←  Краеведение

Исторический форум: история России, всемирная история

»

История Шотландии

Фотография Стефан Стефан 18.07 2019

ШОТЛА́НДИЯ (англ. Scotland, гэльское Alba), государство в составе Великобритании, столица – Эдинбург. Древнейшие следы присутствия человека на территории совр. Ш. относятся к 3-му тыс. до н. э., вероятно, с 8–7 вв. до н. э. началась миграция на территорию Ш. кельт. племён. Античные авторы называли жителей Ш. пиктами, в 5–6 вв. из Ирландии туда переселились скотты. В 9 в. сложилось объединённое королевство пиктов и скоттов – Алба, с 11 в. известное как Королевство скоттов (лат. Regnum Scottorum) или Ш. (лат. Scotia, англ. Scotland). В ходе англо-шотландских войн в 12–16 вв. Ш. смогла отстоять независимость от Англии. C 1603 Ш. и Англия объединены личной унией королей из династии Стюартов, с 1707 – в составе Соединённого королевства Великобритания. По результатам референдума 1997 восстановлен парламент шотландский, в нач. 21 в. сложилось активное движение во главе с Шотландской национальной партией за восстановление независимости Ш. На референдуме 18.9.2014 большинство населения региона проголосовало за сохранение Ш. в составе Великобритании.

 

 

Лит.: Duncan A. A. M. The kingship of the Scots, 842–1292: Succession and independence. Edinburgh, 2002; Еремина Н. В. Проблема статуса Шотландии в 90-е годы ХХ века. СПб., 2005; Woolf A. From Pictland to Alba, 789–1070. Edinburgh, 2007; Fraser J. E. From Caledonia to Pictland: Scotland to 795. Edinburgh, 2009; Шотландия: Автобиография. М., 2010; Игнатьев С. В. Шотландия и Англия в первой половине XV в.: высокая политика и региональные амбиции. СПб., 2011; The Oxford handbook of modern Scottish history. Oxf., 2012; Broun D. Scottish independence and the idea of Britain from the Picts to Alexander III. Edinburgh, 2013; Федоров С. Е., Паламарчук А. А. Средневековая Шотландия. СПб., 2014; Апрыщенко В. Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб., 2016; Малкин С. Г. Лаборатория империи: Мятеж и колониальное знание в Великобритании в век Просвещения. М., 2016.

 

Мереминский С.Г. Шотландия // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/geo...hy/text/4945246

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.07 2019

Шотландия. Автобиография / Под ред. Р. Горинг; пер. с англ. М. Башкатова, Т. Велимеева; под общ. ред. К. Королева.

М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2010. ‒ 704 с.

 

Шотландия всегда находилась в тени могущественной южной соседки Англии, в борьбе с которой на протяжении многих столетий страна пыталась отстоять собственную независимость. Это соседство, ставшее причиной бесчисленных кровопролитных сражений, определило весь ход шотландской истории. И даже сегодня битва продолжается ‒ уже не вооруженная, а экономическая, политическая, спортивная.

 

Впрочем, борьбой с Англией история Шотландии вовсе не исчерпывается; в ней немало своеобычных ярких и трагических страниц, о которых и рассказывает автобиография этой удивительной страны, одновременно романтической и суровой, сдержанной и праздничной, печальной и веселой.

 

Содержание:

Горит Р. Предисловие

ОТКРЫТИЕ СКАРА-БРЭЙ. Профессор Вир Гордон Чайлд

АГРИКОЛА ИЗУЧАЕТ ПОБЕРЕЖЬЕ ШОТЛАНДИИ, ок. 80 года. Корнелий Тацит

СМЕРТЬ СВЯТОГО КОЛУМБЫ, 597 год. Адамнан

ВТОРЖЕНИЕ ВИКИНГОВ, 870 год. Матвей Парижский

СРАЖЕНИЕ МЕЖДУ САКСАМИ И СЕВЕРЯНАМИ, 937 год. Англосаксонская хроника

КОРОЛЬ СКОТИИ ОСКОРБЛЯЕТ КОРОЛЯ АНГЛИИ, ок. 971‒975 года. Уильям Мальмсберийский

АНГЛИЙСКАЯ МОДА, XI столетие. «Шотландский хроникон»

ИНВЕКТИВА ПРОТИВ СКОТТОВ, XI столетие. Аилред из Риво

ПЛЕНЕНИЕ УИЛЬЯМА I АНГЛИЧАНАМИ, 1174 год. Уильям Ньюбургский

НАСТАВЛЕНИЯ КЛИРУ, XIII век. Шотландское церковное уложение

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБИТЕЛИ, 1207 год. Жерваз Кентерберийский

СОЖЖЕНИЕ ЕПИСКОПА, 1222 год. Анналы Дунстейбла

КОРРУПЦИЯ В ЦЕРКВИ, 1271 год. Хроника Ланнеркоста

СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА III, 19 марта 1286 года. Хроника Ланнеркоста

ГИБЕЛЬ НОРВЕЖСКОЙ ДЕВЫ, 26 сентября 1290 года. Народная баллада

ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ УИЛЬЯМА УОЛЛЕСА, 1297‒1305 годы. Слепой Гарри

КАЗНЬ УИЛЬЯМА УОЛЛЕСА, 23 августа 1305 года. Анонимный источник

БИТВА ПРИ БЭННОКБЕРНЕ, 23‒24 июня 1314 года. Джон Барбор

БИТВА ПРИ БЭННОКБЕРНЕ: АНГЛИЙСКИЙ ВЗГЛЯД, 23‒24 июня 1314 года. Роберт Бастон

АРБРОТСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ, 6 апреля 1320 года

ЭПИТАФИЯ РОБЕРТУ БРЮСУ, 1329 год. Уолтер Боуэр

ЭПИДЕМИЯ ПТИЧЬЕГО ГРИППА, 1344 год. Джон Фордун

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ, 1350 год. Джон Фордун

СТАРЫЙ СОЮЗ, 1385 год. Жан Фруассар

АКТЫ ПАРЛАМЕНТА

УБИЙСТВО КОРОЛЯ ДЖЕЙМСА (ИАКОВА) I, 20 февраля 1437 года. Из воспоминаний фрейлины королевы Джоанны

БИТВА ПРИ ФЛОДДЕНЕ, 9 сентября 1513 года. Томас Рутолл

ПОХВАЛА ОВСЯНЫМ ЛЕПЕШКАМ, 1521 год. Джон Мейджор

СОЖЖЕНИЕ ДЖОРДЖА УИШАРТА, 1 марта 1546 года. Джон Нокс

УБИЙСТВО КАРДИНАЛА ДЭВИДА БИТОНА, 29 мая 1546 года. Джон Нокс

ДЖОН НОКС ИЗВИНЯЕТСЯ ПЕРЕД КОРОЛЕВОЙ ЕЛИЗАВЕТОЙ, 1559 год. Джон Нокс

ШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, 1560-е годы. Джеймс Мелвилл

МАРИЯ ШОТЛАНДСКАЯ ПРИБЫВАЕТ В СТРАНУ, 19 августа 1561 года. Джон Нокс

УБИЙСТВО РИЧЧО, 9 марта 1566 года. Сэр Джеймс Мелвилл

МАРИЯ ШОТЛАНДСКАЯ ПРОСИТ О ПОМОЩИ КОРОЛЕВУ ЕЛИЗАВЕТУ, 1 мая 1568 года. Мария Шотландская

ЗАКОН ПРОТИВ РОСКОШИ, 1581 год

ОБЫЧАИ ГОРЦЕВ, 1582 год. Джордж Бьюкенен

ПЛАЧ МАРИИ ШОТЛАНДСКОЙ НА КАЗНИ, 8 февраля 1587 года. Мария Шотландская

КАЗНЬ МАРИИ ШОТЛАНДСКОЙ, 8 февраля 1587 года. Роберт Уингфилд

ВЕДЬМЫ СЕВЕРНОГО БЕРВИКА, 1591 год. «Известия из Шотландии»

ЗАПРЕТ ИГРАТЬ НА ВОЛЫНКАХ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ, 1593 год

МЯТЕЖ В ГРАММАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ, 1595 год. Роберт Биррел

ПОБЕГ РАЗБОЙНИКА, 14 апреля 1596 года. Томас Скроуп

ШОТЛАНДСКАЯ КУХНЯ, 1598 год. Файнс Морисон

ПЕРВОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО ГОДА, 1600 год

СОЮЗ ДВУХ КОРОН, 24 марта 1603 года. Роберт Кэри

ЗЛО ТАБАКОКУРЕНИЯ, 1604 год. Джеймс (Иаков) VI и I

БЕН ДЖОНСОН В ШОТЛАНДИИ, 1618‒1619 годы. Уильям Драммонд из Готорндена

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЭДИНБУРГА, 6 июня 1634 года. Сэр Уильям Бреретон

