ШУЛЬЖЕНКО Клавдия Ивановна      ШУЛЬЖЕНКО Клавдия Ивановна [11 (24) марта 1906, Харьков — 17 июня 1984, Москва], российская эстрадная певица, актриса театра и кино, народная артистка СССР (1971).
      Брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории Н. Л. Чемизова. В 1923-1927 работала в Харьковском драматическом театре, в 1923 дебютировала как певица, исполнив романс «Звезды на небе». Весной 1928 Шульженко в Ленинграде в Мариинском театре приняла участие в концерте для журналистов. После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера» в1929 Шульженко пригласили в Ленинградский мюзик-холл. В репертуаре певицы появляются песни «Никогда», «Негритянская колыбельная», «Физ-культ-ура!». В 1929 Шульженко гастролирует в Киеве и Нижнем Новгороде. Вместе со многими известными артистами принимает участие в программе «Аттракционы в действии». После резкой критики со стороны Репертуарного комитета решает испытать себя в новом жанре. С помощью этнографа Э. Паперной отбирает несколько народных песен для новой программы: украинские «И шуме, и гуде» и «Распрягайте, хлопцы, коней», русскую «Две кукушечки».
      Участвует в театральных постановках. Специально для нее Шостакович пишет две песни — «Ах, как приятно вечерком» и «Милый, видишь там и тут». В кинокомедии Э. Иогансона «На отдыхе» певица исполняет лирическую песню героини фильма Тони. Пластинка с записью «Песни Тони» стала фонографическим дебютом Шульженко. В этом же году в студии Заикина были записаны песни «До свиданья, тихий Дон», а также написанная специально для Шульженко «Дружба» («Когда простым и нежным взором»).
      В 1937 Клавдия Шульженко становится солисткой джаз-оркестра под руководством Я. Б. Скоморовского. Большое внимание уделялось певицей новым лирическим произведениям, пришедшим на смену «цыганским» романсам. В 1938 в репертуаре певицы появились песни «Рукия», «Записка», «Челита».
      В 1939 Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В январе 1940 был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и ее супруга — В. Коралли. Выступление нового коллектива решено было сделать театрализованным. В первой программе «Скорая помощь» обыгрывались эпизоды, связанные с организациями, призванными оказывать «скорую помощь» в быту. Вторая целиком строилась на «радиоконферансе». Появилось много шуточных песен: «Курносый», «О любви не говори», «Упрямый медведь», «Нюра».
      Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов. В конце 1941 в репертуаре певицы появилась песня «Синий платочек», ставшая одной из самых популярных песен военного времени.
      Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко в 1947 обращается к сюите В. Соловьева-Седого «Возвращение солдата» и симфоническому вальсу А. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». С 1950 сотрудничает с И. Дунаевским, который пишет для певицы «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для фильма с участием Шульженко «Веселые звезды».
      В 1960-х годах Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. На концерте, посвященном 25-летию битвы под Москвой, исполняла «Давай закурим», «Синий платочек», «Моя тень». В 1965 выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. С конца 1970-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня «Вальс о вальсе» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко.


статья Н. Картозия из «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»



   назад