←  Русь

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Иван IV Грозный в исторических песнях

Фотография scriptorru scriptorru 02.04 2020

Поскольку была затронута тема образа Ивана IV в исторических песнях, решил привести несколько примеров.

 

В качестве пролога цитата:

 

Как известно, Иван IV сочинил «Канон Ангелу Грозному Воеводе», обращенный к Михаилу Архистратигу.76 Здесь упор сделан лишь на одной его функции — функции «смерного ангела», который огненным трезубцем исторгает душу человека, затем ведет ее по двадцати мытарствам. Д. С. Лихачев совершенно прав, когда в исследовании канона пишет, что сочинить его побудили царя Ивана больная совесть и панический страх смерти. Впрочем, автор канона вполне ортодоксален и не проявляет поползновений к религиозному вольномыслию. «Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. . . Егда приидет время твоего прихода, святый ангеле, по мене грешнаго. . . раз-лучити мою душу от убогаго ми телеси, — вниди с тихостию, да с радо-стию усрящу тя честно». Эти императивы точно согласуются с обиходными представлениями о «смертном ангеле» Михаиле, насколько мы можем судить о них по «Измарагду» — настольной книге русских людей XVI в. О св. Михаиле идет речь в «Слове 158-м о некоем мнисе».77
Трудно умирает нераскаянный грешник: «страшный. . . муж устреми трезубец огнен в сердце его, на мног час муча его, исторже душу его с нужею». Кончина праведника подобна отходу ко сну, это «успение». Архангел Михаил одесную и архангел Гавриил ошую ожидают разлучения тела и души, ибо «повелено есть. . . от Владыки не с нужею пояти ю». Душа медлит, архангелы спешат, и тогда бог посылает Давида с гуслями и сонм райских жителей. «И начата пети красныя пения. Се же слышавши душа от радости изыде из тела и прииде на руце к Михаилу». Такой легкой смерти просил себе царь Иван.
Кроме канона он составил также «Молитву Иисусу Христу и архангелу Михаилу». В ней царь просит воеводу небесных сил: «Соблюди раба божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, ив пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти, и от всякой притчи, и от диявола. . . Соблюди. . . от очию злых

 

 

73 Там же, с. 36.

74 Cм.: W. Lueken. Michael. Eine Darstellung und Vergleichung der jüdisehen und der morgenländisch—christlichen Tradizion vom Erzengel Michael. Göttingen. 1898.

76 См.: О. А. Д обиаш-Рождественская. Культ св. Михаила в латинском средневековье V—XIII века. Пг.» 1917 (гектографированное издание).
76    См.: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному Воеводе Парфе-ния Уродивого (Ивана Грозного). — В кн.: Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1972, с. 10—27 (канон и молитва цитируются далее без ссылок по этому изданию). Ср.: Ф. Г. Спасский. Русское литургическое творчество. Париж» 1951, с. 225.
77    Измарагд. М., 1912, л. 95 об.—96 (второй фолиации).

 

человек и от напрасный смерти и от всякого зла». Здесь отразились, по-видимому, кое-какие личные черты Ивана IV, в частности боязнь сглаза и порчи («притчи»). Он был суеверным человеком, и об этом мы знаем из многих источников. Но нас интересует сам Михаил Архангел, прежде всего как «учитель» самодержца, как образец монаршего поведения. В этом аспекте канон и молитва мало что дают и без опоры на широкий историко-культурный контекст непонятны.
Для Ивана небесный патрон царей — «предстатель престолу божию и творитель воли господни и совершитель заповедей его». Это своего рода заместитель бога и его двойник, на что указывает значение имени Михаил — «кто, яко бог». Если св. Михаил — предстатель бога на небе, то царь, в том числе царь всея Руси, — на земле. Все трое, так сказать, изоморфны друг другу. В чем же в конце концов заключается подобие Михаила Архистратига и царя Ивана IV? В том, что оба они — «грозные», и недаром в каноне этот эпитет употреблен двенадцать раз! Что он означает?
Установлено, что в приложении к царю эпитет «грозный» не имел отрицательного оттенка.78 Он связан не с идеей тирании, а с идеей величия (majestas). «Достоит царю грозну быти», — говорится в «Валаамской беседе»,7’ и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно. Дело не только в том, что в памятнике прямо говорится о необходимости царского милосердия: «Милостивый человек есть царь, милость показа свою к миру, уподобися милостивому богу» (с. 179). Дело в контексте: эпитет «грозный» и существительное «гроза» появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха «исправляли и здержати» (с. 166, 182) города и веси, «уставити» (с. 174, 188) определенные правила поведения в монастырях и в миру. Поэтому и возможны мнимые оксюмороны типа «царская смиренная гроза» (с. 174) и «царьская смиренная и всегодная гроза» (с. 192). Поэтому в фольклоре встречаются «оксюморонные» сцены, когда Иван IV весел, радостен, милостив — и одновременно грозен.80
«Грозный царь пмярек» — это просто-напросто титулярная формула, которая означала самодержавного государя и получила хождение после того, как Русь объединилась и пересилила наконец Орду (Ивана III, несколько предваряя ход вещей, уже называли царем и Грозным). В устной поэзии (у того же Кирши Данилова) эта формула дожила до эпохи Петра:

 

Еще будет атаман в каменной Москве,

Поклонился государю о праву руку,

Сквозь слезы он словечко едва выговорил:

«Ах ты, свет наш, надежда, благоверны царь

А и грозен сударь, Петр Алексеевич! . .»

 

Более того: эпитет «грозный», по-видимому, вызывал сакральные ассоциации. Этот эпитет связывался с «правдой» (между прочим, в «Повести о Дракуле» и у Пересветова!),81 т. е. с идеей божественного порядка и божественной справедливости, а тем самым — и с возможностью судить и наказывать за отступление от правды. Соответственно эпитет прилагается к царю, поскольку царь уподобляется божеству, понимается как образ бога на земле (см. выше). Наименование «грозным» Ивана IV явно свя-

 

78 См.: М. Szeftеl. The Epithet Groznyj in Historical Perspective. — In: Russia and Orthodoxy. Essays in Honor of Georges Florovsky, vol. II: The Religious World of Russian Culture, ed. by Andrew Blane. The Hague—Paris, 1968, p. 101—115.

79    Цит. по: Г. Н. Моисеева. Валаамская беседа — памятник русской публицистики середины XVI века. М.—Л., 1958, с. 166, 182 (комментарии Г. Н. Моисеевой к понятию «грозный царь» см. на с. 105). Ссылки на это издание даются далее в тексте.
80    Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, с. 70—71.
81    См.: М. Szeftеl. The Epithet Groznyj in Historical Perspective., p. 104— 105, 107.

 

зано с официальным принятием им царского титула, с венчанием на царство (сказанному не противоречит то, что «грозным» в свое время могли называть также Ивана III — ведь его уже величали «царем»!).82 Одновременно эпитет «грозный» связывает царя с «грозным воеводой небесных сил», носителем божьей воли — архангелом Михаилом.
Эпитет «грозный» применительно к царю связан с представлением о «царской грозе»: «грозный царь» — тот, от кого исходит «царская гроза». «Царская гроза» в свою очередь вызывает сакральные ассоциации с «божьей грозой»; ср. ту же «Валаамскую беседу», где есть красноречивое выражение «царева небесная гроза» (с. 174). Гроза как таковая с точки зрения русского человека той поры — божье наказание. В те времена полагали, что тот, кого убило молнией, сподобился благодати и непременно попадет в царство небесное. Дело доходило до того, что погибших от грозы причисляли к лику святых. Такова судьба крестьянского отрока с Пинеги Артемия, почти ровесника Ивана IV.

«Лета 7041 (1533) родися святый праведный Артемий, юж бе на Пинеги верколскый чюдотворец, отец у него Козьма рекомый Малый, мати Поли-нария. И бысь Артемий 12 лет, и делая у отца труды своими землю оря и боронитинача, и божиим судом взоиде туча и гром страшный, и молния и гром гряну страшный, Артемий же ужасеся от того страшнаго грома и предасть душу свою господеви. Тело ж его положено на пусте месте одаль церкви, иж бе под сосной, и мощи его святыя обретены по преставлении его [в] 33 летех. Лета 7085 (1577) обретение честных мощей святаго препо-добнаго страстотерпца Артемия, верколского чюдотворца».83
И позднее в народном быту сохранялось убеждение, что нельзя противиться «божьей грозе»84 и нельзя роптать на нее. Грешно пытаться спасти людей или постройки, в которые ударила молния, потому что молния и гром — божья воля, даже божья милость, особая благодатная отметина. «Бог посетил!» — вот обычная реакция русского человека на случившуюся с ним беду.

В логике Ивана IV отсюда вытекает, что главная обязанность монарха— карать зло, поражать подобно грозе. В этом убеждении царя укреплял образ Ангела Грозного Воеводы, как он рисовался средневековому религиозному сознанию. В восточно-христианских легендах (перешедших и на латинский Запад) о приближении св. Михаила возвещает удар грома...