КОВЕНАНТ, 1637 год. Джон Ливингстон

БИТВА ПРИ ДУНБАРЕ, 3 сентября 1650 года. Оливер Кромвель

ПЛАНТАЦИИ В НОВОМ СВЕТЕ, 1665 год

УБИЙСТВО АРХИЕПИСКОПА ШАРПА, 3 мая 1679 года. Джеймс Рассел

БИТВА ПРИ КИЛЛИКРЭНКИ, 27 июля 1689 года. Граф Балкаррес

РЕЗНЯ В ГЛЕНКО, 13 февраля 1692 года

ГЭЛЫ И ИХ ОСТРОВА, 1695 год. Мартин Мартин

ГОЛОД, 1696 год. Патрик Уокер

ДАРЬЕНСКАЯ АВАНТЮРА, 25 декабря 1699 года. Преподобный Арчибальд Стобо

СОЮЗ МЕЖДУ АНГЛИЕЙ И ШОТЛАНДИЕЙ, 1707 год. Даниель Дефо, городской совет Стерлинга, Джордж Локхарт из Карнуэта

ПОБЕГ ЯКОБИТА ИЗ ТАУЭРА, 23 февраля 1716 года. Уинифред Найтсдейл

МАНЕРЫ, 1720 год. Адам Петри

ПОСЛЕДСТВИЯ ПАРЛАМЕНТСКОЙ УНИИ, 1723 год. Даниель Дефо

МЯТЕЖ ПОРТЕУСА, 14 апреля 1736 года. Преподобный Александр Карлайл

БИТВА ПРИ ПРЕСТОНПЭНСЕ, 21 сентября 1745 года. Преподобный Александр Карлайл

БИТВА ПРИ КУЛЛОДЕНЕ, 16 апреля 1746 года. Полковник Кер из Градина

ПОСЛЕ КУЛЛОДЕНА, апрель 1746 года. Роберт Форбс

ЯКОБИТСКИЕ СИРОТЫ, 1746 год. Джон Макдональд

ПРЕДРАССУДКИ И НАКАЗАНИЯ, 1754‒1777 годы. Преподобный Джон Милл

ШОТЛАНДСКИЙ ТЕАТР, 1755 год. Преподобный Александр Карлайл

ШОТЛАНДЕЦ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ВОЛЬТЕРОМ, 24 декабря 1764 года. Джеймс Босуэлл

НОВЫЙ ГОРОД, 1767 год. «Шотландский журнал»

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПАРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, 1769 год. Джеймс Уатт

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРИТАННИКА, 1771 год. Уильям Смелли

ДОКТОР ДЖОНСОН ПРИБЫВАЕТ В ШОТЛАНДИЮ, 14 августа 1773 года. Джеймс Босуэлл

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ШОТЛАНДИИ, 1773 год. Сэмюел Джонсон

АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ, 1776 год. Полковник Арчибальд Кэмпбелл

БОГАТСТВО НАЦИЙ, март 1776 года. Давид Юм

КОНЧИНА ДАВИДА ЮМА, 25 августа 1776 года. Адам Смит

САХАРНЫЕ ПЛАНТАЦИИ НА ЯМАЙКЕ, 1784 год. Захария Маколей

СОСТЯЗАНИЕ ВОЛЫНЩИКОВ, 1784 год. Б. Фоже Сен-Фон

РОБЕРТ БЕРНС ПОЛУЧАЕТ ПРИЗНАНИЕ, 1786 год. Генри Маккензи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА ЗЕМЛИ, 1788 год. Джеймс Хаттон, Джон Плейфер

ВАЛЬТЕР СКОТТ ЗНАКОМИТСЯ С РОБЕРТОМ БЕРНСОМ, 1787 год. Сэр Вальтер Скотт

ОСПА, 1791 год. Преподобный Томас Поллок

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПЕРЕМЕН, 1792 год. Уильям Крич

СУД НАД «ЧУМОЙ ШОТЛАНДИИ», 30‒31 августа 1793 года. Томас Мюир

АФРИКАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, 1796 год. Мунго Парк

ГЕНРИ РЕБЕРН, начало 1800-х годов. Аллан Каннингем

ЭМИГРАЦИЯ ИЗ ХАЙЛЕНДА, 1806 год. Джеймс Крэйг

ПОЭМЫ ОССИАНА, 1806 год.  Сэр Вальтер Скотт

СТРОИТЕЛЬСТВО МАЯКА БЕЛЛ-РОК, сентябрь 1807 года. Роберт Стивенсон

ШАХТЕРЫ, 1808 год. Роберт Болд

РОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА, 1814 год. Генри Кокберн

БИТВА ПРИ ВАТЕРЛОО, 18 июня 1815 года. Сержант Диксон

ЗАКОН И ПОРЯДОК В ХАЙЛЕНДЕ, 1816‒1826 годы. Джозеф Митчелл

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, 1816 год. Роберт Оуэн

ВЫСЕЛЕНИЯ В САЗЕРЛЕНДЕ, 1816 год. Дональд Маклауд

ОСНОВАНИЕ ГАЗЕТЫ «СКОТСМАН», январь 1817 года. Генри Кокберн

РАДИКАЛЫ НА ПЛОЩАДКЕ ДЛЯ ИГР, 1819 год. Александр Сомервилл

ПОСЕЩЕНИЕ ГЕОРГОМ IV ШОТЛАНДИИ 14 августа 1822 года. Джон Гибсон Локхарт

ДЕТИ-РАБОЧИЕ НА ФАБРИКЕ В ДАНДИ, 1824 год. Джеймс Майлз

РЕЦЕПТ ХАГГИСА, 1826 год. Мег Доддс

ПОИСКИ САХАРНОЙ СОСНЫ, 1826 год. Дэвид Дуглас

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, 1827 год. Стряпчий Хантер

ПРОДАЖА ЖЕНЫ, 1828 год

САЗЕРЛЕНД ПОСЛЕ «ОЧИСТКИ ЗЕМЕЛЬ», 1828 год. Дональд Маклауд

СЛУШАНИЕ ДЕЛА БЕРКА И ХЭРА, 24 декабря 1828 года. Уильям Хэр

ВИЗИТ МЕНДЕЛЬСОНА В ШОТЛАНДИЮ, 1829 год. Феликс Мендельсон-Бартольди

ВОСПОМИНАНИЯ О ЖИЗНИ ЭДИНБУРГА, начало 1800-х годов. Генри Кокберн

ЭПИДЕМИЯ ХОЛЕРЫ, 1832 год. «Гринок эдвертайзер»

ПОКАЗАНИЯ УГОЛЬЩИКОВ, 1840 год. Джанет Камминг, Джанет Аллен, Джейн Джонсон, Исабель Хогг, Джейн Пикок Уотсон, Кэтрин Логан, Хэлен Рид и Маргарет Уотсон

УЛИЦЫ НЕЧИСТОТ, 1842 год. Д-р У.Л. Лори

РАСКОЛ В ШОТЛАНДСКОЙ ЦЕРКВИ, 1843 год. Преподобный Маклин

НАЧАЛА ФОТОГРАФИИ, 1845 год. Дэвид Октавиус Хилл

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАНИЯ, 1847 год. Джозеф Митчелл

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ХЛОРОФОРМОМ, 1847 год. Джеймс Симпсон

БЕСЧИНСТВА В КАЙТНЕССЕ, 1847 год. «Инвернесский курьер»

ВИКТОРИЯ И АЛЬБЕРТ В БАЛМОРАЛЕ, 1848 год. Королева Виктория

ЭНДРЮ КАРНЕГИ И БИБЛИОТЕКИ, 1853 год. Эндрю Карнеги

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ТОМАСА КАРЛЕЙЛЯ, 21 ноября 1855 года. Джейн Карлейль

ПОТРОШИЛЬЩИЦЫ РЫБ, 1859 год. Чарльз Ричард Уэлд

СТЕРВЯТНИКИ, май 1859 года. «Аргайлшир геральд»

«СЛАВНОЕ ДВЕНАДЦАТОЕ», 1859 год. Чарльз Ричард Уэлд

ЭДИНБУРГСКИЙ ДЕТЕКТИВ ЗА РАБОТОЙ, 1861 год. Джеймс Маклеви

АББОТСФОРД, ЛОВУШКА ДЛЯ ТУРИСТОВ, 1863 год. Эдвард Брэдли

МИССИОНЕР ПОСЕЩАЕТ ГРИНОК, 1865 год. Уолтер Ганн

ПЕРВЫЙ В ШОТЛАНДИИ ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ, 1868 год. Роберт Гарднер

