←  Древний Рим

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Pим и Пальмира

Фотография Стефан Стефан 16.12 2015

К началу III века н. э. Пальмира была городом на восточных окраинах римских владений, который не играл какой-либо заметной роли в политической жизни огромной Римской империи. Но уже в середине этого столетия с именем Пальмиры были связаны события, которые во многом определяли политическую ситуацию как на восточных границах римского государства, так и во всей империи. Этими обстоятельствами обусловлен большой интерес современных историков к вопросу об отношениях между Пальмирой и правителями Римской империи в период кризиса III века. Однако, на наш взгляд, не все аспекты проблемы истории взаимоотношений между Римом и Пальмирой в рассматриваемый период освещаются в научной литературе в верном свете. В связи с этим и возникает необходимость еще раз исследовать данную проблему.

Пальмира была, по восточным меркам, не очень древним городом и не относилась к числу крупнейших городских центров римского Востока. Основана она была около 1000 г. до н. э. [1, р. 22], в состав римских владений вошла при императоре Тиберии [2, S. 102]. До правления Адриана Пальмира оставалась рядовым провинциальным городом, относилась к провинции Сирии, но образовывала в ней отдельных округ и выплачивала римлянам установленную сумму налогов [3, S. 45]. Адриан возвысил город до ранга свободной общины (civitas libera), а Септимий Север даровал ему права колонии [2, S. 102]. После этого в Пальмире установилась соответствующая структура органов самоуправления – функционировали совет и народное собрание [3, S. 45].

Находясь на восточной окраине римских владений и на важном караванном торговом пути, Пальмира являлась центром торговли римлян с восточными соседями империи и Индией. Через нее из Римской империи в страны Востока и в обратном направлении в большом количестве перевозились рабы, пшеница, парфюмерия, пурпурные ткани, оливковое масло, сушеные фрукты, бронзовые статуэтки и другие товары [4, S. 668]. В военном отношении Пальмира была одним из опорных пунктов римских войск в борьбе с вторжениями кочевых племен Аравийской пустыни [1, р. 22].

В правление династии Северов среди влиятельных семей Пальмиры все более выделяются Гайраниды. По предположению В. Н. Дьякова [5, с. 101], некий Гайран оказал Септимию Северу услуги во время его войны с Песценнием Нигером, получил за это права римского гражданина и имя «Септимия», которое стало родовым в его семье. Из греческой надписи начала III в. н. э. [6, № 642] явствует, что сын Гайрана Септимий Гайран к 251 г. н. э. присоединил к титулам отца новый – «экзарх пальмирцев» [6, № 643], что соответствовало латинскому princeps Palmyrenorum [7, р. 238]. Современник Галлиена Септимий Оденат (Septimius Odaenathus), младший брат или сын Септимия Гайрана [8, р. 212], в надписях 258 г. н. э. назван с титулами «светлейший консуляр» и «господин Пальмиры» [9, № 1027–1035]. На основе анализа свидетельств источников Л. Омо пришел к заключению, что к 260 г. н. э. Оденат официально имел следующий статус: он был членом совета города Пальмиры, получил решением императора достоинство консуляра и командовал военными силами Пальмиры [7, р. 238].

Превращение Пальмиры в важнейший фактор политического развития всего римского Востока произошло на рубеже 50–60-х годов III в. н. э. в условиях резкого ухудшения обстановки на восточных границах Римской империи. Пришедшее еще в первой половине III в. н. э. на смену Парфии Новоперсидское царство оказалось для римлян неспокойным соседом. Правители молодого государства считали себя наследниками Ахеменидов и претендовали на господство над азиатскими владениями Рима [10, XVII, 5, 3]. В начале 250-х годов н. э. персы во главе с царем Шапуром нанесли римским войскам серьезные поражения и заняли значительную часть римских территорий [11, р. 130–134, 170–171]. Такая ситуация вынудила императора Валериана уже в самом начале его правления отправиться на Восток для руководства военными действиями против персов. Прибытие на восточный фронт императора не оказало кардинального влияния на ход событий. Римляне продолжали терпеть поражения, персы все глубже продвигались в римские владения и в конце концов захватили в плен самого Валериана.

Успехи персов в войне с римлянами отрицательно сказались на римской торговле с восточными соседями, а следовательно, и на экономике Пальмиры. Влиятельные люди города должны были определиться, на чьей стороне – персов или римлян – они будут стоять. Пальмирцы колебались в принятии решения и попытались вступить в переговоры с персидским царем. По сообщению Петра Патриция [12, 2], к Шапуру из Пальмиры отправилось посольство, вероятно, чтобы договориться о заключении определенного соглашения. Но царь приказал выбросить дары пальмирцев в реку и заявил, что требует от жителей города безусловного подчинения. После этого пальмирцы решили сохранять верность Риму.

После пленения Валериана в рядах римских войск на Востоке началась паника, персы грабили Киликию и Каппадокию [13, р. 55]. Однако главному квартирмейстеру Валериана – Макриану (T. Fulvius Macrianus) и талантливому военачальнику Каллисту, по кличке Баллиста (Ballista), удалось объединить под своим командованием войска римлян на Востоке и остановить продвижение персов в Переднюю и Малую Азию [14, XII, 23; 15, р. 716]. Но затем Макриан и Баллиста решили не признавать над собой власть Галлиена и провозгласили императорами сыновей Макриана – Макриана-младшего и Квиета [14, XII, 24].

