1838 вышел первый альбом проектов образцовых церквей, который Тон составил по заказу Святейшего Синода. Именно культовые постройки определяют вклад Тона в русскую архитектуру. В эти годы по его проектам возводится 16 церквей в столице и провинциальных городах России.
      В 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату (1843-51) Московского Кремля и становится их главным строителем. Однако из-за занятости Тона на реконструкции Зимнего дворца в Петербурге после опустошительного пожара 1837 руководство московскими стройками поручается его помощнику Ф. Ф. Рихтеру.
      Благодаря Большому Кремлевскому дворцу (1839-49) Кремль приобретает отчетливо выраженный парадный фасад, выходящий на Москву-реку. Фасады (в плане здание имеет вид каре с внутренним прямоугольным двором) выполнены в псевдорусском стиле; интерьеры — эклектичны, оформлены с особой пышностью, наиболее выразительным является парадный Георгиевский зал.
      В Москве Тон построил также Николаевскую военную богадельню в Измайлове (1840) и первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге — ныне Московский, 1844-51).
      До брака с Еленой Ивановной Берг у них родился сын Константин (1842), который поступил в Академию художеств, но, рано ослепнув, не смог работать архитектором. У Тона было еще четверо внебрачных детей от шотландки Амалии Фредерики Барклай, которую он встретил в конце 1840-х гг.
      В 1844 Тон получил дворянство, затем был награжден орденами Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, стал действительным статским советником; в 1854-71 — ректором императорской Академии художеств, с 1857 — архитектором Высочайшего двора.
      Похоронен на Волковском православном кладбище.


статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907



   назад