БЕСПОРЯДКИ НА МАТЧЕ ПО ГОЛЬФУ В МУССЕЛБУРГЕ, 22‒23 апреля 1870 года. «Скотсман»

ДОКТОР ЛИВИНГСТОН НАЙДЕН ГЕНРИ МОРТОНОМ СТЭНЛИ, ноябрь 1871 года. Дэвид Ливингстон

ИЗОБРЕТЕНИЕ ТЕЛЕФОНА, 1875 год. Александр Грэм Белл

«ШЕСТЬ ПЕННИ В ОДЕЖКЕ, ДЕВЯТЬ ГОЛЯКОМ», 1878 год. Джон Лейвери

КАМПАНИЯ МЭРИ СЛЕССОР ЗА СПАСЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ, конец 1870‒1880 годы. Мэри Слессор

СУМАСШЕДШИЙ ДОМ, 1878 год. Кристиан Уотт

КРУШЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА ЧЕРЕЗ ТАЙ, 28 декабря 1879 года. Уильям Макгонагалл

СРЕДИ ОБИТАТЕЛЕЙ «ЧЕРНЫХ ДОМОВ», ок. 1880 года. Джон Уилсон

КАТАСТРОФА ВО ВРЕМЯ РЫБНОЙ ЛОВЛИ У АЙМУТА, 14 октября 1881 года. Джордж Коллин и Джордж Патерсон

БИТВА ПРИ БРЕЙСЕ, 18 апреля 1882 года. Александр Гау

«ОСТРОВ СОКРОВИЩ», 1882 год. Роберт Луис Стивенсон

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШЕРЛОКА ХОЛМСА, 1891 год. Сэр Артур Конан Дойл

КЕЙР ХАРДИ ИЗБРАН ПЕРВЫМ ДЕПУТАТОМ ПАРЛАМЕНТА ОТ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ, 3 августа 1892 года. Кейр Харди

КОМИК «ИЗ НАРОДА» ПЫТАЕТ СЧАСТЬЕ В ЛОНДОНЕ, март 1900 года. Гарри Лодер

СПУСК В ШАХТУ В ФАЙФЕ, 1900 год. Келлог Дерланд

ПРЕМЬЕРА «ПИТЕРА ПЭНА», декабрь 1904 года. Макс Бирбом

РАННИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИСТЕРА ЖАББА, май 1907 года. Кеннет Грэм

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ СУФРАЖИСТОК, 1909 год. Офицеры медицинской службы тюрем Перта и Барлинни

ЖИЗНЬ НА ФРОНТЕ ВО ФРАНЦИИ, 1915‒1918 годы. Дэвид Смит

ЗАБАСТОВКА КВАРТИРОСЪЕМЩИКОВ В ГЛАЗГО, октябрь 1915 года. «Глазго геральд»

ГОСПИТАЛЬ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ, июль 1916 года. В.К.К. Каллум

КРАСНЫЙ КЛАЙДСАЙД БУРЛИТ, 31 января 1919 года. «Стачечный бюллетень»

ЗАТОПЛЕНИЕ ГЕРМАНСКОГО «БОЛЬШОГО ФЛОТА» У СКАПА-ФЛОУ, 21 июня 1919 года. Джеймс Тейлор

ЧЕРЧИЛЛЬ НАКАНУНЕ ПОРАЖЕНИЯ, 14 ноября 1922 года. Уинстон Черчилль

ОБЕСПОКОЕННОСТЬ ЦЕРКВИ, 1923 год. Генеральная ассамблея шотландской церкви

ЭРИК ЛИДДЕЛЛ ЗАВОЕВЫВАЕТ ЗОЛОТО НА ОЛИМПИАДЕ, 11 июля 1924 года. «Эдинбург ивнинг ньюс»

ИЗОБРЕТЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, октябрь 1925 года. Джон Лоджи Бэйрд

РОЖДЕНИЕ МИСС ДЖИН БРОДИ, 1929 год. Мюриэл Спарк

ЭВАКУАЦИЯ СЕНТ-КИЛДЫ, 29‒30 августа 1930 года. «Глазго геральд»

ОРЕОЛ БЕРНСА ПОТУСКНЕЛ, 1930 год. Кэтрин Карсуэлл

ЛОХНЕССКОЕ ЧУДОВИЩЕ, 1933 год. Р.Т. Гулд, лейтенант-коммандер Королевского флота (в отставке)

ГУВЕРНАНТКА КОРОЛЕВЫ, 1933 год. Мэрион Кроуфорд

ЭДИНБУРГ И ЕГО УЛИЧНЫЕ ДЕВКИ, 1934 год. Эдвин Мюир

ГОЛОДНАЯ ПРОСТИТУТКА, 1935 год. Ральф Глассер

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ, май 1937 года. Этель Макдональд

БЕННИ ЛИНЧ СОХРАНЯЕТ «ТРОЙНУЮ КОРОНУ», 12 октября 1937 года. «Скотсман»

МАРШ «ОРАНЖИСТОВ» В ГЛАЗГО, 1938 год. Дж. Р. Аллан

ИЗНАСИЛОВАНИЕ, конец 1930-х годов. Айса Порт

ПОТОПЛЕНИЕ ПАРОХОДА «АРАНДОРА СТАР», 2 июля 1940 года. «Таймс»

БРОДЯЧЕЕ СЕМЕЙСТВО, 1941 год. Дункан Уильямсон

АВИАНАЛЕТ НА КЛАЙДБАНК, 13 марта 1941 года. «Глазго геральд»

«ОТКАЗНИК» ПО УБЕЖДЕНИЯМ, 1941 год. Норман Маккейг

РУДОЛЬФ ГЕСС ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ В ШОТЛАНДИИ, 13 мая 1941 года. «Глазго геральд»

НА МАНЕВРАХ С ВОЙСКАМИ МЕСТНОЙ ОБОРОНЫ, 1943 год. Джордж М. Голл

ВОЕННОПЛЕННЫЙ, 1944‒1945 годы. Роберт Гариох

ВТОРОЙ ЭДИНБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, 1948 год. Тайрон Гатри

ПОХИЩЕНИЕ КАМНЯ СУДЬБЫ, 25 декабря 1950 года. Иэн Гамильтон

ДЖИММИ МАКБЕТ, КОРОЛЬ КОРНКИСТЕРОВ, 1951 год. Хэмиш Хендерсон

ФЛОДДЕНСКАЯ БИТВА НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ, 15 апреля 1961 года. Дэнис Лоу

ПЕТИЦИЯ ЖЕНЩИН, ЖЕЛАЮЩИХ СТАТЬ СВЯЩЕННИКАМИ ШОТЛАНДСКОЙ ЦЕРКВИ, 26 мая 1963 года. Мэри Ласк

ПРИНЦ ЧАРЛЬЗ И ШЕРРИ-БРЕНДИ, 20 июня 1963 года. «Дейли телеграф»

НАГОТА НА ЭДИНБУРГСКОМ ФЕСТИВАЛЕ, сентябрь 1963 года. «Скотсман»

ШКОЛА ГОРДОНСТОУН, 1963 год. Уильям Бойд

БАНДА ИЗ ГЛАЗГО, 1966 год. Джеймс Патрик

ШОТЛАНДИЯ ПОБЕЖДАЕТ АНГЛИЮ; 13 апреля 1967 года. Джон Рафферти

«СЕЛТИК» ПОБЕЖДАЕТ В КУБКЕ ЧЕМПИОНОВ, 25 мая 1967 года. Хью Макилвенни

НАЦИОНАЛИСТЫ ПОЛУЧАЮТ ВТОРОЕ МЕСТО В ПАРЛАМЕНТЕ, 17 ноября 1968 года. Уинни Юинг

ТЮРЬМА, ноябрь 1967 года. Джимми Бойл

ТРАГЕДИЯ «АЙБРОКС», 2 января 1971 года. «Глазго геральд»

ЗАБАСТОВКА НА ВЕРФЯХ ВЕРХНЕГО КЛАЙДСАЙДА, 18 августа 1971 года. Джимми Рейд

БОЛЬШОЙ ДЖИН, 1975 год. Джордж Рози

СМЕРТЬ ХЬЮ МАКДИАРМИДА, 9 сентября 1978 года. Алан Болд

ОЛИМПИЙСКОЕ ЗОЛОТО АЛЛАНА УЭЛЛСА, 25 июля 1980 года. «Скотсман»

ПАПА РИМСКИЙ В ШОТЛАНДИИ, июнь 1982 года. Крис Баур

СКАЛОЛАЗАНИЕ, 1980-е годы. Мюриэл Грей

ЗАБАСТОВКА ШАХТЕРОВ, март 1984 ‒ март 1985 года. Мик Макгейхи

ПРИЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГЛАЗГО, 1986 год. Билли Конолли