Когда Шапур с награбленной добычей возвращался в свое царство, при переправе через Евфрат он неожиданно был атакован войсками, во главе которых стоял пальмирский Оденат. Персы понесли значительные потери, часть их военной добычи и царский гарем достались Оденату [16, Tyr. trig. XV; Val. duo. IV; 14, XII, 23; 15, p. 716]. Так, в 260 г. н. э. Пальмира открыто выступила против персов.

Итак, выбор между персами и римлянами правители Пальмиры сделали. Но после этого им нужно было сделать еще один выбор – между Галлиеном и сыновьями Макриана. Возможно, пальмирцы каким-то образом выразили признание власти Макриана и Квиета. В 260 г. н. э. оба Макриана с частью своих войск отправились на Запад для борьбы с Галлиеном и высадились на Балканском полуострове. Но их армия была быстро разгромлена, а сами они погибли [16, Tyr. trig. XIV; Gall. duo. III; 14, XII, 24].

После того как весть о гибели Макрианов пришла на Восток, Оденат по поручению Галлиена начал военные действия против Квиета и Баллисты. Эта война также была непродолжительной и закончилась победой пальмирцев и гибелью Квиета и Баллисты [14, XII, 24; 17, I, 39; 15, p. 716].

В результате такого развития событий Оденат оказался фактическим главой римского Востока. За достигнутые успехи Галлиен назначил его главнокомандующим римских войск в восточной части империи (dux totius Orientis) [14, XII, 24; 15, р. 716]. После этого Оденат предпринял наступление против персов. Возглавляя войска Пальмиры и остатки римских войск, он очистил от персов провинции Азию и Сирию, перешел Евфрат, освободил от персидской осады Эдессу, отвоевал у персов города Северной Месопотамии – Низибис и Карры [18, с. 215]. В 262 г. н. э. [19, р. 461] Оденат дошел до самой столицы персов – Ктесифона. Город он не взял, но сжег его предместья [16, Gall. duo. X; 20, IX, 10; 21, VII. 22, 12]. За эти победы Галлиен даровал Оденату почетный титул императора [9, №1047], который еще с правления Августа был монополией правителя империи. Автор жизнеописания Галлиена сообщает, что после первого похода на Ктесифон Оденат получил от Галлиена титул Августа [16, Gall. duo. XII], т. е. стал его соправителем. Однако следует согласиться с Л. Омо, который считает это сообщение не соответствующим действительности, поскольку монеты в Кизике, Антиохии и Александрии продолжали чеканиться от имени Галлиена; до нас не дошла ни одна монета, в которой Оденат имел бы титул Августа [7, р. 242–243].

В 267 г. н. э. Оденат осуществил новое наступление против персов и снова дошел до их столицы [19, р. 192]. После этого он и его старший сын Герод приняли титул царя царей. Этим, по определению И. Ш. Шифмана [32, с. 288], Оденат заявлял претензии на положение, равное положению правителей персов.

Итак, к 267 г. н. э. Оденат был фактическим правителем римских владений в восточной части империи от гор Тавра на севере до Персидского залива на юге (провинций Киликии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Палестины и Аравии) [19, р. 194; 7, р. 240].

В связи с тем, что в 267 г. н. э. «скифы» начали грабить прибрежные области римских владений в Малой Азии, Оденат прекратил военные действия против персов и отправился в Малую Азию [5, с. 102]. Во время этого похода, то ли в Эдессе, то ли в Гераклее Понтийской [22, р. 175], Оденат и Герод были убиты [16, Gall. duo. XIII; 15, p. 716]. Их убийца, племянник или двоюродный брат Одената Меоний (Meonius) объявил себя правителем Пальмиры, но вскоре его убили собственные воины [16, Tyr. trig. XV; XVII; 14, XII, 24; 17, I, 39]. После этого официально правителем Пальмиры стал малолетний (родился он предположительно в 260 г. н. э. [23, S. 237]) сын Одената Вабаллат (L. Iulius Aurelius Septimius Vaballathus Athenodorus [24, № 60]), а регентшей при нем и фактической правительницей – вдова Одената Зенобия (Septimia Zenobia [16, v. Aurel. XXXVIII; 17, I, 39; 15, p. 717]).

В литературе высказывалось предположение, что в конце своего правления император Галлиен решил изменить политику по отношению к Пальмире и взять руководство восточными делами в свои руки. При этом обращают внимание на то, что сразу после убийства Одената Галлиен отправил на Восток полководца Гераклиана с войсками. Эта экспедиция закончилась безуспешно: пальмирцы нанесли Гераклиану поражение, и он был вынужден вернуться на Запад [16, Gall. duo. XIII]. Некоторые историки видели в этой экспедиции реакцию Галлиена на узурпацию Вабаллатом титулов Одената, которые были даны тому за личные заслуги перед Римом и не могли передаваться по наследству [3, S. 166; 11, p. 177; 22, p. 175]. В. Н. Дьяков предполагал, что Галлиен таким образом отреагировал на то, что Зенобия сразу после прихода к власти предприняла шаги к сближению с персами [5, c. 104]. Но против последнего предположения выступил А. Альфёльди. Он считал, что у нас нет оснований подозревать Зенобию в решении поменять союз с Римом на союз с персами. Против этого говорит тот факт, что Вабаллат, как и его отец, носил титул царя царей, чего не потерпел бы царь персов, и даже после разрыва с Римом сохранял титул Persicus maximus («величайший персидский») [19, р. 203]. А. Альфёльди ставил под сомнение сообщение об экспедиции Гераклиана потому, что вскоре после смерти Одената Гераклиан стал префектом претория Галлиена [14, XII, 25; 17, I, 40, 2], но если бы он не справился с походом против пальмирцев, Галлиен никогда бы не назначил его на такой высокий пост [19, р. 199].

