←  Вторая Мировая Война

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Тигр изнутри

Фотография Новобранец Новобранец 01.08 2017

30
 
«Тигр» изнутри, достоинства и недостатки глазами его командира на фоне Pz.IV
Я ждал чего-то более элегантного, как Т-34, а тут такой ящер

По мемуарам наших ветеранов мы хорошо представляем, каким грозным противником был немецкий  танк «Тигр». А каково в нем было воевать?

Альфред Рюббель – один из тех, кому довелось оценивать «Тигр» изнутри. 

17QY0OFON.jpg

Мы очень, очень мало стреляли 

В 1939 году он добровольно пошел в солдаты. Добровольцам позволяли выбрать род войск, в котором предстояло служить. Рюббель «ужасно хотел» в танковые войска. А в пехоту не хотел… Танкист, так сказать, по своему хотению. Вот только его, как сказали бы в России в конце 20-го – начале 21 века, «кинули». Попал он в пехотинцы танковой дивизии. 9 просьб о переводе в танкисты оказались напрасными. Лишь в июне 1940 года он наконец-то стал танкистом: «Танковым войскам я оставался верным 5 лет войны, 22 года в Бундесвере и 12 лет в разработке танков после моей отставки». Солидный танковый опыт накоплен, ничего не скажешь.

Готовили его сначала как заряжающего, затем как наводчика танкового орудия. Качество подготовки высоким назвать трудно: «…боеприпасов было мало. В учебной части для обучения стрельбе были тренажеры. В пушку был вмонтирован винтовочный ствол, с помощью которого имитировался выстрел. Только пару раз мы выстрелили настоящими снарядами. Мы очень, очень мало стреляли».

Любопытно  мнение Рюббеля  о Pz.IV, на котором он воевал на Восточном фронте в 1941-42 годах: 
«Неудачный танк, медленный, с плохой пушкой. Если есть платформа, ну поставьте туда длинноствольную пушку! Так потом и сделали. До появления «Тигра», у которого была пушка 8-8, русские всегда были лучше вооружены».

Первое знакомство с «Тигром» в начале 1943 года обернулось разочарованием:

«Однажды за завтраком у меня с Хайно, который единственный из нас накануне видел «Тигра», был такой диалог:

- Хайно, скажи, как он выглядит? 
- Представь себе очень длинную танковую пушку. Представил? 
- Да! 
- А у него она еще длиннее!

Скоро я тоже увидел это чудо. Я был впечатлен, но и несколько разочарован. Я ждал чего-то более элегантного, как Т-34, а тут такой ящер. Обучение было вялым, потому что была всего одна машина».

Опять жалоба на процесс обучения.

С этого момента я начал относиться к Тигру серьезно

Потом случился неприятный казус: «После окончания обучения в марте 1943-го года нас перевели в близлежащий лагерь «Сенне», в котором формировались роты Тигров. Наши первые, предназначенные для роты Шобера, «Тигры» прибыли на вокзал, и до утра, до разгрузки, их надо было охранять. Это приказали мне. Караульного помещения не было, было холодно. Я сел в кресло водителя одного из танков. Все было новым и незнакомым - и ночью было очень скучно. Ключ зажигания торчал в панели, с назначением некоторых переключателей я разобрался. Заведется ли мотор? Прав на управление танком у меня не было, но я часто нелегально управлял танком. Из любопытства я повернул ключ - и мотор завелся!

Что я тогда еще не знал: передача всегда была включена! Я шевельнул рулевое колесо, дал газ, и танк сдвинулся с места и повернулся! Что произошло? Разгрузочные клины были выдавлены из-под танка, корма и нос танка свисали с платформы. Испугавшись дальнейших ошибок, я не пытался поставить танк на место. Что подумала разгрузочная команда, я не знаю, но расследования не было. С этого момента я начал относиться к «Тигру» серьезно и основательно его изучил. Меня назначили командиром танка и дали подобрать себе экипаж».