ТРАГЕДИЯ ЛОКЕРБИ, 22 декабря 1988 года. Барклай Макбейн

ОВСЯНКА, 1990 год. Джордж Маккей Браун

ПОБЕДА ШОТЛАНДИИ В БОЛЬШОМ ШЛЕМЕ, 17 марта 1990 года. Иэн Андерсон

«НА ИГЛЕ», август 1993 года. Кенни Фаркуарсон

«ЛЕТУЧИЙ ШОТЛАНДЕЦ» УСТАНАВЛИВАЕТ МИРОВОЙ РЕКОРД СКОРОСТИ, 17 июля 1993 года. Грэм Обри

ВЫБОРЫ, ЛИШИВШИЕ ГОРДОНА БРАУНА ЛИДЕРСТВА, 26 мая 1994 года. «Скотсман»

ДЖЕЙМС КЕЛМЕН ПОЛУЧАЕТ БУКЕРОВСКУЮ ПРЕМИЮ, 11 октября 1994 года. Саймон Дженкинс

БОЙНЯ В ДУНБЛЕЙНЕ, 13 марта 1996 года. Фордис Максвелл

ОВЕЧКА ДОЛЛИ, 5 июля 1996 года. Профессор Иэн Уилмут

ДЕНЬ, КОГДА ПОХОРОНИЛИ ПРИНЦЕССУ ДИАНУ, 6 сентября 1997 года. Джеймс Робертсон

ШОТЛАНДСКИЙ ПАРЛАМЕНТ СОБИРАЕТСЯ ВНОВЬ, 12 мая 1999 года. Иэн Белл

ШОН КОННЕРИ: ПАНОРАМА ЖИЗНИ. Ричард Демарко

СМЕРТЬ ДОНАЛЬДА ДЬЮАРА, 11 октября 2000 года. Тревор Ройл и Алан Тэйлор

НАЦИОНАЛИСТЫ ПРИХОДЯТ К ВЛАСТИ, 4 мая 2007 года. Алекс Сэлмонд

Королев К. Шотландия: страницы истории

Персональные благодарности

Источники и разрешения

Избранная библиография

 

http://b-ok.cc/book/2881137/8610d5

http://b-ok.cc/book/1016650/2a80e8

http://libgen.me/ite...8361?id=1638361

http://libgen.me/ite...92470?id=592470

http://booksdescr.or...5b1cfc244561756

http://booksdescr.or...D7DE917C382E1FA

http://vk.com/doc355...c3d49585025df96

http://vk.com/doc139...783ed66d7d83d60

http://rutracker.org...c.php?t=4291657

Ответить

Фотография Стефан Стефан 06.02 2021

И в Средние века, и в раннее Новое время Шотландия представляла собой маленькое и слишком бедное королевство, для того чтобы его {26} положение хоть сколько-либо принималось в расчет политическими, экономическими и интеллектуальными элитами Европы. Экономический прорыв, который был совершен на севере Туманного Альбиона лишь во второй половине XVIII в., а также социальные процессы, связанные с этой трансформацией, отделяют Каледонию патриархальную от Шотландии индустриальной. Шотландская экономика, социальные и политические практики доиндустриального периода, скорее, сближают ее со скандинавскими государствами того времени, а также с Ирландией, чем с такими странами как Англия, Франция или даже Германия.

 

Одной из особенностей Шотландии являются ярко выраженные региональные отличия, подобные французским или итальянским, но гораздо более заметные ввиду малых размеров королевства. Можно с уверенностью сказать, что в стране с такой пересеченной местностью, какой является Шотландия, каждая долина обладает особым своеобразием – природным, культурным, порой языковым. Однако принципиальные различия сформировались между горными районами Шотландии и островами, с одной стороны, и равнинной Шотландией, с другой.

 

Разделение Шотландии на северную (горную) и южную (равнинную) имеет не только этническую или социокультурную, но географическую, в том числе и геологическую, основу. Северная Шотландия отделяется от южной цепью Грамплианских гор, порой прерываемых долинами – гленами, протянувшимися с северо-востока на запад. В рамках самого Хайленда не менее значимым представляется разделение на западный и восточный, тоже обусловленное и геологическими, и социокультурными условиями. Для ранних периодов истории такие естественные границы были чрезвычайно значимыми. Воин VI или VII века из горной Шотландии описывался своими современниками, как пришедший «из-за Банага» – так на гэльском языке называлась группа холмов на границе центральной и горной части Каледонии. А в VIII в. пиктский король был назван правителем «страны гор», что подтверждало особое положение Моррэя, откуда он происходил, по сравнению с другими частями Шотландии. В этой связи не приходится удивляться тому, что и политическое разделение часто следовало за географическим.

 

Еще одной из особенностей природного ландшафта Шотландии является огромное количество островов, расположенных, главным образом, у северо-западного ее побережья, некоторые из которых объединены в группы – Оркнейские, Гебридские, Шетландские. Всего их насчитывается 787, но обитаема лишь незначительная их часть. На островах также существовал особый социокультурный уклад, на протяжении веков поддерживаемый властью могущественных Лордов островов, правителей, {27} стоявших во главе объединения, часто относимого к протогосударственным образованиям, просуществовавшим вплоть до конца XV столетия.

 

Одним из мифов, касающихся особенностей природно-географических условий Шотландии, является утверждение, будто бы она была сплошь покрыта лесами. Очевидно, что леса были истреблены здесь, в том числе и в горах, задолго до наступления средневековья в целях организации пастбищ. Деревьев хватало лишь на постройку жилищ, и уже средневековые описания страны свидетельствуют, что «лесов в Каледонии нет»1. В 80-е гг. XIX в. леса, населенные дикими оленями, составляли площадь два миллиона акров – десятую часть Шотландии. Расположенные, главным образом, в северных прибрежных районах, они стали даже фактором социального напряжения, поскольку из-за дефицита земель крестьяне требовали их вырубки, на что правительство никак не шло, поскольку разведение диких оленей сулило немалую прибыль при минимальных затратах труда. Если вплоть до XV в. на территории Хайленда лишь единицы домов были построены из камня, то в период XVI–XVII вв. количество каменных жилых строений увеличивается, и они становятся относительно постоянными местами обитания жителей гор. В прежние времена такое встречалось сравнительно редко, и жилища из торфяных блоков, покрытые вереском и приспособленные, главным образом, для нужд пастухов, имели временный характер. Вересковые пустоши, сегодня являющиеся одним из символов Шотландии, также, очевидно, стали продуктом относительно недавней человеческой деятельности и появились в течение последних 200-300 лет, а в средние века были характерной чертой пейзажа лишь в районе Чевиотского нагорья.

 

Распространенное мнение, что ландшафт северной Шотландии не менялся вплоть до периода модернизации XVIII–XIX вв., является далеко ошибочным. И хотя экономическая трансформация была более динамичной, чем изменения ландшафта, уже первые поселенцы, приспосабливая природу под свои потребности, обрабатывали землю, строили каменные сооружения, вырубали немногочисленные леса. Не говоря уже о том, что начиная с периода средних веков, а, возможно, и ранее, существовали торговые связи, в которые были втянуты и горцы, в частности, пикты, обладавшие большим флотом. Гильдас говорит, что «ужасные полчища скоттов и пиктов тут же высадились из своих курук, на которых плавали как через проливы, так и в далекие моря»2. Несомненно одно: трансформация ландшафта, происходившая в процессе осознанной деятельности {28} шотландских горцев, имела своей целью поиск интенсивных форм хозяйственной деятельности, которые в довольно ограниченных условиях окружающей среды воплотились в своеобразный комплекс отраслей хозяйства.

 

И чем сложнее было приспособиться и выжить, тем более значимыми являлись эти преобразования для формирования идентичности народа, тем неотделимее процесс хозяйственной деятельности от процесса исторического восхождения народа к этапу национального развития. В этой связи освоение территории сравнимо по значимости с написанием истории народа, которая неотделима от земли, на которой он проживал. Здесь нам не раз еще придется возвращаться к теме неразрывности клановой истории и неотделимости самого понятия «клан» от территории, заселенной им, и изменений, происходящих на этой земле.