И все же экспедиция Гераклиана вполне могла иметь место. И ее совсем не обязательно рассматривать как мероприятие, направленное против Пальмиры. Ведь автор жизнеописания Галлиена ясно сообщает, что после убийства Одената Галлиен «... стал готовиться к войне с персами» и Гераклиан был отправлен на Восток «против персов» [16, Gall. duo. XII]. Появление Гераклиана в восточной части империи можно объяснить тем, что с гибелью Одената здесь, по мнению императора, больше не было человека, который мог бы эффективно организовать управление восточными провинциями и надежно защищать границу с персами. Поскольку новый правитель Пальмиры был еще совсем юным и не считался достойной заменой своему отцу, Гераклиан должен был стать во главе военного и гражданского управления римским Востоком. Сюда он, по всей видимости, был отправлен с незначительными военными силами и вполне естественно, оказался не в состоянии противостоять армии Пальмиры, встретив ее сопротивление. Неудача при таких обстоятельствах, конечно же, не могла быть препятствием для назначения Гераклиана на должность префекта претория.

Конечно, открытое военное выступление против представителя императора, узурпация Вабаллатом титулов Одената не могут расцениваться как показатели лояльности новых правителей Пальмиры по отношению к Галлиену. Зенобия явно не хотела, чтобы полномочия Вабаллата на Востоке были меньше тех, которыми обладал ее муж. Однако это не означало, что она решила вступить в союз с персами и открыто порвать отношения с Римом, образовав отдельную от Римской империи державу с центром в Пальмире, как это считали некоторые историки [25, c. 394; 26, S. 40; 27, p. 298]. Официально находившиеся под фактическим управлением пальмирцев восточные провинции оставались в составе Римской империи. Выпускавшиеся в Антиохии монеты чеканились от имени римских императоров [7, р. 247].

Галлиен был вынужден оставить безнаказанными действия пальмирцев против Гераклиана. Сначала сложная обстановка на Балканском полуострове, а потом выступление начальника конницы Авреола не позволили ему начать военные действия против Пальмиры. Сменивший на римском престоле Галлиена Клавдий II «...был занят войнами против готов» и, «...предоставив ей (Зенобии – И. С.) охранять восточные части империи... сам тем спокойнее мог выполнять то, что наметил» [16, Tyr. trig. XXX].

Дальнейшие фактические изменения в отношениях между Римом и Пальмирой произошли сразу после смерти Клавдия II в 270 г. н. э. Понимая шаткость положения на римском престоле Квинтилла, Зенобия и Вабаллат предприняли шаги к расширению зоны своего господства на римском Востоке. Воспользовавшись тем, что префект Египта Проб еще по поручению Клавдия II покинул страну и вел борьбу с пиратами в районе между Критом, Родосом и Кипром [28, S. 261], они оккупировали Египет [14, XII; 27; 15, p. 721]. Вернувшийся в Египет Проб нанес пальмирцам поражение, вытеснил их из страны, но потом попал в западню и погиб [16, v. Claud. XI; 17, I, 44]. Египет вошел в состав владений Вабаллата. В это же время пальмирцы провели наступление и на севере. В Малой Азии они заняли Каппадокию и Галатию, включая город Анкиру. Пытались они оккупировать и Вифинию, но местный гарнизон римских войск отбил их натиск [17, I, 50, 1].

Когда к власти в Риме пришел Аврелиан, Зенобия и Вабаллат не покинули занятые территории в Египте и в Малой Азии. Но официально они признали над собой власть римского правителя. В Антиохии и Александрии в 270 г. н. э. выпускались монеты с изображением Аврелиана на реверсе и портретом Вабаллата на аверсе. Легенда на этих монетах содержала имя Вабаллата и аббревиатуру его титулов: VABALLATHUS VCRIDR (vir clarissimus, rex, imperator, dux Romanorum – «светлейший муж, царь, император, полководец римлян») [29, р. 226; 30, р. 308]. Ф. Альтхайм считал, что Вабаллат на этих монетах предстает как соправитель Аврелиана [31, S. 119]. С этим мнением нельзя согласиться. Ведь правитель Пальмиры на данных монетах не назван ни Цезарем, ни Августом.

На монетах, чеканившихся в Александрии и Антиохии в конце 270 – начале 271 гг. н. э. [28, S. 265], с указанием первого годы правления Аврелиана и четвертого – Вабаллата, портрет Вабаллата с диадемой и лавровым венком как бы противопоставлялся изображению Аврелиана только в лавровом венке. К. Штробель видел в этой разнице портретов двух правителей проявление претензии пальмирской стороны на принципиальное равенство с Римом и политическое превосходство над ним на Востоке [28, S. 265].