 

82    Великого князя Тверского и Владимирского Дмитрия Михайловича (1299 — 1325) называли «Грозные Очи». Это скорее всего перекличка с иконой «Спас Ярое Око» (Спасский собор был патрональным храмом Твери), а не отголосок славной репутации этого князя, который, «мстя кровь отчу», убил в Орде Юрия Московского и сам был изрублен. Прозвание «Грозные Очи» носил и ярославский князь Василий Давидович (1321—1345). В этих прозвищах — несколько иные коннотации, однако и они обнаруживают сакральный характер.
83    А. И. Копанев. Пипежский летописец XVII в. — В кн.: Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского Дома, с. 75. Ср.: Л. А. Дмитриев. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973, с. 249-261.
84    В «Полтаве» о Петре I сказано: «Он весь как божия гроза» (А. С. Пушкин. Поли. собр. соч. в 10-ти т., т. IV. М.—Л., 1957, с. 296). Это значит, что Петр сражается за правое дело, что он непобедим, что противостоять ему бесполезно.
85    О. А. Добиаш-Рождественская. Культ св. Михаила в латинском средневековье V—XIII века, с. 392.

 

Цитата по: Панченко А.М. Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха http://odrl.pushkins...RlA=&tabid=2283

 



 


Сообщение отредактировал scriptorru: 02.04.2020 - 17:31 PM
Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 02.04 2020

Собственно примеры:

 

ИВАН ГРОЗНЫЙ И МОЛОДЕЦ

Да куда это православный царь убирается?

Убирался православный царь во темные леса

На звериную охотушку— за куницами, лисицами,

За куницами, лисицами, да за черными соболями.

Наезжает царь в лесу на избушечку,

Хорошо эта избушечка состроена,

Из леса красного таволжаного,

Покрыта избушечка черным бархатом,

Внутри избушечка — под парчой с вызолотом.

Да и крикнул грозным голосом православный царь:

«Кто в этой избушке, выходи!»

Выходил к нему удал добрый молодец.
«Да и что ты, православный царь, грозно меня требуешь?» —
«Уж не ты ли, добрый молодец, по морю разгуливал,

Не ты ли, молодец, мой корабль разбил?» —

«Не я твой корабль разбил, А разбили его беглецы с Ермаком».

 

По: Азбелев С.Н.  Исторические песни. Баллады 1986  с.110


Сообщение отредактировал scriptorru: 02.04.2020 - 17:43 PM
Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 02.04 2020

МОЛОДЕЦ НА ДОПРОСЕ

Мимо лесу, мимо темного,

Мимо садику зеленого

Пролегала путь-дороженька,

Широка, торна, пробойная.

Ой, по той ли по дороженьке

Там идут-идут солдатушки,

Они ведут-ведут удалого молодца,

Удалого молодца-разбойничка.

Резвы ноженьки закованы,

Назад рученьки завязаны,

Ясны оченьки заплаканы.
Они ведут его в каменну Москву,

В каменну Москву ко Грозному царю.

Стал царь .молодца допрашивати:

«Ты скажи мне, удалый молодец,

С кем воровал, с кем разбой держал,

Ой, и кто твои товарищи?» —

«Я скажу тебе, православный царь,

С кем я воровал, с кем разбой держал,

Ой, и кто мои товарищи:

Как и первый-то товарищ —

Да и темная ночь;
А другой ли мой товарищ —

Да и ворон конь;
Как и третий мой товарищ —

Да и вострый нож».

 

По: Азбелев С.Н.  Исторические песни. Баллады 1986  с.111


Сообщение отредактировал scriptorru: 02.04.2020 - 17:43 PM
Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 02.04 2020

ПРАВЕЖ

Что у нас было на святой Руси,

На святой Руси, в каменной Москве,

Середи-то торгу, братцы, среди площади,

Тут бьют доброго молодца на правеже,

Нагого-босого и разутого

Поставили его на бел горюч камень,

Стоит молодец —сам не трёхнется,

Русы его кудри не ворохнутся,

Лишь из глаз горючи слезы.
Лучилося тут ехати
Самому царю православному,

Грозному царю Ивану Васильевичу.

Как возговорит царь Иван-сударь Васильевич:

«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!

За что вы пытаете доброго молодца,

Нагого-босого и разутого,

Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец — сам не трёхнется,

Русы его кудри не ворохнутся,

Только катятся из глаз горючи слезы

По белому лицу по румяному?»

Тут возговорят бурмистры-целовальнички:

«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,

Грозный царь Иван-сударь Васильевич!
Пытаем мы с него золоту казну,

Золоту казну, платье цветное,

Не много, не мало — сорок тысяч».

Возговорит тут православный царь:

«Ох ты гой еси, добрый молодец!

Почему тебе золота казна доставалася,

И как она тебе приходила?»

Возговорит добрый молодец:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,

Грозный царь Иван-сударь Васильевич!

Была у меня дубиночка вязовенькая,

И клал я дубиночку на плечико,

Ходил я, добрый молодец, по чисту полю,

По чисту полю, по темну лесу,

Нашел я воров-разбойников.

Тут-то они дуван дуванили,

Золоту казну делили мерою,

А цветное платье делили ношами;

Тут-то я ее отбил у них».