 

Природные отличия между шотландскими регионами усиливались и культурным разделением. На островах Шотландии вплоть до XVII в. существовала древнескандинавская правовая система, и использовался диалект, пришедший из Скандинавии, наиболее близкий норвежскому языку. Весьма значимым для Шотландии было разделение на гэлоязычных и скоттоговорящих, с одной стороны, и англоговорящих, с другой. Эта граница была не только языковой. Она определяла культурные, образовательные, религиозные и социальные отличия. Шотландия была гэллоговорящей страной в раннее Средневековье, однако к началу XVI в. гэльский язык сохранился лишь в Хайленде и отчасти на юго-западе королевства. Остальное население с XVI в. стало пользоваться шотландским в качестве основного языка, имевшим много общего с английским. Исчезновение гэльского языка было связано с временной миграцией и экономическими контактами Хайленда с Лоулендом и соответствовало процессу образования национального государства. И только в XVIII и XIX веках гэльский вновь войдет в моду, уже в другом социальном и культурном контексте, но будет выполнять важную функцию сохранения национальной идентичности в условиях англо-шотландской интеграции, становясь часто фактором политических столкновений. Связь языка, как одного из главных элементов идентичности, включая национальную, и политических процессов, вероятно, как нигде более видна в истории шотландского национализма. Под знаменами борьбы за возвращение гэльского языка в оборот выступали шотландские националисты XVIII столетия, и одержанная ими к концу следующего века победа означала то, что шотландская нация вновь обрела право на существование.

 

Данные о численности шотландского населения в период до {29} появления статистики Вебстера, относящейся к 1755 г.1, чрезвычайно фрагментарны. Тем не менее, не беспочвенными представляются данные о том, что между 1500 г. и концом XVI в. население Шотландии выросло с 500 до 700–800 тысяч, затем – до одного миллиона в 1700 г., и 1 600 тысяч ко времени первой официальной переписи в 1801 г.2 Целый ряд фактов свидетельствует в пользу того, что с конца XVI в. и, особенно, в начале XVII в. рост ускорился, а стабилизация численности произошла во второй половине XVIII в. Это закрепление количества населения, очевидно, можно связать с тем, что довольно высокие естественные демографические показатели были уравновешены повышенной смертностью и вынужденной миграцией периода политических потрясений, что в целом соответствует европейской демографической тенденции того времени. Интересно и то, что показатели демографических процессов в Англии и в Шотландии редко совпадают, исключение составляет лишь, пожалуй, миграционная динамика, связанная с передвижением населения между Шотландией и Англией.

 

Структура типичного шотландского домохозяйства XVI и XVII вв. была похожа на состав аналогичных хозяйств в других странах северо-западной Европы и включала в среднем пять человек, с довольно незначительной динамикой в период 1500–1800 гг. В отличие от других стран Западной Европы здесь не наблюдалось процесса нуклеализации семьи и перехода от крупных семейных комплексов к мелким и индивидуальным. Исключение, пожалуй, составляет горная Шотландия, где средний размер семьи был несколько выше, а в XVIII в. наблюдается процесс сокращения ее средней численности.

 

Хотя шотландские источники по истории раннего Нового времени довольно фрагментарны и включают в себя в основном приходские записи, даже на их основании можно сделать вывод о том, что в этот период Шотландия испытала значительный демографический «перегрев», подобно тому, что наблюдался во Франции и Ирландии. Высокий уровень рождаемости совпал с повышенной смертностью, и это балансирование на грани голодного гомеостаза был свойственно для всего XVI и XVII столетий, а в Хайленде сохранялось еще и век спустя. Большая часть смертей была связана со смертностью от голода и гибелью от заболеваний, и эта тенденция сохранялась в Шотландии несколько дольше, чем в Англии, а ее преодоление совпадает по времени с аналогичными процессами в Швеции и корреспондируется с ростом уровня жизни XVIII века. {30} И в этом Шотландия раннего Нового времени являет собой типичный пример традиционного общества, где высокий уровень смертности компенсировался высокой рождаемостью, и первый год жизни младенца был периодом наиболее подверженным рискам.

 

Средняя продолжительность жизни была меньше, чем в Англии – 30 лет на протяжении XVI и XVII вв., и несколько меньше чем 35 лет – в XVIII столетии1. Изменение продолжительности жизни, как и во Франции, было связано с преодолением высокого порога смертности – как только со второй половины XVIII в. изменяется ее структура, увеличивается и средняя продолжительность жизни. Высокая смертность была побеждена посредством прививания от оспы, что автоматически повлекло за собой снижение вирулентности заболевания. Кроме того, усовершенствование агрикультуры способствовало преодолению смертности от голода. Традиционный демографический порядок постепенно заменялся новыми процессами.

 

Средний брачный возраст женщин был аналогичным английскому – 23–26 лет, хотя в целом женское безбрачие было несколько выше. Уровень внебрачных связей также превосходил тот, что существовал во Франции и в Англии (до середины XVIII в.), и этот уровень повышается к концу XVIII в., корреспондируясь с общеевропейской тенденцией. Количество внебрачных рождений имеет устойчивую тенденцию роста в Новое время – с 1 % в 1650 г. до 5 % – в 1800 г. В сфере внебрачных связей более строгая мораль равнинных территорий соседствует с большей вседозволенностью Хайленда – если между 1660 и 1760 гг. количество внебрачных рождений в Лоуленде выросло на 2–3 %, то в горной Шотландии – на 3–6 %2. Добрачные вольности, приводившие к рождениям, были более свойственны лесным европейским регионам, и церковь, хотя и боровшаяся с этим грехом, зачастую была бессильна.

 

Регион горной Шотландии, очевидно, имеет больше сходства с Ирландией [в] сфере демографических процессов, учитывая то, что Хайленд в большей степени пострадал от голода 1690-х гг. Растущий дисбаланс между динамикой населения и недостаточностью ресурсов приводил к расширению уровня миграции из региона в соседние области и за океан – проблема, с которой столкнулся целый ряд европейских стран в этот период.

 

Внутренняя миграция приводила к перенаселению одних регионов, в частности, Лоуленда, и к запустению других. Число жителей Эдинбурга, который был королевским городом, выросло с 12 тысяч в 1560 г. до {31} 20–25 тысяч в 1635 г., 30–50 тысяч в 1700 г., и до 82 тысяч ко времени первой переписи 1801 г. Рост численности городского населения в Шотландии был наиболее динамичным во всей Европе в XVIII в., будучи в значительной мере связанным с эмиграцией из сельской местности. Этот рост характерен для всего периода шотландской Новой истории, но в наибольшей степени свойственен для конца XVI – начала XVII вв. и для времени, следующего сразу за подавлением якобитского движения1. Особенностью городской ситуации в Шотландии является то, что, хотя Эдинбург был самым ее крупным городом до начала XVIII века, соотношение численности населения, проживающего в столице и в других городах, было ниже, чем в других европейских странах. Такие городские центры как Глазго, Данди, Абердин, Перт, или меньшие по размеру и численности населения города вроде Инвернесса и Дамфриза, играли нес[ом]ненно большую роль в экономическом развитии страны в целом, чем даже более крупные города в других европейских центрах. Кроме того, городской рост в Шотландии имел еще ряд особенностей. Во-первых, он был крайне регионализирован, поскольку практически все города располагались в Лоуленде, по крайне мере, это утверждение является бесспорным для периода до XVIII в. Во-вторых, шотландское городское население между 1500 и 1600 гг. росло в тех же пропорциях, что и английское. Еще более эти темпы ускорились в XVIII в., что было уникальным европейским процессом. Кроме того, цифры городского роста говорят и об экономической динамике в целом после 1750 г., когда темпы экономического развития Шотландии намного опережали тенденции развития других регионов.

 

Еще одним общепринятым утверждением является то, что экономическое развитие Шотландии в Новое время было тесно связано с эволюцией т.н. «примитивных социальных структур», какими были, в частности, хайлендерские кланы. Удивительно, но утверждение Рона Хастона, сделанное им почти четверть века назад, об отсутствии полноценных исследований о шотландской социальной структуре Нового времени, до сих пор нечем опровергнуть2. Британская и церковная, и светская историография предпочитали обходить этот вопрос стороной. Светские историки всегда ограничивались лишь констатацией различий социальных структур Англии и Шотландии; в работах же, принадлежащих перу церковных историков, чаще речь идет о взаимоотношениях между человеком и богом, чем между человеком и человеком. {32}

 

 

1 The New Penguin History of Scotland… P. XXV.

 

2 Гильдас. О разорении Британии… С. 216. {28}

 

1 An Account of the Number of People in Scotland…

 

2 Scottish Population Statistics… P. XX. {30}

 

1 Flinn M.W. Scottish Population History… P. 164–186.

 

2 Ibid. P. 279–282. {31}

 

1 Vries J. The European Urbanization… P. 39.

 

2 Scottish Society, 1500–1800… P. 8. {32}

 

Апрыщенко В.Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб.: Алетейя, 2016. С. 26–32.

Ответить

Фотография Alisa Alisa 06.02 2021

Рост численности городского населения в Шотландии был наиболее динамичным во всей Европе в XVIII в., будучи в значительной мере связанным с эмиграцией из сельской местности.