Весной или летом 271 г. н. э. [33, р. 198] в отношениях между Пальмирой и Римом произошли изменения. С этого времени на выпускавшихся в монетных дворах Востока империи монетах исчезает портрет Аврелиана. Вабаллат в легендах этих монет имеет титулы IMP(erator) C(aesar) AUG(ustus) [30, р. 585]. Зенобия же, как это видно из надписей [9, №1028], стала носить титул Августы. При этом, как отмечал И. Ш. Шифман [32, с. 242], в надписях Зенобия называется «светлейшей и благочестивой царицей» либо «светлейшей царицей» и обязательно указывается, что она – мать Вабаллата, и приводится титулатура последнего. На основании титулатуры Зенобии И. Ш. Шифман делал вывод, что мать Вабаллата претендовала на такое же положение в государстве, какое занимала Юлия Домна при своих сыновьях после смерти ее мужа – Септимия Севера, и власть Зенобии именно так и была оформлена с точки зрения римских правовых норм. В латинской надписи на милевом столбе, найденной между Филадельфией и Босрой, Вабаллат назван с титулами Persicus maximus, Arabicus maximus, Adiabenicus maximus, pius, felix, invictus Augustus («величайший персидский, величайший арабский, величайший адиабенский, благочестивый, счастливый, непобедимый Август») [24, № 60], т. е. с теми, какие традиционно имели римские императоры.

Все эти факты говорят о том, что в 271 г. н. э. произошел полный разрыв отношений между правителями Пальмиры и римским императором. Но это было не просто нежелание Вабаллата и Зенобии признавать над собой власть Аврелиана. Несомненно, здесь можно говорить о стремлении правителей Пальмиры не отделиться от Рима, а установить свое господство над всей Римской империей. В этом плане следует согласиться с мнением Ф. Альтхайма, что Зенобия учила своих сыновей «говорить по-латыни» [16, Tyr. trig. XXX], готовя их к будущему господству и над римлянами [2, S. 109].

Однако Аврелиан оказался в состоянии справиться с проблемами, возникшими в начале его правления в связи с вторжениями варваров в Италию, и решил восстановить господство Рима на Востоке. Освобождение от пальмирцев Египта он поручил будущему императору Пробу. А сам решил двигаться на Пальмиру через Малую Азию и Сирию. К осени 271 г. н. э. Проб отвоевал Египет [22, р. 199]. Аврелиан в конце этого же года покинул Рим. На Дунае он собрал армию, в которую входили подразделения из легионов Реции, Норика, Паннонии, Мезии и конница из мавров и далматов [22, р. 199]. В начале 272 г. н. э. эти войска переправились в азиатскую часть империи [13, р. 56]. Пальмирцы пытались оказывать сопротивление. Однако битвы у Тианы, Антиохии, Эмесы закончились победами римских войск [22, р. 199–201]. После этого Аврелиан продвинулся к Пальмире и вместе с прибывшими из Египта войсками Проба приступил к осаде города [16, v. Aurel. XXV–XXVI]. Когда стало ясно, что падение Пальмиры неизбежно, Зенобия и Вабаллат тайно покинули город и попытались бежать к персам. Но римские конники настигли беглецов и захватили их в плен [16, v. Aurel. XXVIII; 17, I. 55, 2–3; 15, p. 721].

Таким образом, в мае или июне 272 г. н. э. [34, р. 239] Пальмира оказалась во власти Аврелиана, восточные провинции были возвращены в состав римских владений. Произошло это довольно быстро и, видимо, легче, чем предполагал сам Аврелиан. По определению Орозия, Восток был покорен римским императором скорее угрозой сражения, чем самим сражением (magis proelii terrore quam proelio) [21, VII. 23, 4].

Итак, превращение Пальмиры в важнейший политический фактор римского Востока произошло в условиях наступления персов на владения римлян. В силу стечения обстоятельств представитель влиятельной в Пальмире семьи Гайранидов Септимий Оденат в правление императора Галлиена стал во главе сопротивления персам в восточных провинциях Римской империи. За успехи в войне с персами и заслуги в подавлении попытки узурпации императорской власти Галлиен оказал Оденату нетрадиционно большие почести. Хотя Оденат был фактическим властителем почти всего римского Востока, он сохранял лояльность по отношению к правителю Рима, безоговорочно признавал над собой его власть. После убийства Одената его вдова Зенобия вступила на путь разрыва отношений с Римом. Пальмирцы открыто выступили против представителя римского императора – Гераклиана, с помощью оружия расширили зону господства Пальмиры в восточных провинциях Римской империи. В начале правления римского императора Аврелиана Зенобия и Вабаллат окончательно порвали с Римом. Однако это не означало, что правители Пальмиры намеревались создать отдельное от Римской империи государство. Свидетельства источников позволяют говорить о претензиях Зенобии и Вабаллата на власть не только над римским Востоком, но и над всей территорией империи. Однако их претензиям не было суждено осуществиться. Аврелиан разгромил войска Пальмиры, взял в плен ее правителей и вернул восточные провинции под власть Рима.

 

Литература

1. Shahid I. Rome and the Arabs: A prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs. – Washington, 1984.

2. Altheim F. Die Krise der alten Welt im 3. Jahrhundert n. Zw. und ihre Ursachen. 3. Bd.: Götter und Kaiser. – Berlin–Dahlem, 1943.

3. Bernhardt Th. Geschichte Roms von Valerian bis zu Diokletians Tode (253–313 n. Chr.). – Berlin, 1867.

4. Christ K. Geschichte der römischen Kaiserzeit: Von Augustus bis zu Konstantin. – München, 1988.

5. Дьяков В. Н. Социальная и политическая борьба в Римской империи в середине III в. // ВДИ. – 1961. – № 1.

6. Dittenberger G. Sylloge inscriptionum Graecarum. – Vol. I–IV. – Lipsiae, 1915–1924.

7. Homo L. L’empereur Gallien et la crise de l’empire romain au IIIe siècle // Revue Historique. – CXIII (May–August 1913).