Возговорит православный царь,

Грозный царь Иван-сударь Васильевич:

«Куда ты девал эдаку золоту казну?»

Возговорит добрый молодец:

«Точил я ее всё по домам по питейным,

А поил я всё голь кабацкую,

А цветное платье — одевал все наших босыих».

Возговорит православный царь:

«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!

Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,

А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей».

 

По: Азбелев С.Н.  Исторические песни. Баллады 1986  с.114


Сообщение отредактировал scriptorru: 02.04.2020 - 17:53 PM
Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 02.04 2020

ТЕРСКИЕ КАЗАКИ И ИВАН ГРОЗНЫЙ
Не сизые орлы клохчут,

Не серые гуси воголосют —

Они пить и есть хотят,

Гребенские наши казаки

Перед царем говорят,

Перед Грозным царем

Иваном Васильевичем:
«Ах ты, батюшка наш, надежа,

Православый государь!
Ты чем нас порадуешь,

Чем пожаловаешь?» —

«Я подарю вас, казаченьки,

Рекою вольною,

Что ни быстрыим

Тереком Горыневичем,

Что от самого от Гребня

До синего моря,

Что до синего моря

Каспийского».

 

По: Азбелев С.Н.  Исторические песни. Баллады 1986  с.116


Сообщение отредактировал scriptorru: 02.04.2020 - 18:00 PM
Ответить

Фотография Яго Яго 03.04 2020

Азбелев С.Н. Исторические песни. Баллады

Что такое народный эпос и былины? Можно ли им доверять, как правдивым историческим источникам? Являются или былины и сказания коллективным народным творчеством? Вопросы эти более чем открытые. Тем более в отношении такого противоречивого исторического персонажа, каким являлся Иван Четвертый. Так ли была глубока народная признательность к первому русскому царю, какой она изображается в былинах? Известно, что в жизни И,В.Г было несколько характерных, отличающихся друг от друга, периодов. Нет смысла их описывать. В общем можно было бы назвать первый период либерально-реформаторским, второй - предельно авторитарно-диктаторским, отягощенным различного рода преступлениями против боярства, как некой демократической основы средневековой Руси; против церкви - центра духовности и противления злу.

 

 

Гребенские наши казаки Перед царем говорят, Перед Грозным царем Иваном Васильевичем: «Ах ты, батюшка наш, надежа, Православый государь!

   ИВАН ГРОЗНЫЙ И ДОМНА
     
      97.
      Как жила-была старица,
      А у старицы была племянница,
      Была Домнушка Перфильевна.
      Никуда она не ходила,
      Ни к подружкам, ни на улицу.
      Собиралась-то Домнушка,
      Собиралась-то Перфильевна
      Во собор Богу молитися.
      Вставала-то Домнушка
      У левого у клироса.
      А царь Иван Васильевич,
      Он на правом на клиросе.
      Он не столько Богу молится,
      Всё на Домнушку глядючи.
      Посылает он слугов верныих:
      «Вы подите-ка за Домнушкой,
      Вы подите за Перфильевной».
      Приходят-то слуги верные:
      «Пойдем, пойдем, Домнушка,
      Пойдем, пойдем, Перфильевна,
      Пойдем-ко мы ко царю во дворец».
      Собиралася Домнушка,
      Собиралася Перфильевна,
      Надевала Домнушка
      Черно платье печальное.
      Ведут-то, ведут Домнушку,
      Ведут широким двором.
      А царь-то Иван Васильевич,
      Он вышел на красен крылец:
      «Пойдешь ли, пойдешь, Домнушка,
      Пойдешь ли за меня замуж?»
      «Не пойду я за носастого,
      Не пойду я за глазастого,
      За твои волоса огнивчаты!»
      Вынает-то царь Иван Васильевич,
      Он вынает саблю вострую,
      Он ссек с нее головушку,
      Она саблей-то венчалася,
      А кровью-то обручалася.
    

Ответить

Фотография Ученый Ученый 03.04 2020

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ДОМНА

Вот это хорошая былина, если не фейк. Но реальный Иван Грозный сначала надругался бы над Домнушкой, а уже потом отрубил бы ей голову.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 03.04 2020

Можно ли им доверять, как правдивым историческим источникам?

Конечно можно. Народ напрочь отметает р@софобскую версию о смерти сына И.Грозного и рисует нам светлый образ примерного семьянина

 

ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ

 

Эх да собирается наш православный царь

Да он ко заутрени,

Ко тому ли свету, свету-светику

Ивану Великому.

Эх да как становится наш православный царь

Да он на своем месте.

Как становится наш православный царь

У правого клироса.

Эх да уж как молится наш православный царь

Ивану Великому.

Уж он молится, наш православный царь,

Да он низко кланяется.

Эх да как позадь-то его все бояре-князья

Они остановилися.