Эмиграцией это назвать сложно. То был процесс выдавливания сельского населения из своих домов. Землевладельцам из числа шотландской знати гораздо выгоднее было пасти овец, чем собирать крохи с нищих фермеров.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 06.02 2021

 

Рост численности городского населения в Шотландии был наиболее динамичным во всей Европе в XVIII в., будучи в значительной мере связанным с эмиграцией из сельской местности.

Эмиграцией это назвать сложно. То был процесс выдавливания сельского населения из своих домов. Землевладельцам из числа шотландской знати гораздо выгоднее было пасти овец, чем собирать крохи с нищих фермеров.

 

Рождение и смерть, и отчасти брак, были, вероятно, самыми основными из всех параметров каждодневной жизни, но увеличение и уменьшение населения Шотландии также зависели от институтов раннесовременной сельскохозяйственной экономики, переполненной владельцами, их агентами, арендаторами и субарендаторами, изменяясь от региона к региону. И в то время как болезни и голод иногда уходили посредством эмиграции, вслед за ними эмигрировали и многие шотландцы, поскольку многоуровневая аренда и субаренда способствовали тому, что решение о миграции за океан было единственным выходом для отчаявшихся земледельцев. Эмиграция в раннесовременном мире являлась тем, что затрагивало деревенскую жизнь, брак и рождение, а также была связана со смертью. Население Комри и количество священников прихода к концу XVIII в. сократилось, однако произошло ли это оттого, что люди ушли в соседний округ, соседний город или отправились на океан, мы не знаем1. Очевидно, однако, что все эти изменения, в конечном счете, были очень символичны и соответствовали той общей тенденции, которая была характерна для демографической модели западного мира в XVIII в. – процессу сокращения рождаемости, сопровождаемому и снижением смертности.

 

 

1 Old Statistical Account…

 

Апрыщенко В.Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб.: Алетейя, 2016. С. 451.

 

Ответить

Фотография Alisa Alisa 06.02 2021

Аренда потому и росла, чтобы вынудить людей уехать и освободить земли под пастбища.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 06.02 2021

Помимо городов в результате промышленного переворота стали возникать т.н. «спланированные деревни», осознанно создаваемые поселения, ставшие неотъемлемой частью планов по улучшению и реструктурированию владений лендлордов, которые, удаляя нежелательных арендаторов и коттеров в процессе «чисток», способствовали экономическому росту, превращая эти поселения в рынки и местные центры занятости и культурного развития. Создаваемые землевладельцами {529} и органами типа британского Общества рыболовства, основанного в 1786 г., «спланированные деревни» имели предшественников в эпоху до унии, но наиболее интенсивный период их образования и деятельности приходится на время между 1770 и 1819 гг., когда было основано приблизительно двести восемьдесят три поселения, главным образом для развития текстильного производства в сельской местности, а также в целях интенсификации рыболовных промыслов1. В 1830-х гг. около двух третей ручного ткацкого труда было сосредоточено в таких небольших поселениях, а население аналогичных рыбацких поселков росло столь же быстро, как и городское население.

 

 

1 Munro J. The Planned Villages… {530}

 

Апрыщенко В.Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб.: Алетейя, 2016. С. 529–530.

 

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 06.02 2021

Жалко, что в Шотландии ассимилировались бритты на юге, пикты и скандинавские колонисты - она была разнообразнее когда-то. :(

Ответить

Фотография Стефан Стефан 06.02 2021

Фермы арендаторов были теми центрами, которые ранее всего практиковали сельскохозяйственные улучшения и являлись передовой силой развития агрикультуры. Много и тяжело работающие, образованные и смекалистые, арендаторы старались использовать все возможности, предоставляемые им для развития бизнеса, а вместе с тем и сами стимулировали развитие экономики. Некоторые из них, такие как, например, Уильям Маккомби, который считался первым среди тех, кто разводил скот в Абердине и Ангусе, становились примерами для подражания целой нации, отражая коллективные стремления шотландцев к лидерству. Такие арендаторы были сельскими капиталистами, составлявшими часть шотландского среднего класса и являвшимися носителями шотландской {540} идентичности, характерной для средних слоев. Они не разделяли романтических мифов о патриархальном буколическом прошлом, характерных в большей степени для землевладельческих классов. Их идеалом становилось не прошлое, а будущее, которое они рассматривали только в рамках империи и объединенной Британии. Социальные последствия этого процесса были впечатляющими. Отныне коттеры, субарендаторы и мелкие ремесленники не находили себе места в новой структуре экономики. В отличие от английского, шотландское законодательство для бедных было гораздо более беспощадным к тем, кто потерял работу. Представители этих групп, огромная часть маргинализированного сельскохозяйственного населения, должны были отправляться в Лоуленд, где искали работу на промышленных предприятиях, либо были обречены на поиски лучшей жизни за океаном. Эти «чистки» в равнинной Шотландии сказались на многих сельских общинах, и лишь только четверть шотландских приходов на всем юго-западе в период с 1851 по 1901 гг. была подвержена демографическому росту, что соответствовало общенациональной тенденции, тогда как в остальных наблюдается снижение численности населения. Население же нескольких шотландских графств продолжало оставаться удивительно статичным. Так, в Берикшире в 1801 г. проживало тридцать тысяч двести шесть шотландцев, а ровно век спустя их было тридцать тысяч восемьсот двадцать четыре человека. {541}

 

Апрыщенко В.Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб.: Алетейя, 2016. С. 540–541.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 06.02 2021

Развитие специализации и сельскохозяйственные улучшения самым {541} радикальным образом сказались на шотландской экономике и социальной структуре. Процессы аграрного реформирования, начавшиеся в 1790-е гг. на юго-востоке, очень быстро распространились после 1800 г. на все другие регионы страны. В период с 1750 по 1825 г. количество обрабатываемых земель в Шотландии выросло на 40 %, а производительность сельского хозяйства – на 100 %1. В результате процесса улучшений, который включал как расширение использования новой техники и технологий, так и изменение сроков аренды земли и консолидации земельных владений, значительная часть тех, кому раньше принадлежали маленькие земельные наделы, были лишены их в пользу крупных арендаторов и превратились в безработных без земли, будучи вынужденными переселиться в город или отправиться за океан. Шотландское сельское хозяйство, чья конъюнктура была обусловлена общим экономическим развитием, выбирая между высокой продуктивностью и низкой занятостью, с одной стороны, и традиционной экономикой с мелкими массовыми земельными держаниями, с другой, сделало выбор в пользу первого.

 

Эффекты этих аграрных изменений были значительно более подрывными, чем это кажется даже на первый взгляд. Влияние, которое произвели инициированные землевладельцами изменения в XIX в., были подобны тем, что происходили в самом конце XVIII в. Землевладельцы Хайленда стремились к «реактивному ответу» на те вызовы, которые предлагались новой экономической конъюнктурой2. Аграрное «усовершенствование» прошло через демонтаж традиционных «домохозяйств», являвшихся основой горского хозяйства в прежние годы, преобразовав их в большие коммерческие овцеводческие фермы, которые будут отныне нанимать, как правило, не более полудюжины пастухов исключительно в рамках экономической конъюнктуры, сообразно требованиям рынка, включающим цены на шерсть и уровень заработной платы3. Жители прежних «домохозяйств» были согнаны с земли в ходе печально известного процесса, получившего название «хайлендерские чистки», и перемещены на крошечные участки земли, которые были особенно многочисленными на севере и западе, включая Внутренн[и]е и Внешние Гебридские острова, а также южный Аргайл и горный Пертшир, где фермы размером в сорок-шестьдесят акров были более обычны4. {542}

 

Это перемещение создавало социальное напряжение, периодически прорывавшееся и выражавшееся в актах насилия, поскольку крестьяне, лишенные права собственности, боролись за защиту традиционного уклада, разрушение которого вынуждало их переселяться в прибрежные регионы или эмигрировать в Новый Свет. Там они, как утверждали сторонники преобразований, будут вести столь необходимый для рыночного общества «трудолюбивый» образ жизни – идея, морально легитимизировавшая процесс «очисток» и придававшая законность жестокой политике преобразований1. В особенно сложном положении лишенные земли крестьяне оказались после 1815 г., когда цены на труд стали падать в результате массового возвращения солдат, принимавших участие в Наполеоновских войнах. И хотя ситуация колебалась в зависимости от региона, общей тенденцией и для горной, и для равнинной Шотландии стало массовое лишение крестьян земли.