8. Jacques F. L’ordine senatorio attraverso la crisi del III secolo // Società Romana e impero tardoantico. Vol. 1: Istituzioni, ceti, economie. – Editore Laterza, 1986.

9. Inscriptiones Graecae ad res Romanas pertinentes. – T. 3. – Paris, 1906.

10. Аммиан Марцеллин. Римская история: Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского. – СПб., 1996.

11. The Cambridge Ancient History. – Vol. 12: The imperial crisis and recovery. AD 193–324. – Cambridge, 1939.

12. Petri Patricii et Magistri excerpta de legationibus gentium ad Romanos // Corpus scriptorum historiae Byzantinae. P. 1. – Bonnae, 1829.

13. Rémondon R. La crise de I’Empire Romain. De Marc-Aurèle à Anastase. – Paris, 1964.

14. Ioannis Zonarae. Annales. T. 1. – Bonnae, 1841.

15. Γεωργίου Συγκέλλου Εκλογή χρονογραφίας // Georgius Syncellus. Opera. – Vol. 1. – Bonnae, 1829.

16. Scriptores historiae Augustae. – Vol. 1–2. – Lipsiae, 1965.

17. Zosime Histoire nouvelle. T. 1. – Paris, 1971.

18. Стучевский И. А. Пальмира // Вопросы истории. – 1970. – № 2.

19. Petit P. Histoire generale de I’Empire Romain. – Paris, 1974.

20. Eutropii Breviarium ab urbe condita. – Lipsiae, MCMI.

21. Orosii Pauli. Historiarum adversum paganos libri VII. – Vindobonae, 1882.

22. Swain S. Macrianus as the «Well–Horned Stag» in the Thirteenth Sibylline Oracle // Greek, Roman and Byzantine Studies. – 1992. – Vol. 33. – № 4.

23. Kienast D. Römische Kaisertabelle: Grundzüge einer römischen Kaiserchronologie. – Darmstadt, 1990.

24. L’ Année épigraphique. Revue des publications épigraphiques relatives à l’antiquité romaine. – Paris, 1904.

25. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Ч. 1.: Пер. с англ. В. Н. Неведомского. – М., 1883.

26. Held W. Die Vertiefung der allgemeinen Krise im Westen des Römischen Reiches. – Berlin, 1974.

27. Mazza M. Lotte sociali e restaurazione autoritaria nel 3 secolo d. C. – Roma–Bari, 1973.

28. Strobel K. Das Imperium Romanum im «3. Jahrhundert». Modell einer historischen Krise? Zur Frage mentaler Strukturen breiterer Bevölkerungsschichten in der Zeit von Marc Aurel bis zum Ausgang des 3. Jh. n. Chr. – Stuttgart, 1993.

29. Cohen H. Description historique des Monnaies frappées sous l’Empire Romain communément appelées médailles impériales. T. V. – Paris, 1885.

30. The Roman imperial coinage. Vol. V. P. 1. / Ed. by H. Mattingly and E. Sydenham. – London, 1927.

31. Altheim F. Die Soldatenkaiser. – Frankfurt am Main, 1939.

32. Шифман И. Ш. Сирийское общество эпохи Принципата (I–III вв. н. э.). – М., 1977.

33. Brauer G. C. The Age of the Soldier Emperors: Imperial Rome, AD 244–284. – New Jersey, 1975.

34. Besnier M. L’ Empire romain de l’avènement des Sévères au concile de Nicée. – Paris, 1937.

 

Резюме [перевод с укр.]

Превращение города Пальмира в важный фактор политического развития Римской империи в III ст. н. э. было связано с давлением персов на восточные владения римлян. К концу правления императора Галлиена под властью Пальмиры находилась значительная часть римского Востока. Однако тогдашний правитель Пальмиры Оденат признавал над собой власть римского императора. Изменения в отношениях между Римом та Пальмирой произошли уже после гибели Одената. Его вдова Зенобия и сын Вабаллат силой оружия расширили территорию владений Пальмиры на римском Востоке, а потом пошли и на полный разрыв отношений с Римом. Но целью этих правителей Пальмиры было не образование отдельного от Римской империи государства, а распространение своей власти на все владения римлян, то есть захват римского императорского престола. Однако новому римскому императору Аврелиану удалось довольно легко и быстро разбить войска пальмирцев и восстановить господство римлян на Востоке.

 

Сергеев И.П. Рим и Пальмира в III веке н.э. // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна: Історія. Вип. 33. Харків, 2001. С. 21–30.

Ответить

Фотография Alisa Alisa 17.12 2015

присоединил к титулам отца новый – «экзарх пальмирцев»

Это религиозный титул?

