←  Древняя Греция

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Минотавр: египетско-финикийские корни узни...

Фотография Darius Darius 13.03 2020

Согласно преданиям, сын Миноса Андрогей отправился в Аттику, чтобы принять участие в играх, учрежденных одним из царей Афин, Эрехтеем. Гибель критского царевича (или его убийство) на пути в Фивы и вызвала гнев Миноса, осадившего Афины. Город начал страдать от голода и чумы, что и вынудило Эгея согласиться на унизительные условия мира.

По Диодору, Афины должны были каждые девять лет (по Гигину - ежегодно) отдавать семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, сколько бы времени не жило чудовище. Существенное замечание. По всей видимости, можно говорить не о жизненном цикле мифического создания, а о цикле каких-то обрядовых действий, для отправления которых и требовалось фиксированное количество участников. Согласно преданиям, Лабиринт был построен Дедалом специально для Минотавра, рожденного от связи жертвенного быка Посейдона и супруги Миноса, колхидской принцессы Пасифаи, дочери Гелиоса (Солнца). Согласно Филодору, Лабиринт — это тюрьма, в которой юноши и девушки содержались до момента вручения их победителю в проходивших играх в память сына Миноса Андрогея, погибшего в Аттике. Одним из первых победителей в этих играх был полководец Миноса по имени Тавр (Минотавр), которого царь подозревал в связи с Пасифаей (это перекликается со свидетельством Псевдо-Аполлодора и Павсания о том, что Андрогей погиб во время охоты на Марафонского быка, «отца» Минотавра, а затем сам был убит или принесен в жертву Тесеем). Тесей умертвил Минотавра ударом кулака, что можно трактовать, как определенную часть гимнастических игр в форме кулачных боев.  Похитив Ариадну, дочь Миноса, которая помогла ему найти путь из Лабиринта, он отплыл на судне в Афины (либо Минос позволил ему вернуться в Афины в награду за гибель опасного соперника, которого иногда отождествляют с тем самым Тавром (быком), который напал на Тир и похитил Европу, мать Миноса). На обратном пути, во время остановки на Делосе, Тесей посвятил Великой Матери статую Афродиты и устроил танец, изображая сложные фигуры. Участники становились в порядок, изображавший запутанные коридоры и переходы лабиринта. Сам Тесей исполнял танец вокруг алтаря, сложенного исключительно из левых рогов животных (на мой взгляд, по направлению движения танца).

кносский статер.jpg

 

По одной из версий мифа, Тесей на острове Наксос был вынужден оставить (по настоянию богов) Ариадну Дионису (либо она была им похищена), который затем увез ее на Лемнос (Плиний писал о наличии лабиринтов на Лемносе, Крите и Италии, хотя отдельно упоминал, что от критского и италийского ничего не осталось). Дедал, после бегства с Крита и гибели сына Икара, прибыл в сицилийский город Камик, куда затем прибывает Минос, который в поисках сбежавшего зодчего объездил много стран, предлагая большую награду тому, кто сможет продеть сквозь спирально закрученную раковину нить (нить Ариадны?). Прибыв ко двору царя Камика Кокала, Минос предложил ему решить головоломку. Кокал обратился к Дедалу и тот, проделав в раковине отверстие, привязал к муравью нитку и запустил его внутрь раковины. Муравей нашел выход, продев нитку, а Минос потребовал выдачи Дедала, но, будучи обваренным кипятком дочерьми Кокала, погиб. Критяне воздвигли ему двойную гробницу, состоявшую из крипты с останками и храма Афродиты, в котором ему воздавались почести еще несколько поколений спустя, пока останки не были переданы в Акрагант тираном Фероном в Vв до н.э (по свидетельству Диодора). После смерти Миноса, часть критян основали на Сицилии город Миною, часть двинулась вглубь острова и основала Энгий. После взятия Трои Мерион, спутник царя Идоменея, внука Миноса и сына Девкалиона, был принят в число его граждан. (Известно, что Девкалион сосватал Тесею свою сестру Федру, заключил союз с Афинами, но, по одной из версий, был убит Тесеем при нападении афинян на Кносс). Диодор также упоминает о строительстве в Энгине святилища куретов и указывает на их особое почитание на Крите.

 

Солярная сущность образа Минотавра довольно прочно фиксируются в источниках. На монете из Кносса изображен Минотавр с выбивающимися из-под маски косами и бычьим хвостом. Свастика на обратной стороне этой монеты указывает на связь с культом солнца. Бык и солнце на Крите отождествлялись, танцы и сцены, в которых участвовали Минотавр и Лабиринт, являлись на Крите демонстрацией движения небесных светил. То, что в Кносском дворце происходили традиционные игры в масках различных животных, упоминал Диодор Сицилийский, который рассказывал о такие же рода маскарадах при дворе египетских фараонов. Кносский Лабиринт, по его мнению, являлся подражанием именно египетскому Лабиринту. Весьма вероятно, что Минотавр — одна из масок кносских придворных танцев, традиционная фигура критской небесной пантомимы. Известно изображение трех бегущих Минотавров и сцена убийства Тесеем Минотавра с бычьим хвостом и человеческим лицом.