Получается, что после завершения обучения немецкий танкист толком не знал свою машину и основательно изучил «Тигр» лишь после неприятной истории. А если бы она не произошла? 

При этом надо учитывать, что уровень подготовки  молодых советских танкистов был, увы, обычно еще ниже, чем у противника.

Огневая мощь «Тигра» была фантастической, но…

Главное достоинство «Тигра»  было особенно очевидно на фоне Pz.IV:

«Они отличались как небо и земля. Тигр был качественным скачком в ряду наших танков… Огневая мощь «Тигра» была фантастической». 

Но при этом Рюббель подробно описал и недостатки своей новой машины: «Однако ужасной была похожая на печную трубу командирская башенка, попадание в которую из калибра 7,62-сантиметра отрезало командиру Тигра голову. Ну и подвижность была просто никакой. Скорость передвижения на марше была очень низкой, теоретически - 38 км/ч, практически так никогда ехать было нельзя. По пересеченной местности «Тигр», как правило, ехал 10 км/ч.

Мотор очень плохо переносил перегрузки. Продолжительность его жизни была очень ограничена. От наших водителей требовались хорошие знания и очень много работы, чтобы обеспечить готовность «Тигра» к бою. Ремонтная группа и ремонтная мастерская работали без перерывов. Во время маршей я всегда держал одно ухо открытым, чтобы все время слушать шум мотора. Перегрев вел к разрушению прокладок во втулках цилиндров, вода из системы охлаждения попадала в цилиндры. Тогда надо было вынимать свечи и убирать воду из цилиндров. После этого «Тигр» ехал еще медленней. Перегрев также мог сжечь пробковые уплотнения в головке цилиндров, тогда мотор терял масло. Наш водитель Вальтер Эшриг жевал солдатский хлеб и получившуюся хлебную кашу использовал как уплотнитель в головках цилиндров, что на время помогало. Кроме того, слабыми местами были коробка передач, боковые передаточные механизмы и ходовая часть. Гидравлика тогда была еще не зрелой. Боковые передаточные механизмы были хрупкими, как сырое яйцо, и при механической нагрузке чуть выше средней сразу ломались.

Особым «удовольствием» был ремонт шахматной ходовой части у «Тигра» I. Известно, что у него на каждой стороне было 16 катков и 8 рычагов подвески. В начале марша все 16 катков были в отличном состоянии. Потом четыре внешних катка, начиная с переднего, начинали жить собственной жизнью. Движение рычагов подвески и напряжение на сгиб ослабляли фланцевые соединения всей подвески. Поэтому появлялась повышенная нагрузка на остальные катки и разрушалось резиновое покрытие катков. Количество работы для замены средних и задних катков было огромным, для этого надо было снять передние восемь катков».

После этого становится понятно, почему немцы потеряли значительную часть «Тигров» из-за поломок во время отступления.

Ничего не могло произойти?

Но сколько бы ни сетовал Рюббель на проблемы с ходовой частью «Тигра», на сложности с ремонтом и низкую скорость, мощь огня и брони для него перевешивали недостатки:

«Превосходство «Тигра» I и II в огневой мощи и бронировании над всеми вражескими танками, сохранявшееся до конца войны, сделало нас беспечными. Во время прикрытия наших частей и в боях, мы, бывало, часами стояли на одном месте, ничем не прикрытые и не замаскированные, и с нами ничего не могло произойти»!

Любопытно было бы получить по этому поводу комментарии наших танкистов, воевавших на ИС-2. Согласились бы они признать «тигриное» превосходство в огневой мощи и бронировании, или оспорили бы мнение Альфреда Рюббеля? Может быть, его экипажу просто очень везло, а кому-то приходилось дорого платить за беспечность, за нежелание маскироваться? Уверенность в том, что «с нами ничего не могло произойти» на войне может очень дорого обойтись в любых войсках.

http://vpk-news.ru/a.../zen.yandex.com

Ответить

Фотография Castle Castle 02.08 2017

Однако ужасной была похожая на печную трубу командирская башенка, попадание в которую из калибра 7,62-сантиметра отрезало командиру Тигра голову.