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 17.12 2015

Нет.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 17.12 2015

Хотелось бы услышать более развернутый ответ от Стефана.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 17.12 2015

Не очень понял вас. Вы задали на открытом для всех пользователей форуме вопрос по интересующей вас теме. Ответить вам на него может каждый участник (пользователь) форума, который в курсе дела. Если же вам нужен ответ конкретно от того или иного пользователя и более ни от кого иного, то для этого существует приватное общение и личка. Никто личных отношений не отменял. Но и ртозатыкательством заниматься не получится. Форум для того и существует, как идея, что обеспечивает возможность высказаться по любому вопросу всем.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 17.12 2015

Вам никто рот не затыкает. Вы ответили так как сочли нужным, я же высказала собственное пожелание. 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 17.12 2015

Ага. Параллельно проминусовав полученный от меня ответ. Наверное, в связи с тем что он вас не устраивает с фактологической точки зрения. Вы что меня за идиота держите? Я отлично всё вижу. Не волнуйтесь. Проставив мне минус вы тут же сказали что вас интересует развёрнутый ответ от Стефана, а не от меня. Я разумеется в дальнейшем вам своего развёрнутого ответа не дам. Просто учитесь быть откровеннее. Если имеете что то сказать - говорите уже прямо. Я лично при каждой возможности стремлюсь к прямоте. Порицаю то что мне не нравится и хвалю то что нравится. Чего и вам желаю. Вам не нравятся мои комменты просто из личной неприязни? Ставьте меня в игнор (есть такая кнопочка на форуме) и скажите досвиданья. В чём проблемы то? Не вы первая будете. Дюкарев уже это сделал и он кажется полностью счастлив от этого.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 17.12 2015

Я разумеется в дальнейшем вам своего развёрнутого ответа не дам.

Я от вас его и не ждала.

Минус поставила потому что ответ бестолковый, ни о чем. У нас тут не викторина, чтобы отвечать "да" и "нет".

Задавая свой вопрос я хотела развить тему, ожидая что Стефан даст развернутый ответ. Надеюсь он все же это сделает. А дальнейший спор с вами  развивать не буду, из уважения к автору топика.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 17.12 2015

Я ответил так как счёл нужным. Не думаю что стоит вопрос о том мог ли я дать более развёрнутый ответ. Вопрос был в том, что хотели услышать в ответ на поставленный вами вопрос конкретно вы. Вам было нужно понять носит ли это слово в 3 веке какой бы то ни было религиозный оттенок в третьем веке? Нет не носит. И всё. А если вам нужен подробный анализ самого термина и изменение его значения в разные периоды времени и в разных землях, то свой вопрос вы сформулировали не точно. Я ответил на то, что, как мне показалось, скрывалось за вашей формулировкой. И дело тут не в викторине, а в том для чего задаётся вопрос. Если просто для решения текущего непонимания мелкой детали в тексте, то мой ответ был вполне достаточен. А если вам требовалось нечто глобальнее - почему вы раскрыли этих своих глобальных потребностей? Мне безразлично на минусы или плюсы которые ставятся на форуме. Вы не академики которые ставят оценки мне как своему студенту. Но мне небезразлично до отношений которые возникают на форумах с моим участием. Поэтому ещё раз даю вам возможность высказаться по поводу того что является побудительной причиной нелепой агрессии в ответ на не более чем односложный ответ на поставленный вами же вопрос. Если у вас личная неприязнь - можете высказаться. Неважно тут или в личке. Я, честно, много не потеряю если ограничу своё общение с кем бы то ни было. Так что вам достаточно озвучить, следует ли это делать в нашем с вами случае. Мне почему то кажется что вы считаете именно так.
Ответить

Фотография ddd ddd 17.12 2015

ну она же сказала, интересует развернутый ответ, а не "нет".

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 17.12 2015

Это я понял. Я не понял только почему не озвучив того чего хочется услышать в ответ человек начинает минусовать. Я не телепат чтобы угадывать чужие мысли. Кроме того мне было сказано что анализ ожидается вообще то не от меня. При том что я как бы и не напрашивался. Мой ответ вовсе не означает что кто то другой не может дать свой. Минус же проставленный без особых на то мотивов мне показался как минимум странным. Не то что меня волнует процедура минусования. Но если это показатель общего отношения то волнует. Понятно что всё необязательно так как может показаться. Вот я и спросил отчего в постах Алисы мне привиделся негатив. Она сказала что мне показалось. Окей. Может быть и такое.
Ответить

Фотография Стефан Стефан 17.12 2015

 

присоединил к титулам отца новый – «экзарх пальмирцев»

Это религиозный титул?

 

Нет, это один из обычных титулов правителя Пальмиры. Если я верно понял, Вам известно, что по-гречески экзархом именовали великого понтифика - главу жрецов Рима. Пальмирцы подразумевали под этим термином именно своего царя, имея в виду значение "глава, руководитель" (параллельный перевод даёт нам основания говорить, что "экзарх Пальмиры" на сирийском звучит как "глава Тадмора"). Насколько мне известно, жители Пальмиры не являлись адептами римской религии; во всяком случае, римских храмов там не удалось обнаружить. Они поклонялись различным семитским божествам.

Ещё могу добавить, что, к примеру, синодиархом пальмирцы именовали не руководителя какого-либо синода или вообще собрания, а главного караванщика (от греческого "синодиа" - караван).

 

«Все караванные дороги, шедшие в Пальмиру с запада, сходятся в городе в одну дорогу – в главную караванную артерию, которую путешественник, спускаясь к городу с холмов пустыни, видит первой. Эта улица создала славу Пальмиры в наше время, и действительно, она импозантна и изящна; интересны ряды колонн вдоль улицы и арки, которыми отмечены пересечения улиц. Точно так же интересны тетрапилы и цоколи, связанные с колоннами, на которых стояли бюсты тех, кто на свои средства соорудил ту или другую колонну главной улицы. Пальмирцы гордились этой колоннадной улицей, ведь это была не только главная улица, но и основная артерия, хребет, без которого город не мог бы жить (см. рис. XVIII, 1).