Как промеж-то себя ухмыльнулися, Князья усмехнулися.

Эх да уж как гневно на них православный царь

Да он оглядается:

«И чему-то, чему вы, бояре-князья,

Чему больно радостны?

Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете

Горя-то великого?

Знать, не ведома-то вам кручинушка

Безысходна царская!

Эх да как угасла-то свеча местная,

Закатилась-то звезда,

Поднебесна моя светла звездонька —

Не стало млад царевича».

http://gumfak.ru/ote...vne/istor.shtml

Ответить

Фотография Ученый Ученый 03.04 2020

«Не пойду я за носастого,       Не пойду я за глазастого,       За твои волоса огнивчаты!»

Иван Грозный был нерусский :( 

 

Манеры у девушки как в 21 веке. Разве так можно с царем разговаривать? 

Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 03.04 2020

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ДОМНА

Правда, есть еще песня про Грозного и Домну из собрания А. А. Титова, записаная в Арзамасском уезде Нижегородской губ. (сравнительно недалеко от с. Языково Симбирской губ., места записи варианта П. В. Киреевского). Однако песня эта при внимательном анализе оказывается явной переработкой одной из северных редакций «Домны». Текстологическое сличение показывает, что имя Грозного присоединено здесь к сюжету «Домны» сравнительно неуклюже, что обстоятельства гибели героини соответствуют частично пинежскому варианту песни про Домну и Кощавича царя,19 частично «Домне» из собрания П. В. Киреевского и некоторым поморским записям. Наконец, даже ряд слов («монашина», «грубность», «супрядка»), выражений, оборотов песни про Грозного и Домну уводят нас на Север, к специфическому словарю северных крестьян.

Что же касается распространения сюжета «Домны» к северу от Новгорода, то характерно, что оно в точности отвечает пути именно новгородской и именно боярской колонизации (т. е. колонизации собственно новгородской, при которой промысловые отряды снабжались и направлялись крупным новгородским боярством), нигде не выпадая из этого пути: это Заонежье и берега Белого моря начиная от Поморского берега. Пути шли по Онежскому озеру, и новгородские ловецкие поселки располагались на Поморском берегу, распространяясь отсюда на Летний и Карельский берега, а с Карельского — на Терское побережье (Обонежье, Каргополь, При-двинье — места смешанной, новгородско-московской и преимущественно крестьянской колонизации — совсем не знают «Домну»).20
Именно на этих путях сохранилась первая версия баллады, меж тем как встречный поток московской колонизации, с Двины на Терское побережье и далее, несет с собой уже вторую версию «Домны», изгоняя более древнюю как раз в обратной последовательности. Попутно следует отметить характер титула Дмитрия — «князь».

По: Князь Дмитрий и его невеста Домна// Русский фольклор. Материалы и исследования / АН СССР, ИРЛИ; отв. ред. А. М. Астахова – М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1959. – Т. 4. с.87 http://lib2.pushkins... vol.4 1959.pdf

 

Это не оригинальный сюжет. Но что поделать с этими монархами раннего Нового времени. В сюжете Иван IV условно уподобляется своему заморскому собрату Генриху VIII, казнившему своих жен http://hrono.ru/biog...o_g/genrih8.php


Сообщение отредактировал scriptorru: 03.04.2020 - 13:46 PM
Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 03.04 2020

такого противоречивого исторического персонажа, каким являлся Иван Четвертый.

 

Именно что противоречивого и при этом человека своей эпохи, соответственно и оценивать его нужно исходя из нравов XVI столетия.

Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 03.04 2020

Разве так можно с царем разговаривать?

 В исходном варианте - не царь ...

Ответить

Фотография Яго Яго 03.04 2020

 

такого противоречивого исторического персонажа, каким являлся Иван Четвертый.

 

Именно что противоречивого и при этом человека своей эпохи, соответственно и оценивать его нужно исходя из нравов XVI столетия.

 

Так и оценивайте его в специальных работах, посвященных веку 16-му, а еще лучше именно в 16-м веке!

 

Но вы же претесь, не снимая лаптей, в век 21-й, где живут совсем другие люди, нахлебавшиеся досыта авторитаризма и деспотии, предпочитающие либеральные ценности и отрицающие право силы. Вы предлагаете им каких то сомнительных героев, вроде Грозного и Сталина, царствование которых закончилось великой смутой и распадом государства.

 

Неужели ваш тренированный и изощренный многолетним обучением на истфаке (что это за образование такое? Что это за дисциплина такая, которую насилует всяк, как хочет?) не в состоянии найти в качестве примера эффективного управленца личность более гуманную, образованную и успешную? Екатерину Великую, или Александра Первого, или Александра Второго. Брежнева, наконец, вспомните, и поставьте ему памятник, Да не один, а много.)))