 

В Лоуленде этот процесс, однако, проходил менее заметно, поскольку здесь коммерческие отношения внедрялись гораздо раньше, чем в хайлендерских ремесленных районах, где традиционные исторические связи с землей должны были быть принесены в жертву коммерческим интересам. Кроме того, в отличие от горной Шотландии, в равнинных регионах «чистки» происходили постепенно, начавшись на юго-востоке и затем распространяясь по западному побережью на северо-восток. {543}

 

 

1 The Making of the Scottish Countryside…

 

2 Macinnes A. Landownership…, Land Use and Elite Enterprise in Scottish Gaeldom: From Clanship to Clearance in Argyllshire, 1688–1858 // Scott

 

3 Devine T.M. Clanship… P. 55.

 

4 Devine T.M. The Great Highland… P. 1–4. {542}

 

1 Richards E. The Leviathan of Wealth… {543}

 

Апрыщенко В.Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб.: Алетейя, 2016. С. 541–543.

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 06.02 2021

Жалко, что в Шотландии ассимилировались бритты на юге, пикты и скандинавские колонисты - она была разнообразнее когда-то. :(

Кроме пиктов, бриттов и скандинавов, среди основных компонентов при формировании шотландского этноса также были скотты на северо-западе и англы на юго-востоке.

http://istorya.ru/fo...445#entry424944
 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 07.02 2021

XVI в. чрезвычайно интересен для историка с точки зрения и экономических, и социальных процессов, происходивших в Шотландии. Он является принципиальным для понимания шотландского прошлого Нового времени потому, что именно в тот период были заложены основы социальных процессов, определявших развитие региона в следующие два столетия. Наиболее фундаментальным из этих процессов было окончательное инстиуциональное разделение тех, кто работает на земле, и тех, кто ею владеет. Именно XVI столетие было последним веком шотландской истории, когда возможности социальной мобильности были относительно велики. Одновременно, XVI в. еще не провел резкого социального разграничения между джентри и представителями других социальных слоев.

 

Между тем, очевидно, что такой системы социальных рангов, которая существовала во Франции XVII в. или в Пруссии столетия XVIII, в Шотландии не было. Однако на уровне церковного прихода, например, существовало разделение на хозяев, свободных владельцев, фьюеров, державших землю на условии фиксированной платы, собственников и тех, кто обрабатывал землю. Такое разделение закреплено в большинстве письменных документов. На уровне городской классификации, как правило, выделяли тех, кто обладает городскими привилегиями, и всех остальных.

 

Сегодня, на основании анализа записей о поступлениях налогов, а также поместных документов, историк имеет возможность составить хотя бы самую общую классификацию социальных групп Шотландии Нового времени в зависимости от уровня их имущественного положения. В частности записи о налогах свидетельствуют об имущественной дифференциации конца XVII в. в Лоуленде. Изучение этого периода особенно важно, учитывая экономический кризис 1690-х гг., выступивший катализатором исподволь развивающихся процессов.

 

Подавляющее количество земли принадлежало крупным владельцам, обладающим политическим и судебным авторитетом и использующим патронажные практики для защиты собственных интересов. При этом земельный рынок был развит крайне слабо, а оживление операций на земельном рынке в конце XVIII века было связано с развитием городских слоев торговцев и профессиональных служащих. Корона, города и отдельные мелкие владельцы владели лишь незначительной частью земли в Шотландии, и только лишь в западных, центральных и юго-западных частях Лоуленда было несколько более развито крестьянское землевладение. Западные же острова были вообще объединены в единое владение, Лордство островов, где наследовались все земли целиком. {33} Незначительное исключение составляет Восточный Лотиан и Файф, территории вокруг Эдинбурга, где земельная собственность была меньших размеров и рынок земли был более динамичным.

 

В Шотландии не было эквивалента английских йоменов, за незначительным исключением тех, кто проживал в поместьях мелких землевладельцев или порционеров, наследовавших лишь часть земельного держания. Однако таких к концу XVII в. насчитывалось не более 8 тысяч человек1. Те, кого в Англии называли копигольдерами, в Шотландии уже в конце XVI и начале XVII столетия стали арендаторами земли, мелкое же землевладение получает все большее распространение, начиная с середины XVI столетия, когда реформация разрушила крупное церковное землевладение. Однако, во-первых, экономическое значение таких хозяйств было невелико в XVI в., а, во-вторых, в XVII столетии большая их часть вошла в состав более крупных владений лендлордов.

 

Таким образом, и в XVI, и в XVII столетиях доступ для большинства крестьян к земле мог быть возможен только благодаря аренде. Если на протяжении XVI и большей части XVII вв. преобладает краткосрочная аренда, то в конце XVII столетия очевидно проступает тенденция к увеличению арендных сроков. Если на Атолле земли поместья Туллибардин в период с 1688 по 1783 гг. в среднем сдавались на срок 9 лет, в 1725 – 11 лет, то в 1760 – 19 лет2. Увеличение сроков аренды свидетельствует о том, что земли все чаще используются с коммерческими целями, как землевладельцами, так и арендаторами. Хотя для Шотландии это не было совсем новым явлением – такие же длительные сроки временных держаний были характерны для XV и начала XVI вв.

 

Сельское сообщество возглавлялось лендлордами. За ними шли фермеры, лично обрабатывающие землю, за ними их семьи и нанятые коттеры и слуги. Владения таких фермеров были чрезвычайно разнообразны и с точки зрения размера и структуры, и с позиции тех, кто трудился на этой ферме. В некоторых районах Шотландии таких фермеров насчитывалось до 50 % от всего мужского населения, в других – эта цифра колеблется в районе 20 %, а некоторых случаях фермами могли владеть сразу несколько хозяев3.

 

Отличительной особенностью Шотландии по сравнению [с] Англией является то, что, даже несмотря на чрезвычайно маленькие земельные участки, в ней практически не было полностью безземельных крестьян. {34} Семьи коттеров составляли массу сельского населения в большинстве шотландских приходов, и большая часть сельских слуг, очевидно, происходила из этой категории. Они, как правило, получали небольшой участок земли в фермерских владениях в обмен на работу в хозяйстве землевладельца-фермера. По сути они являлись сельскохозяйственными рабочими, и различные региональные особенности этой группы на территории Шотландии не стоит переоценивать. Историки спорят и о процентном соотношении коттеров и крестьян-субдержателей относительно общей численности населения1. В целом, из-за высокой плотности населения и скудости земельных ресурсов, субдержания были больше распространены в Шотландии и Ирландии, чем в Англии, и уже на протяжении XV в. целый ряд монастырей обзавелся многочисленными коттерскими коммунами, для того чтобы удовлетворять монастырские нужды.

 

В Хайленде массовое распространение коттерства приходится на XVIII в., когда тысячи горцев, владея крошечными земельными участками, устраивали на них свое хозяйство, выживая с помощью рыбной ловли и дистиляции виски. Западно-хайлендерских и гебридских коттеров называли гэльским словом «скаллагс». В Лоуленде, начиная с экономического кризиса 1690-х гг., многие коттеры нанимались на мануфактуры, постепенно втягиваясь в формирующийся индустриальный рынок и составляя основу рабочих слоев населения.

 

Если сельская бедность в Шотландии была представлена, главным образом, коттерами, то социальная группа городской бедноты была более разнообразна и включала слуг, временных рабочих, странствующих актеров, попрошаек, бродяг и сирот, вдов и стариков. Три четверти тех, кто находился на попечении в Абердине в 1695–1705 гг. составляли женщины, из которых две трети были вдовами. Система социального попечительства была более развита в городах, особенно в Эдинбурге, в который стекался поток людей из сельской местности, резко возраставший в такие кризисные периоды как конец XVI или конец XVII веков. Церковные записи Перта, датируемые 1584 г., свидетельствуют, что четверть городского населения, составлявшего четыре с половиной тысячи, были бедняки, с трудом добывавшие себе пропитание. А на протяжении кризиса 1690-х гг. пятая часть всего миллионного населения Шотландии была ввергнута в бедность2. Несмотря на распространенные эгалитаристские представления и существующую систему {35} взаимопомощи, шотландская бедность была серьезным вызовом еще и в XIX в., тогда как в Англии в целом эту проблему удалось уже решить. {36}

 

 

1 Mitchison R. From Lordship to Patronage… P. 16.

 

2 Leneman L. Living in Atoll… P. 40.

 

3 Scottish Society, 1500–1800… P. 11–12. {34}

 

1 Dodgshon R.A. Land and Society in Early Scotland… P. 206–214.

 

2 Flinn M.W. Scottish Population History… P. 170. {35}

 

Апрыщенко В.Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб.: Алетейя, 2016. С. 33–36.