Колоннадная улица окаймлена с обеих сторон более чем 375 колоннами, из которых по крайней мере 150 по-прежнему остаются in situ. Она почти прямой линией протянулась с востока на запад, хотя в одном месте делает неожиданный поворот, который отмечен прекрасной тройной аркой – чудом «иллюзионистической» архитектуры. Причина этого изменения понятна: архитектурно улица идет прямо через весь город к пустыне, но на самом деле ее направление определяется «харамом», или главным храмом. Ясно, что там, где возвышаются могучие колонны его перибола, с незапамятных времен стоял храм; когда впервые возник караванный город, то и речи не могло быть о переносе такого храма, место которого было предопределено религией, а не ландшафтом местности или направлением движения караванов. Караванная дорога тоже подчиняется диктату божества. Главная улица производит наибольшее впечатление на отрезке между аркой и храмом и, возможно, могла стать даже каким-то подобием священного дромоса, подобно тем, которые ведут к вавилонским и египетским храмам. Тем не менее только случайная находка в этой части улицы прекрасной экседры (полукруглого сиденья) поддерживает эту теорию.

Прошло всего лишь два года с тех пор, как этот главный храм Пальмиры был освобожден от сотен бедных арабских лачуг на нем и вокруг него. Работа была проделана благодаря Службе древностей Сирии и главным образом ее директору А. Сейригу. В результате храм теперь почти полностью расчищен. Я не буду описывать здание в деталях, так как это право и обязанность тех, кто его раскопал; мне достаточно будет сказать всего несколько слов.

Множество надписей, найденных в храме, говорят нам о том, что большой «харам» Пальмиры выглядел примерно так, как сейчас, и был построен в последние годы I в. до н. э. – начале I в. н. э., что он был посвящен великому вавилонскому богу Белу. Целла сохранила свой начальный вид до конца его существования, в то время как двор был перестроен, вероятно, во II в. н. э. и стал больше. Несомненно, что двор и перибол существовали еще до строительства целлы. План храма, построенного во времена Августа, удивляет своей оригинальностью, своей странной и асимметричной концепцией. Скорее вытянутая, чем узкая, целла, поделенная на три неравные части, окружена коринфской колоннадой, украшенной бронзовыми капителями. Капители исчезли, и портик целлы теперь стоит без них. Главный вход в целлу находится на одной из ее длинных сторон, но не в центре, а сбоку. Великолепный, довольно массивный портал, плохо сочетающийся с целлой, со скульптурами-пьедесталами, которые напоминают нам известные фрески Дуры, обрамляет входную дверь. Возможно, целла находилась в центре колоннадного двора. Сохранившийся перибол, с его прекрасными колоннами и монументальным входом, по всей вероятности, является продолжением существовавшего прежде двора (см. рис. XIX).

С первого взгляда очевидно, что храм, построенный в I веке н. э., – не греческая постройка. Я совершенно уверен, что форма целлы была продиктована тем, что заменила собой, возможно, в более крупном масштабе более раннюю целлу, точно так же ориентированную и имевшую такой же план, целлу шумеро-вавилонского плана, которая прежде находилась на этом месте. Эта целла была извлечена греческими архитекторами из тесноты и темноты двора вавилонского храма на яркий свет греческой храмовой архитектуры и, к великому удивленью, была обнесена греческими колоннами. Вместо обычного вавилонского двора с алтарем в центре и двухэтажными комнатами вокруг трех изолированных сторон изолированную целлу окружил колоннадный портик. Все превратилось в странную смесь вавилонских и греческих элементов. Это объяснение может прояснить любопытный план храма и отсутствие архитектурной гармонии между целлой и окружающей ее колоннадой.

Храм и караванная дорога, религия и нажива – таковы главные интересы караванного города, а в это раннее для Пальмиры время религия выполняла роль активного защитника, так как искони храм одновременно являлся и крепостью, куда собиралось все население города, вероятно, во время частых набегов кочевников-бедуинов.

 

 

 

На главной площади города есть и другие здания, и одно из них, недавно раскопанное, особенно интересно. Это здание наподобие театра рядом с тетрапилом, и хотя архитектор М. Габриель (М. Gabriel), раскопавший его, уверен, что это обычный греческий театр, я подобного мнения не придерживаюсь. В городах Сирии такие постройки наподобие театров встречаются, но театр в Сирии и театр в Греции – не одно и то же. Обычные греческие театры в Джераше и Аммане выглядят естественно, так как эти города были населены греками. Но театр в Пальмире, с ее оригинальным строем, с ее племенами и племенной организацией, с ее всепроникающей религией, театр, где давали бы трагедии Еврипида и комедии Менандра, представляется менее уместным, чем театр при дворе парфянского царя. Мы можем напомнить, как Ород, победитель Красса, позволил, чтобы голова римского полководца была использована в качестве бутафории в представлении «Вакханок» Еврипида. Если даже греки и давали от времени до времени греческие спектакли, то в Пальмире настоящее назначение театроподобного здания на главной площади, вероятно, было несколько иным. Скорее всего, это был центр политической и религиозной жизни, где собирались «отцы» города. Здесь собирались старейшие шейхи «племен», большинство из которых были богатыми купцами, а некоторые – испытанными водителями караванов – синодиархами; здесь сходились рядовые члены племен для того, чтобы воздать почести испытанным и надежным караванщикам, здесь же собирались граждане для религиозных церемоний, плясок, пения гимнов и жертвоприношений. Вот, главным образом, для каких поводов строили подобные аудитории в негреческих областях Сирии.