Народ напрочь отметае

Народ дик, космат и вонюч!


 

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ДОМНА

Вот это хорошая былина, если не фейк. Но реальный Иван Грозный сначала надругался бы над Домнушкой, а уже потом отрубил бы ей голову.

 

Так скорее всего и было. Только он сначала отрубил девице голову, отправил ее на блюде ейной тетке, а лишь затем овладел телом.

 

У великих да грозных свои причуды.

Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 03.04 2020

Так и оценивайте его в специальных работах, посвященных веку 16-му, а еще лучше именно в 16-м веке! Но вы же претесь, не снимая лаптей, в век 21-й, где живут совсем другие люди, нахлебавшиеся досыта авторитаризма и деспотии, предпочитающие либеральные ценности и отрицающие право силы. Вы предлагаете им каких то сомнительных героев, вроде Грозного и Сталина, царствование которых закончилось великой смутой и распадом государства. Неужели ваш тренированный и изощренный многолетним обучением на истфаке (что это за образование такое? Что это за дисциплина такая, которую насилует всяк, как хочет?) не в состоянии найти в качестве примера эффективного управленца личность более гуманную, образованную и успешную? Екатерину Великую, или Александра Первого, или Александра Второго. Брежнева, наконец, вспомните, и поставьте ему памятник, Да не один, а много.)))

Вы не забыли, что тема посвящена образу Ивана IV в исторических песнях? К чему здесь эта ваша "политота" и фантазии? Сравнения "бульдога" с "носорогом", а также наведение "тени" на "плетень" можно оставить для темы флуд.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 03.04 2020

Это не оригинальный сюжет. Но что поделать с этими монархами раннего Нового времени. В сюжете Иван IV условно уподобляется своему заморскому собрату Генриху VIII, казнившему своих жен

Я где-то читал что и в летописях такой встречается - брался какой-то популярный сюжет, скажем библейский, и переписывался на современных персонажей. 


Так скорее всего и было. Только он сначала отрубил девице голову, отправил ее на блюде ейной тетке, а лишь затем овладел телом.  

Ну вот с чего Вы это взяли? В какой летописи написано, что Иван Грозный был извращенцем?

Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 03.04 2020

брался какой-то популярный сюжет,

Да, бродячий сюжет... Дмитрий и Домна, целый ряд вариантов...

Ответить

Фотография Ученый Ученый 03.04 2020

Взятие Казани Грозным царём

 

Ох вы, гости, гости званые,

Гости званы, гости браные!

Уж сказать ли вам, гости, про диковинку,

Про диковинку такую не про маленьку

Про царев поход на славный на Казань-город?

 

Как он, Грозный царь Иван Васильевичу

Скоплял силушку да ровно тридцать лет,

Ровно тридцать лет и три года;

Сокопивши силу, воевать пошёл

Под то славно царство под Казанское.

Не дошедши до Казани города,

Становился батюшка наш в зеленых лугах,

В зеленых лугах во заповдных;

Подводил подкопы под Булат-реку,

Подводил и под Казанку под рйку,

Бочечки дубовые закатывал

С лютым зельем — чёрным порохом,

Затеплял на бочках свечи воску ярого.

А татарки по стеие похаживают,

Грозного царя подразнивают:

„Как не взять тебе Казань-город ни во сто лет,

Как ни во сто лет и не во тысячу!"

Воспалилося сердечко- государево,

Утопил он очи во сыру землю:

„Подавай мне пушкарей сюда,

Пушкарей-подкопщиков и зажигалыциков!"

Призадумались пушкарчики, молчат-стоят;

Только выбрался молоденький пушкаричек:

„Не вели меня, царь-батюшка, казнить-вешать,

Прикажи мне слово молвити:

На ветру-то свечи скоро топятся,

Во глухом же месте долго теплятся."

Не успел пушкарчик слово вымолвить

Догорели свечи воску ярого,

Принимались бочки с чёрным порохом,

Раскидало-разметало стену каменну,

Побросало в реку всех татаришек.

Привозрадовался тут царь-батюшка,

Приказал всех пушкарей дарить,

Всем пушкарчикам по пятьдесят рублей,

Одному тому пушкарчику пятьсот рублей,

Одному ему пятьсот за слово смелое,

Да за правду его добрую.

https://www.sites.go...r-vzatie-kazani

Ответить

Фотография Ученый Ученый 03.04 2020

Народ дик, космат и вонюч!

Что Вы несете)

Ответить

Фотография Яго Яго 03.04 2020

не забыли, что тема посвящена образу Ивана IV в исторических песнях?

Не забыл, Мало того, я помню, что она началась с упоминания о двух пямятниках, уже установленных в России Ивану Васильевичу-Мучителю.