Се ля ви. На Т-34 до второй половины 1943 года вообще не было командирских башенок (хотя планировали еще в 1941 году), а после ее появления попадание вражеского снаряда скорее всего имело такие же последствия, как и у "Тигра". Не могу разобраться с командирской башенкой КВ-1с - в ней, что - не было люка?

Ответить

Фотография ddd ddd 02.08 2017

переименовал тему, в ней явно была опечатка.

или что за "изнутей"?

Ответить

Фотография EgSt EgSt 02.08 2017

Тигр из нутрей?

Ответить

Фотография Шторм Шторм 03.08 2017

Рюббель «ужасно хотел» в танковые войска. А в пехоту не хотел…

 

Губа не дура. Я бы тоже куда лучше в танковые войска пошёл, за бронёй сидеть оно как-то спокойнее, и мозолей меньше.

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 03.08 2017

Губа не дура. Я бы тоже куда лучше в танковые войска пошёл, за бронёй сидеть оно как-то спокойнее, и мозолей меньше.

 

Здорово сидеть в жаре и духоте, зная что можешь сгореть заживо в любой момент.

 

Я бы наверное лучше в пехоту пошел.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 03.08 2017

командирская башенка, попадание в которую из калибра 7,62-сантиметра отрезало командиру Тигра голову

из чего ж она была сделана?

 

 

И кто мне объяснит: https://militaryarms...16/01/tigr5.jpg зачем этот строго вертикальный обрыв лобовой брони?

https://militaryarms...1/tanktigr3.jpg и боковой кстати тоже.

Чтобы снаряды противника не соскальзывали, а уж точно врезалсь?

с детства не могу понять...

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 03.08 2017

старший брат моей бабушки со своей частью был просто подавлен

Военные тех лет, совсем юное лицо...

Все они погибли только потому что бесноватого фюрера не остановили вовремя

Ответить

Фотография Новобранец Новобранец 04.08 2017

 

командирская башенка, попадание в которую из калибра 7,62-сантиметра отрезало командиру Тигра голову

из чего ж она была сделана?

 

 

И кто мне объяснит: https://militaryarms...16/01/tigr5.jpg зачем этот строго вертикальный обрыв лобовой брони?

https://militaryarms...1/tanktigr3.jpg и боковой кстати тоже.

Чтобы снаряды противника не соскальзывали, а уж точно врезалсь?

с детства не могу понять...

 

Один из вариантов схемы бронирования.  Горизонтальный лист делали потоньше, при настильной траектории давал приведённую толщину приличную, при маленьком весе. А вертикальные листы были толще, чисто теоретически должны были останавливать снаряды. 

Ответить

Фотография БТ-7 БТ-7 04.08 2017

командирская башенка, попадание в которую из калибра 7,62-сантиметра отрезало командиру Тигра голову

из чего ж она была сделана?


И кто мне объяснит: https://militaryarms...16/01/tigr5.jpg зачем этот строго вертикальный обрыв лобовой брони?
https://militaryarms...1/tanktigr3.jpg и боковой кстати тоже.
Чтобы снаряды противника не соскальзывали, а уж точно врезалсь?
с детства не могу понять...
Командирская башенка имела толщину вертикальных бронедеталей от 50 до 80 мм.
Верхний лобовой бронелист все-же не был строго вертикальным - его наклон 9 градусов. При толщине 100 мм это обеспечивало на тот момент очень высокую бронестойкость. Бортовые бронелисты и сейчас на многих современных танках стоят без наклона - в расчете на наиболее вероятную атаку с передних курсовых углов.
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 04.08 2017

Один из вариантов схемы бронирования

но ведь на втором тигре сумели же сделать наклонный лоб!