Такова была главная артерия города – самый центр пальмирской жизни. По другую сторону от нее город раскинулся вдоль многочисленных пересекающихся дорог, некоторые из них были окаймлены колоннами и вели к храмам, рынкам и общественным зданиям. В позднее время, в эпоху христианства, появились и церкви. Руины одной из них можно видеть и по сей день. Один из наиболее значительных храмов в этой части города, сохранившийся в прекрасном состоянии, был изящен, несмотря на массивность постройки, и имел многочисленные украшения. Он был посвящен могущественному Баал Шамину, а последние находки показали, что он был частью большого комплекса зданий, посвященных тому же самому божеству. Скульптурные фрагменты и надписи, обнаруженные случайно, рассказывают нам о существовании других храмов, посвященных другим богам. Например, очевидно, что где-то там находился богатый храм, воздвигнутый в честь анатолийских и сирийских богов – Хадада и Атаргатис. Мы также почти точно знаем место, где располагался храм сиро-вавилонской Иштар-Астарты; в то же время надписи и рельефы свидетельствуют о существовании других, посвященных караванным богам Арсу и Азизу. Будущим исследователям остается только найти большинство этих священных построек» (Ростовцев М.И. Караванные города. СПб., 2010. С. 111–116).

http://www.sno.pro1....ie_goroda/7.htm

Ответить

Фотография Alisa Alisa 17.12 2015

Нет, это один из обычных титулов правителя Пальмиры. Если я верно понял, Вам известно, что по-гречески экзархом именовали великого понтифика - главу жрецов Рима. Пальмирцы подразумевали под этим термином именно своего царя, имея в виду значение "глава, руководитель" (параллельный перевод даёт нам основания говорить, что "экзарх Пальмиры" на сирийском звучит как "глава Тадмора").

Не совсем поняла. Слово "экзарх" употреблялось самими пальмирцами?

 

Ещё могу добавить, что, к примеру, синодиархом пальмирцы именовали не руководителя какого-либо синода или вообще собрания, а главного караванщика (от греческого "синодиа" - караван).

Главной религией у них были деньги? А уже потом всякие Баалы. :)

Ответить

Фотография Стефан Стефан 17.12 2015

Не совсем поняла. Слово "экзарх" употреблялось самими пальмирцами?

Разумеется, данный термин употреблялся пальмирцами в отношении своих царей. Так они переводили с сирийского на греческий язык титул "глава". Билингвы среди их надписей не редкость. Греческий язык был широко распространён в Пальмире, греческое культурное влияние являлось следствием многолетнего пребывания здешних жителей под властью эллинистических государств.

 

"В надписи (двуязычной) 251/2 г. Септимий Аиран, сын Одената, именуется по-сирийски reš Tadmor – «глава Тадмора» (по греч. ἔξαρχος Παλμυρηνῶν)" (Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I–III вв. М. – Л., 1949. С. 138).

 

ἔξαρχος

ἔξαρχ-ος, ὁ, ἡ, (ἄρχω)
   A leader, beginner, c. gen., ἀοιδοὶ θρήνων ἔξαρχοι Il.24.721.
   2 leader of a chorus, D.18.260: generally, leader, chief, τῶν ἱερέων (= pontifex maximus) Plu.Num.10; τῆς ἀποστάσεως, τῆς στάσεως, Polyaen.4.6.6 (pl.), 2.1.14 (pl.): military commander, Ael.Tact.9.2, Arr.Tact.10.1: ἔ. Παλμυρηνῶν, title of Odaenathus, OGI643; Συβαριτῶν Iamb.VP 17.74: metaph., δικαιοσύνην τὴν ἔ. καὶ ἡγεμονίδα τῶν ἀρετῶν Ph.1.347.

http://perseus.uchic...?c.23:5:137.LSJ

 

P.S. Я немного поправил предыдущий пост и цитату.

Ответить

Фотография Alisa Alisa 17.12 2015

Разумеется, данный термин употреблялся пальмирцами в отношении своих царей. Так они переводили с сирийского на греческий язык титул "глава".

Это как с Финляндией? Сами себя называют Suomi, а для всего остального мира пишу Finland...

 

"В надписи (двуязычной) 251/2 г. Септимий Аиран, сын Одената, именуется по-сирийски reš Tadmor – «глава Тадмора»

А этимологимя слова reš какова? Нет ли тут связи с римским Rex?

Ответить

Фотография ddd ddd 18.12 2015

Ого
Так священный синод буквально - священный караван?
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 18.12 2015

Если разобрать это греческое слово на части, то оно состоит из приставки συν-, означающей со-, по-, и корня οδός, означающего путь, дорогу. То есть буквальный перевод слова σύνοδος - сопутствие, попутничество, что-ли.
Ответить

Фотография ddd ddd 18.12 2015

Спасибо.
Ответить

Фотография Стефан Стефан 18.12 2015

Это как с Финляндией?

Да, Суоми-Финляндия немного напоминает случай Тадмора-Пальмиры. Хотя я не уверен, что персы именовали город-государство именно Пальмирой.

 

А этимологимя слова reš какова? Нет ли тут связи с римским Rex?

Alisa, эта мысль меня посещала: схожесть звучания слов налицо. Однако я не специалист по семитским языкам, поэтому не могу ответить на ваши вопросы.

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 18.12 2015

Да, Суоми-Финляндия немного напоминает случай Тадмора-Пальмиры.

Суоми и финны не родственные слова, а тут вроде допускают связь. Может, скорее аналогия Мьянма-Бирма?

Ответить