Мля, чуралось своего предшественника великое семейство Романовых. Историки земли Русской, наподобие Карамзина, такие известные литераторы, как А.К. Толстой представили потомкам Грозного, как абсолютного тирана. Русская Православная Церковь в лице ее высших иерархов отказывается по сию пору причислить к святым ликам образ психопата, распутника и сифилитика.

 

Памяти судебно-меди­цин­ского эксперта профессора Александра Маслова, принимавшего участие в этом историческом расследовании.https://aif.ru/health/life/13803

Факты и слухи

18 марта 1584 года Иван Грозный велел принести и прочесть ему завещание, затем около трех часов парился в бане (в последние годы он посещал ее почти ежедневно для облегчения страданий). Позже, желая сыграть в шахматы с боярином Бельским, стал сам расставлять фигуры, но вдруг упал навзничь, сжимая в руке шахматного короля, и через несколько минут скончался.

 

В народе ходили слухи, будто царя отравили «ближние люди» – Бельский и Годунов. На престол вступил сын Ивана – недееспособный Федор, от имени которого стал управлять Годунов. Через 7 лет, 15 мая 1591 г., в Угличе погиб царевич Дмитрий – сын Грозного от шестого брака, и с его смертью пресеклась династия Рюриковичей.

Оружие дворцовых интриганов

И на Руси, и в Европе того времени яд был наиболее популярным оружием в решении дворцовых интриг. Иван Грозный, отравивший немало бояр, и сам боялся быть отравленным. По некоторым данным, он ежедневно принимал мышьяк – яд без вкуса, запаха и цвета, хорошо растворимый в жидкостях: Грозный знал, что к мышьяку возникает привыкание и малые дозы этого яда перестают действовать.

В таких ситуациях обычно советуются с личным врачом. На Руси тогда было мало лекарей, и все – из иностранцев. Некогда при Грозном состоял Елисей Бомель (Бомелиус) родом из Вестфалии, изучавший медицину в Кембридже. Он прибыл в Москву в 1570 г. и уже через год стал лейб-меди­ком и астрологом правителя. Бомелиус не только лечил семью Ивана IV и ближних бояр – он искусно владел тайной ядов. Но в 1579 г. лекарь был уличен в заговоре и казнен.

Наследственность или среда?

Родившись от второго брака великого князя Василия и Елены Глинской, Иван рано потерял отца, а в 1538-м, когда мальчику было всего 8 лет, умерла и мать – ее, как полагают, отравили. После смерти Глинской царский двор становится местом борьбы за власть среди бояр: к малолетнему государю они относятся с презрением, от него отлучают близких людей. В такой атмосфере и созревал отрок – вспыльчивый, мнительный, нервный и очень жестокий.

А может, Иван был просто психически больным человеком? В конце XIX века психиатр П. И. Ковалевский утверждал, что царь был подвержен неврастении, страдал паранойей с манией преследования и врожденным слабоумием. Без сомнения, в личности Ивана немало патологических черт – раздражительность, нетерпимость, мучительство, почти навязчивые идеи убийства (в одном лишь синодике Кирилло-Белозерского монастыря записано 3470 его жертв). Многие исследователи утверждают, что Грозный в жестокости превзошел Нерона и Калигулу и будто к 1570 г. он был на грани сумасшествия – тогда ходили слухи, что Бог наслал на царя неизлечимую болезнь: «Болезнь неисцельно ему сотвори».

Однако все умозаключения психиатров и историков относятся к категории недоказанных предположений. Что же на самом деле известно о состоянии здоровья царя?

Из истории болезни

Отрок Иван был акселератом: к 13 годам он выглядел настоящим мужчиной. По утверждению Фрейда, ранняя сексуальная зрелость затрудняет в дальнейшем возможность контроля над сексуальным влечением со стороны высших нервных центров и повышает навязчивый характер этих влечений. В 17 лет Иван женится на Анастасии Захарьиной-Кошкиной, и этот брак был счастливым. Но через 13 лет Анастасия умирает, и Иван, обладавший, по свидетельству очевидцев, крепким здоровьем и изрядной физической силой, тяжело заболевает. С этого времени начинается его странная привязанность к юродивым, он даже позаимствовал у них многие черты для собственного поведения – притворное самоуничижение, скоморошество, буйство, похабство, блаженство.

Эксгумация

В 1963 году комиссией, в состав которой входили и судебные медики, в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Ивана IV, его сыновей Федора и Ивана, а также военачальника князя М. Скопи­на-Шуйского.

Исследование костных останков позволило определить рост царя – примерно 179–182 см (для XVI века Иван был очень высоким), а известный антрополог М. Герасимов впервые воссоздал достоверный облик Грозного.