 

(а я ещё с детства привык видеть, что танк (на примере фильмов с Т-34) должен быть более-менее обтекаемый, поэтому  любая прямоугольность в рельефе воспринимается как некая топорная "прямоугольность" мышления разработчиков.

К слову сказать - как то видел сравнение бункеров, вернее огневых точек из бетона, наш и английский: у нашего скошены углы и вдобавок он присыпан со всех сторон землёй, так что невнимательный наблюдатель "при беглом или поверхностном осмотре" вообще его не заметит - он на холм похож. Английский же - просто прямоугольная коробка, возвышающаяся над землёй, те же прямые углы и строго вертикальные стенки, от которых начинают ныть зубы, когда представишь, как в них врезается вражеский снаряд - а соскользнуть он не может, потому что наклона нет.

Не помню только, где съёмки велись)

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 04.08 2017

это обеспечивало на тот момент очень высокую бронестойкость

но ведь у цитируемого написано, что даже попадание 7,62 в эту башенку приводило к смерти командира...

 

Это и наши "друзья с Запада" постарались

я про них в первую очередь и говорил, помимо самих немецких граждан

Ответить

Фотография Новобранец Новобранец 05.08 2017

 

Один из вариантов схемы бронирования

1. но ведь на втором тигре сумели же сделать наклонный лоб!

 

(а я ещё с детства привык видеть, что танк (на примере фильмов с Т-34) должен быть более-менее обтекаемый, поэтому  любая прямоугольность в рельефе воспринимается как некая топорная "прямоугольность" мышления разработчиков.

 

2. К слову сказать - как то видел сравнение бункеров, вернее огневых точек из бетона, наш и английский: у нашего скошены углы и вдобавок он присыпан со всех сторон землёй, так что невнимательный наблюдатель "при беглом или поверхностном осмотре" вообще его не заметит - он на холм похож. Английский же - просто прямоугольная коробка, возвышающаяся над землёй, те же прямые углы и строго вертикальные стенки, от которых начинают ныть зубы, когда представишь, как в них врезается вражеский снаряд - а соскользнуть он не может, потому что наклона нет.

Не помню только, где съёмки велись)

 

1. Его сделали, потому, что нужно было экономить, это во-первых, а во-вторых, потому, что задела на модернизацию у первого тигра не было. А в третьих создатели пушек и снарядов тоже на месте не стоят. 

 

2. Начнём с того, что англицкий можно обсыпать и замаскировать завсегда. А вот осмотр и обслуживание у англицкого легче будет. Да и наверняка видели Вы его на иллюстрации какого-нибудь мемориального комплекса. У нас на Поклонке тоже ДОТы и бронеколпаки необсыпаны. А в питере или на Бородино - готовы к действию. Правда в них периодически гадят. Ну и ещё. ДОТы обсыпают не только грунтом. У него обсыпка в несколько слоёв из разных материалов. Вначале грунт, потом мелкий гравий, потом крупный, вплоть до булыжника, потом опять мелкий, после чего песок и растительный грунт. Ну ежели по уму делали.

Ответить

Фотография БТ-7 БТ-7 05.08 2017

это обеспечивало на тот момент очень высокую бронестойкость

но ведь у цитируемого написано, что даже попадание 7,62 в эту башенку приводило к смерти командира...
Вы, случаем, не путаете 7,62 мм и 7,62 см? У немцев было принято обозначать калибр артсистем в см.
Площадь проекции командирской башенки довольно мала, имеющая броню в 50 мм (достаточно хорошо пробиваемую той-же Зис-3) еще меньше, центральная часть (угол встречи с которой будет достаточен для пробития) еще меньше. Вывод - пробить командирскую башенку можно либо случайно (весьма маловероятно), либо "в упор".
Ответить

Фотография Castle Castle 05.08 2017

И кто мне объяснит:зачем этот строго вертикальный обрыв лобовой брони? и боковой кстати тоже.