 

]Фигурная ваза в виде быка с акробатом из гробницы в Мессаре. Начало II тыс. до н. э..jpg

 

Мифологическая традиция о Миносе и Минотавре хранит в себе следы древнейших критских верований, на которые оказали влияние верования Древнего Египта и Финикии. Саркофаг, обнаруженной в Агиа-Триаде, имеет много египетских черт, равно как и культ быка можно сблизить с финикийскими верованиями, связанными с культом Астарты, признаком власти которой в Сидоне являлось украшение в виде головы быка, которое богиня возлагала себе на голову. Плутарх, в свою очередь, в трактате «Об Осирисе и Исиде» писал: «Когда саркофаг с телом Осириса прибило к берегу Библа, он был заключен в заросли вереска, оказавшись в его сердцевине. Царь удивился размерам растения и, срубив сердцевину, содержащую невидимый взору гроб, поставил ствол как подпорку для крыши. Говорят, что Исида... явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и не говорила ни с кем, но только приветствовала служанок цариц, ласкала их, заплетала им косы и навевала им от себя на их тело удивительный аромат. Лишь царица увидела служанок, как в ней возникло влечение к незнакомке, волосам и телу, источающему благовоние. За Исидой послали, а когда она прижилась, ее сделали кормилицей царского сына, и говорят, что имя этого царя было Малькандр, а царицу называют Астартой...».

Но существовал ли сам Лабиринт, в котором обитал Минотавр? По мнению А Эванса сам Кносский дворец являлся легендарным Лабиринтом. В таком случае, руководствуясь мифологией, можно утверждать, что его создателем являлся афинский зодчий Дедал, бежавший на Крит от преследования за убийство своего ученика. Другое мнение заключается в том, что Лабиринт — это рисунок на колоннах или полах в кносском и других дворцах, изображавший движение светил по небу. Когда в 1901г А Эванс обнаружил в северо-западном углу кносского дворца орхестру для танцев с нанесенными на ней линиями для танцоров, возникло предположение, что именно это место и является легендарным Лабиринтом (по свидетельству Аполлодора, Тесей нашел Минотавра в самом отдаленном месте Лабиринта, каковым как раз и является орхестра в северо-западном углу дворца). В качестве аргумента приводили сообщение Диодора о постройке Дедалом в Кноссе площадки для танцев Ариадны (видимо, в качестве верховной жрицы культа Великой Богини). Не стоит также сбрасывать со счетов близость малоазиатской и критской мифологии и огромное распространение культа двойного топора (лабриса). Малоазийская архаика вводит в атмосферу хтонических культов Великой Матери и Лабиринт вполне может являться культовым танцем, возникшем на Крите в среднеминойскую эпоху и связанный с эволюцией земледелия и скотоводства (В.Л. Богаевский). Ряд исследователей считают, что Лабиринт — это храм Зевса Лабрандского.

 

Какие выводы можно сделать из вышесказанного?

 

