СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич      СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (1915-98), российский композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Музыкальная комедия «Огоньки», (1951), вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956); «Патетическая оратория» (1959), «Курские песни» (1964) и «Пушкинский венок» (1979) для хора с оркестром, т. н. маленькие кантаты — «Деревянная Русь» (1964), «Весенняя кантата» (1972), хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» (1973), музыка к спектаклям (в т. ч. «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, 1973) и фильмам. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980). Государственная премия Российской Федерации (1994).
      СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (р. 16 декабря 1915, Фатеж, ныне Курской области — 6 января 1998, Москва), российский композитор, народный артист СССР (1970).
      В 1932 поступил в Первый Ленинградский музыкальный техникум, где учился у И. А. Браудо (фортепиано) и М. А. Юдиной (композиция). Еще будучи студентом, в 1935 дебютировал циклом из шести романсов на слова А. С. Пушкина, остающимся одним из его самых популярных произведений. В 1936-41 учился в Ленинградской консерватории, с 1937 — в классе композиции Д. Д. Шостаковича. Практически все рукописи Свиридова довоенного периода погибли во время блокады, среди них — Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшиеся перед войной в Ленинграде.
      Инструментальные сочинения Свиридова 1940-х гг. — Соната для фортепиано (1944), Квинтет для фортепиано и струнных (1945), Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Государственная премия, 1946), фортепианные пьесы (1946; впоследствии автор объединил их в две Партиты для фортепиано) — обнаруживают значительное влияние стиля Шостаковича. В вокальном цикле «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна (1950), состоящем из 11 романсов, в полной мере дают о себе знать качества, характерные для почерка зрелого Свиридова: эмоциональная сдержанность, склонность к подчеркнуто простым диатоническим мелодиям и гармониям, естественный, лишенный какой бы то ни было аффектации способ интонирования поэтического слова. Композитор назвал свой цикл «поэмой», как и многие последующие вокальные циклы.
      С 1956 жил в Москве. Большинство его произведений 1950-90-х гг. связано со словом. Исключения — Музыка для камерного оркестра (1964; оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных), «Маленький триптих» для камерного оркестра, трактованного как своего рода инструментальный хор (1964), Концерт памяти А. А. Юрлова для смешанного хора, поющего без слов (1973), а также популярные оркестровые фрагменты из музыки к художественным фильмам «Метель» (по Пушкину, режиссер В. П. Басов, 1965) и «Время, вперед!» (по В. П. Катаеву, режиссер М. А. Швейцер, 1966).
      Наиболее крупные партитуры Свиридова, предназначенные для солистов, смешанного хора и большого оркестра, датированы второй половиной 1950-х гг.: «Поэма памяти Сергея Есенина» на слова С. А. Есенина (1955) и «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960). В тот же период написаны или завершены циклы романсов для голоса и фортепиано: на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955), «Мой отец крестьянин» на стихи Есенина (1956), на стихи В. Шекспира (1944-60).
      С 1964 в творчестве Свиридова доминирующую роль начинают играть жанры «маленькой кантаты» для хора и оркестра («Деревянная Русь» на стихи Есенина, 1964; «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака, 1965; «Грустные песни» на стихи А. А. Блока, 1965; «Весенняя кантата» на стихи Н. А. Некрасова, 1972) и концерта для хора без сопровождения или с эпизодическим использованием инструментов (три духовных песнопения из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», 1973; «Пушкинский венок», 1978, Государственная премия, 1980; «Ночные облака» на стихи Блока, 1979; «Ладога» на стихи А. А. Прокофьева, 1980; «Песни безвременья» на стихи Блока, 1980, «Гимны Родине» на стихи Ф. К. Сологуба, 1981, и др.). Свиридов продолжает писать романсы и циклы романсов для голоса (или нескольких голосов) в сопровождении фортепиано (иногда — с участием других инструментов); среди них — романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965), вокальные циклы (поэмы) «Петербургские песни» для четырех певцовсолистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Блока (1961-69), «Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на стихи Есенина (1977), «Петербург» для голоса и фортепиано на стихи Блока (1963-95).
      Важнейшие исторические прототипы произведений Свиридова — традиционные жанры русской хоровой музыки (партесный концерт, кант) и городской романс 19-начала 20 вв. Цикл «Курских песен» для смешанного хора и оркестра (1964; Государственная премия, 1968) — единственный в зрелом творчестве Свиридова экскурс в область подлинного крестьянского фольклора.
      Среди неопубликованных, неисполненных, незаконченных произведений Свиридова две оратории: «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55) и «Пять песен о России» на слова А. А. Блока (1967-71).
      Из всех современных композиторов России Свиридов в наибольшей степени заслуживает звания «народного» в подлинном смысле этого слова. Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории.

статья из "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"



   назад