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.02 2021

ШОТЛАНДЦЫ ПОТОМКИ ФАРАОНА

 

Римляне покинули Британию в 410 г. до н. э. А вскоре на север Британии, в королевство, которое местные жители называли Альба, стали проникать переселенцы из соседней Ирландии — скотты. Они представляли собой одну из ветвей кельтов. Легенда гласит, что свое имя скотты получили от дочери египетского фараона Скоты, отданной в жены одному из ирландской правителей. В 480 г. вождь Фергус одного из племен скоттов — Дал Риада или Далриада — захватил западное побережье современной Шотландии. Так образовалось королевство Дал Риада, некоторое время объединявшее часть Британии и часть Ирландии. Впрочем, Ирландию тогда называли Великой Скоттией, а север Британии — Малой Скоттией. Нынешнюю Шотландию называли еще Альба, Альбания.

 
К этому времени и у пиктов появилось свое королевство. Легендарный ирландский миссионер Святой Колумба обратил их в христианство. В это время племена англов и саксов уже несколько веков заселяли Британию, и с боями, и мирно. Англы продвинулись далеко на север, и почти 30 лет занимали Каледонию. Но затем они натолкнулись на пиктов. 20 мая 685 г. произошла битва при Нехтансмере.
 

Пикты победили, король англов Экгфрит и почти все его войско погибли. Затем пикты освободили Каледонию. Считается, что благодаря этой победе позднее возникла Шотландия. Но для этого должно было произойти объединение двух народов, двух королевств — пиктов и скоттов. У пиктов корона наследовалась по женской линии, этим воспользовался король Дал Риады Кеннет. Его бабка Аппина была пиктской принцессой, и после смерти пиктского короля Бриде, около 843 г., Кеннет заявил права на опустевший трон и объединил королевства пиктов и скоттов. Официально Кеннет носил титул король Альбы, но в литературе вместо титула «король Альбы» используется более поздний — «король Шотландии».

 

https://mir-znaniy.c...ktyi-i-skottyi/

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.02 2021

Ритуальный камень пиктов

640px-Serpent_stone.JPG

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.02 2021

Могила Скоты - легендарной основательницы Шотландии и Ирландии

Scotia%27s_Grave_-_geograph.org.uk_-_140

Ответить

Фотография BKR BKR 08.02 2021

ШОТЛАНДЦЫ ПОТОМКИ ФАРАОНА

Римляне покинули Британию в 410 г. до н. э.


Такая дичь на историческом сайте?
Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.02 2021

410 год называется историками в качестве года окончания римского владычества в Британии чаще всего. В этом году римский император Гонорий ответил на просьбу о помощи романо-бриттов, страдавших от набегов варваров, так называемым «рескриптом Гонория», который отдавал защиту острова в руки его же жителей (формально этот рескрипт не отменял римского правления, а лишь разрешал жителям провинции носить оружие). Некоторые историки в качестве даты события называют 409 год, когда романо-бритты начали изгонять римских чиновников из городов, или 407 год, когда узурпатор Константин III со значительной частью римских войск покинул Британию.

https://ru.wikipedia...лян_из_Британии

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.02 2021

В 1440 году шотландский летописец Уолтер Бауэр попытался проследить историю шотландского народа с древнейших времён. Результатом его стараний стало создание сжатого изложения шотландской истории — «Скотихроникона». Возможно, одним из самых удивительных заявлений, сделанных Бауэром в его «Скотихрониконе», было то, что шотландцы — на самом деле потомки древних египтян и их исторические корни уходят к дочери египетского фараона Скоте. 

https://www.epochtim...raona-99003967/


Принцесса Скота плывет из Египта в Шотландию

300px-Scota_%26_Gaedel_Glas.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.02 2021

 

ШОТЛАНДЦЫ ПОТОМКИ ФАРАОНА

Римляне покинули Британию в 410 г. до н. э.


Такая дичь на историческом сайте?

 

Уважаемый г-н BKR!

 

Благодарю Вас за внимание к моему сообщению, постараюсь учесть Ваши замечания в дальнейшем. Have a good day! :)

Ответить

Фотография Стефан Стефан 08.02 2021

Имущественная и социальная дифференциация, конечно же, являлась фактором, детерминирующим процесс формирования национального государства в Шотландии. Происходило это в той же мере, что в других регионах Европы. Вместе с тем, специфика этого процесса определялась связями, далеко выходящими за пределы экономических процессов. Шотландская клановая система являлась тем элементом социальных отношений, который словно бы проходил над всеми другими компонентами, и в итоге именно долгое существование родственных отношений, лежащих в основе кланового родства, определило и особенности развития национального государства. Клановое родство, в основе которого лежал не кровнородственный принцип, а особые социокультурные практики, являлось важным фактором общественной динамики еще и на протяжении XIX в., будучи при этом основой социальной системы Шотландии на протяжении всего средневекового периода и раннего Нового времени.

 

Относительно природы шотландской клановости необходимо сделать ряд предварительных замечаний. Во-первых, наиболее долго клановая система продолжала существовать в горной Шотландии, где она являлась первоочередным фактором, определяющим все процессы – политические, социокультурные, экономические. Вместе с тем, хотя и больше подверженный внешнему влиянию, Лоуленд также был родовым сообществом, где принадлежность к клану определялась не только фамилией, но и особыми социальными практиками и ритуалами. При этом сама природа клановости имела ярко выраженные региональные особенности, отвечая вызовам, существовавшим в той или иной части Шотландии. Оказывая влияние на развитие локальных сообществ и будучи фактором национального развития, кланы и сами не являлись застывшими во времени образованиями, но подвергались изменениям в зависимости от конъюнктур разного рода.

 

Во-вторых, клановое родство и родовые практики, существовавшие в Шотландии, не являются пережитками патриархального или феодального общества. Скорее, они представляют собой особую систему взаимоотношений, основанную на традиционных социальных практиках. При этом социальная традиция – это не нечто вымирающее или клонящееся к упадку, а целая система взаимоотношений, которая рождается, живет и гибнет в определенном социальном контексте. Историографический канон, согласно которому кланы было принято рассматривать как статический пережиток былого, анахронизм, чудом сохранившийся в XVII {36} и XVIII вв. у границ модернизирующейся Англии, сам ушел в прошлое и является академическим анахронизмом. Бесспорно, что большее эвристическое значение имеет такое понимание шотландских кланов, согласно которому они представляют собой чрезвычайно гибкий и вместе с тем устойчивый социальный организм, залогом жизненности которого является способность отвечать на вызовы времени.

 

Наконец, важно и то, что шотландские кланы могут быть изучены как с точки зрения генетического подхода, так и с функциональных позиций. Каждый из двух методов способен принести интересные исследовательские результаты. В первом случае историк должен будет обратить внимание на формирование и эволюцию клановой системы, которая, вопреки распространенному мнению, является детищем позднего средневековья. Второй подход, думается, более целесообразен для данного исследования. Исходя из предложенного понимания клановой системы, как комплексного эволюционирующего родового организма, необходимо проследить то, как институты родства приспосабливались к меняющемуся социокультурному и политическому контексту.

 

Традиционно принято считать, что формирующееся национальное государство должно уничтожать все другие идентичности, препятствующие процессу нациестроительства. История формирования шотландской национальной государственности опровергает это представление. Кланы не только не помешали политической консолидации и были вовлечены в сам процесс формирования нации, но и стали одним из наиболее значимых символов этого процесса. Более того, клановое родство использовалось в качестве одного из механизмов политической и национальной интеграции.

 

Сам термин «клан» происходит от гэльского «Chlann», что дословно обозначает «дети» и отражает политическое, социальное и культурное единение, являвшееся странным сочетанием эгалитарных представлений о родстве, феодальных принципов господства-подчинения, а также региональных и локальных особенностей1. И в горной, и в равнинной Шотландии взаимные кровные обязательства, существующие на протяжении столетий, в XV в., в условиях расширявшейся клановой экспансии, потребовали письменной фиксации, а в XVI столетии дополнительным фактором необходимости письменного скрепления союзов стало то, что Реформация освободила обширные земельные владения церкви, которые перешли во владения лендлордов и потребовали заселения новыми крестьянами. Исходя из основной функции клана, которая {37} заключалась в защите своих членов, в XV в. усиление родовых связей в шотландском обществе было одновременно и причиной межклановой вражды, и ответом родового общества на происходящие изменения в регионе. В основе этого процесса трансформации лежали изменения во взаимоотношениях между землевладельцами и теми, кто проживал на этой земле, связанные с кризисом феодального принципа господства и подчинения, сочетавшим иммунитетные и экономические права. Формирование клановости было, таким образом, ответом на разрушение прежней общественной системы, взамен которой клан предлагал иную систему – не экономическую и политическую, а принцип родства, как основу взаимоотношений. Таким образом, традиция клановости, изобретенная в XIX в., о которой писал Хью Тревор-Ропер, была отнюдь не первым прецедентом в этой области. {38}

 

 

1 Macinnes A.I. Clanship… P. 1. {37}

 

Апрыщенко В.Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб.: Алетейя, 2016. С. 36–38.

Ответить