  1. сын Миноса Андрогей отправился в Аттику, чтобы принять участие в играх, учрежденных одним из царей Афин, Эрехтеем. После смерти последнего развернулась борьба за Афины между его внуками, сыновьями Метиона и Кекропса, в результате чего сын Кекропса Пандион был изгнан Эвпаламом, братом (или отцом) Дедала, в Мегары, где у Пандиона родился Эгей, отец Тесея. Т.о, Тесей и Дедал являлись родственниками, а Дедал, видимо, был вынужден покинуть Афины, спасаясь от Эгея, заявившего о правах на наследство своего отца спустя некоторое время.
  2. По Диодору, Афины должны были каждые девять лет (согласно Гигину - ежегодно) отдавать семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, сколько бы времени не жило чудовище, т.е дань была бессрочной. Плутарх писал, что Тесей отправился в Кносс в момент, когда дань была запрошена в третий раз, т.е на третий год после гибели Андрогея, либо по истечении 27 лет. Т.о, с момента бегства Дедала из Афин до момента отплытия Тесея на Крит, прошло не менее 27 лет, в течение которых Дедал создавал Лабиринт на Крите.) Фиксированное количество участников также наводит на мысль о регламенте какого-то ритуала. Символическое изображение семи сакральных жертв (или участников церемонии) можно встретить на фресках. Кроме того, Апулей в «Золотом осле» описывает, как герой семикратно погружает голову в воду, чтобы очиститься перед посвящением в таинства Великой Богини, утверждая, что «... число это еще божественным Пифагором признано наиболее подходящим для религиозных обрядов». Памятуя о том, что Пифагор прошел посвящение в храмах Исиды в Мемфисе и Фивах, сакральность числа семь обусловлена именно ее значением для египетских обрядов, посвященных Исиде.
  3. Согласно преданиям, Лабиринт был построен Дедалом специально для Минотавра, рожденного от связи жертвенного быка Посейдона и супруги Миноса, колхидской принцессы Пасифаи, дочери Гелиоса (Солнца). Но являлся ли он тюрьмой для Минотавра? Возможно провести аналогию с содержание мемфисского быка Аписа, быка-воплощения Осириса). Пасифая приходилась сестрой Ээту, отцу Медеи, бежавшей из Колхиды с Ясоном после того, как помогла ему добыть золотое руно. Аналогия с бежавшей Ариадной после помощи Тесею очевидна. Ясон также должен был укротить быков и вспахать землю. И в том, и другом случае речь идет о похищении дочерей детей Гелиоса — Солнца и символическом укрощении быка (в случае Ясона — вспахивании поля, в случае Тесея — победы в кулачном бою на играх над сильнейшим бойцом в маске быка).
  4. Бегство Дедала с Крита в Сицилию также вызывает вопросы. Если посмотреть расположение о. Икария, названного в честь погибшего у него сына Дедала, то не сложно заметить, что Сицилия, где искали спасения от гнева Миноса великий зодчий и его сын, находится в другой стороне. Так куда стремился Дедал? Видимо, на север, к Лемносу, где также известен Лабиринт, упомянутый Плинием. Кроме того, согласно мифологии, Лемнос являлся местом обитания кабиров и был известен своими мистериями. Также известно, что после того, как Тесей оставил Ариадну на Наксосе, Дионис отвез ее на Лемнос, где вступил с ней в брак. Их сын Фоант стал первым царем Лемноса. Его дочь Гипсипила вступила в брак с Ясоном, когда аргонавты сделали остановку на Лемносе по пути в Колхиду, родину матери Ариадны ее племянницы Медеи, которая чуть не явилась причиной смерти Тесея, пытаясь его отравить, за что была изгнана из Афин. (Их сын Эвней поддерживал ахейцев, осаждавших Трою, поставляя им вино). Т.о возможно, связь Дедала с Ариадной не прервалась после ее бегства с Крита и продолжилась вплоть до Лемноса? И бежали с Крита изначально на судне Тесей, Дедал и Ариадна?  После Наксоса их пути разошлись: Тесей отправился на Делос и, затем, в Афины, к Эгею (куда Дедалу путь был закрыт), а Ариадна и Дедал – на Лемнос, в другой Лабиринт (храм Великой Богини) и служителям культа Богини кабирам, аналогом критских куретов?
  5. На обратном пути, во время остановки на Делосе, Тесей посвятил Великой Матери статую Афродиты и устроил танец, изображая сложные фигуры. Участники становились в порядок, изображавший запутанные коридоры и переходы лабиринта. Сам Тесей исполнял танец вокруг алтаря, сложенного исключительно из левых рогов животных. Можно предположить, что «левый рог» - это указание на направление движения, т.е движение танца следовало начать в левую сторону и далее следовать геометрическому узору «лабиринта». Возможно, именно Тесей положил начало культу Афродиты на Делосе, установив ее статую как посвящение Великой Матери по возвращении с Крита и, тем самым, сделав Делос одним из самых почитаемых мест в эллинском мире?
  6. Диодор также упоминает о строительстве в Энгине святилища куретов и указывает на их особое почитание на Крите. То, что в Кносском дворце происходили традиционные игры в масках различных животных, упоминал Диодор Сицилийский, который рассказывал о такие же рода маскарадах при дворе египетских фараонов. В качестве аргумента приводили сообщение Диодора о постройке Дедалом в Кноссе площадки для танцев Ариадны (видимо, в качестве верховной жрицы культа Великой Богини).
  7. Мифологическая традиция о Миносе и Минотавре хранит в себе следы древнейших критских верований, на которые оказали влияние верования Древнего Египта и Финикии. Свидетельство Плутарха об обнаружении тела Осириса Исидой в Библе можно рассматривать как наличие культа почитания этих богов в Библе. Баалат-Гебал, богиня-покровительница Библа, отождествлялась с египетскими Исидой и Хатхор (принадлежность богини – столб, увенчанный коровьими ушами), а также греческой Афродитой.

Прикрепленные изображения

  • арфа ур.jpg
  • статуэтка акробата кноссс.jpg

Сообщение отредактировал Darius: 13.03.2020 - 12:55 PM
Ответить