Понятно, что спустя четыре века крайне сложно определить: был ли царь отравлен – многие яды могли исчезнуть или измениться. Поэтому судебно-химическое исследование касалось только определенных групп соединений, так называемых металлических ядов. Поскольку некоторые соединения, в частности ртуть, широко распространены в природе, для контроля были взяты отдельные ткани одежды, соскобы со стенок гробниц.

В соскобах содержалось ничтожное количество цинка, меди, серебра, свинца, а в одеждах Грозного – лишь элементы, присущие хлопчатобумажным тканям. Но в останках царя и его старшего сына Ивана обнаружено почти в пять раз больше ртути, чем в останках Федора и Скопина-Шуй­ского! И доказано, что ртуть попала в организм при жизни. Отравление? Но при чем тут сын, умерший, как мы знаем, от черепно-мозговой травмы?

Заморский недуг

Препараты ртути стали применять на Руси с конца XV века и исключительно для лечения сифилиса. В XV–XVI вв. в Европе «французская болезнь» достигла стадии эпидемии и вскоре проникла на Русскую землю, о чем есть свидетельства в летописи. В «Домострое» и народных лечебниках XVI в. среди други хворей упоминается и сифилис, и способы приготовления некоторых ртутных мазей от «венерических нарывов и болячек». Мог ли Иван IV заболеть сифилисом? Летописцы упоминают, что после смерти Анастасии «нача царь яр бытии и прилюбодействен зело». «Гнусные восторги сластолюбия» отмечают в Грозном и другие современники. Иван «хвастал тем, что растлил тысячу дев, и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни», а пастор Одерборн утверждал, что отец со старшим сыном менялись любовницами и… любовниками. На языке медицины Грозный входил в «группу риска». Но страдал ли царь недугом, разрушающим плоть и дух?

Как правило, сифилис протекает волнообразно: активные проявления болезни сменяются скрытыми периодами, но по мере прогрессирования появляются сифилитические язвы со зловонными гнойными выделениями. Очевидцы пишут, что в начале 1584 г. тело царя распухло и стало издавать нестерпимое зловоние; врачи находили у него «загнивание крови».

Будучи хронической инфекцией, сифилис приводит к глубокому нарушению обмена веществ, болям в коленных суставах… И действительно, судя по останкам, в последние годы Иван IV сильно располнел – до 85–90 кг. Эксперты обратили внимание на мощные отложения солей на позвоночнике – остеофиты, причиняющие адские боли при малейшем движении. Современники писали, что перед смертью царь выглядел дряхлым стариком, его носили в кресле. Остеофиты развиваются как в результате механических повреждений-травм, так и инфекционных болезней – остеомиелита, сифилиса. Царя мучил и непременный спутник сифилиса цирроз печени, сопровождающийся накоплением жидкости в брюшной полости (известно, что тело царя «сильно распухло»).

Сифилис в то время лечили с помощью ртути, сулемы – «жид­кого серебра». Такое лечение приводит к хроническому отравлению – меркуриализму. При меркуриализме патологическому изменению подвергается главным образом нервная система, наблюдаются психическое возбуждение, тревожность, пугливость, мнительность.

Конечно, царь глубоко страдал. Н. М. Карамзин писал: «…В сие время он так изменился, что нельзя было узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость, все черты исказились, взор угас, на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса». Выпадение волос – один из характерных признаков меркуриализма.

При передозировке ртути наблюдаются эпилептические припадки, хаотическое психическое возбуждение. Такие припадки, по словам очевидцев, были и у Грозного, во время которых царь приходил «как бы в безумье», на губах выступала пена или ни с того ни с сего «бесился на встречных». Возможно, любимого сына Ивана он ударил посохом именно во время вспышки «ртутного гнева», а позже, осознав, «целые ночи вопил от горя». Наследник умер на 11-й день. Смерть сына подкосила Грозного.

Современные эксперты пришли к заключению: Иван Грозный не был отравлен, он умер от хронического сифилиса и протекавшей на его фоне ртутной интоксикации.


Сообщение отредактировал Яго: 03.04.2020 - 18:23 PM
Ответить

Фотография Яго Яго 03.04 2020

 

Народ дик, космат и вонюч!

Что Вы несете)

 

Ничего я не несу,

 

Основывать отношение к Грозному на основе каких былин, авторство которых сомнительно есть НМВ самая настоящая дикость. Царствование Грозного - это не доисторические времена. Об этих временах полным полно авторитетных свидетельств, что в принципе и должно определять наше отношение к историческим персонажам. Ведь речь идет именно о почитании Грозного, как одного из великих деятелей Русской Земли, об установке ему

 

"Историк со стажем" Скриптор пытается нам втюхать именно былинный вариант Грозного. Помните частушку - "По России мчится тройка: Мишка, Райка, перестройка"? Никому же не придет в голову оценивать Горбачева по этой задорной частушке?

А Скриптору пришло. Вернее, не пришло, а упало на голову.

Ответить