Так технологичнее. Соединять бронеплиты под острым и тупым углом труднее, да и добраться до места соединения под острым углом трудно.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 06.08 2017

Начнём с того, что англицкий можно обсыпать и замаскировать завсегда

можно - но это не было сделано

 

Да и наверняка видели Вы его на иллюстрации какого-нибудь мемориального комплекса.

неа, чуть ли не посреди степи торчал

 

Вы, случаем, не путаете 7,62 мм и 7,62 см?

так ведь речь шла о разрезании! то есть это очередь из ручного пулемёта, скажем.

если бы это пушка 76 мм зафинтифлюшила по башенке - то автор применил бы какой-нибудь иной глагол, а не "разрезало".

 

Так технологичнее. Соединять бронеплиты под острым и тупым углом труднее, да и добраться до места соединения под острым углом трудно.

 

но ведь снаряды не соскальзывают же, а значит....

Ответить

Фотография Castle Castle 06.08 2017

ак ведь речь шла о разрезании! то есть это очередь из ручного пулемёта, скажем. если бы это пушка 76 мм зафинтифлюшила по башенке - то автор применил бы какой-нибудь иной глагол, а не "разрезало".

Речь идет именно о снаряде. У нас принято обозначать калибр орудия в мм, а у немцев - в см. Сама башенка, как уже писали, имела неплохое бронирование, но видимо не выдерживало крепление к верхнему башенному листу, который был более тонким - 26мм.

 

но ведь снаряды не соскальзывают же, а значит....

Значит немецкие конструкторы считали технологичность и удобство работы экипажа более приоритетной задачей. Когда "Тигр" создавался, в Красной армии из танковой и противотанковой артиллерии были только орудия 45 и 76мм, без подкалиберных снарядов, которым броня "Тигра" успешно противостояла. Так, машину обер-лейтенанта Цабеля из 1-й роты 503-го тяжёлого танкового батальона за два дня боев под Ростовом в составе боевой группы «Зандер» поразили 227 прямых попаданий 14,5-мм пуль противотанковых ружей, 14 попаданий снарядами калибра 45 и 57 мм и 11 попаданий снарядами калибра 76,2 мм. Выдержав такое количество попаданий, танк сумел своим ходом совершить 60-км марш в тыл на ремонт. 

Что толку, что у Т-34 верхний лобовой лист имел отличный наклон - его пришлось ослабить огромным вырезом под люк механика водителя. На "Шермане" специально отказались от большого угла наклона верхнего лобового листа, что бы сделать люк для механика-водителя в крыше корпуса. На КВ-1 угол наклона бронелистов был минимален.  А немцы оперативно ввели на вооружение новые снаряды и орудия, пробивающие лобовую броню наших танков. У "Тигры" и у механика водителя и у стрелка-радиста люки были в крыше корпуса, причем у каждого - свой. Наши танкисты могли только завидовать. На КВ-1 люк в башне на три члена экипажа был всего один! На ИС-2 люка для мехвода из-за наклонного бронелиста вообще не было!

Ответить

Фотография Новобранец Новобранец 06.08 2017

1. можно - но это не было сделано

 

2. неа, чуть ли не посреди степи торчал

 

3. так ведь речь шла о разрезании! то есть это очередь из ручного пулемёта, скажем.

если бы это пушка 76 мм зафинтифлюшила по башенке - то автор применил бы какой-нибудь иной глагол, а не "разрезало".

 

4. но ведь снаряды не соскальзывают же, а значит....

 

1. Чтоб могли посмотреть. Оценить.

2. У нас тоже стоят. Может как ложная позиция был сделан. Вариантов много. На случай войны сделать его нормальным - не так много требуется времени.

3. И пробивало и отрезало. 

4. Так и выбор получается - или броню потолще, но быстрее сделать, или броню потоньше, но возиться на час дольше, да ещё и лекала резать и обслуживать.

Ответить

Фотография БТ-7 БТ-7 06.08 2017

так ведь речь шла о разрезании! то есть это очередь из ручного пулемёта, скажем.
если бы это пушка 76 мм зафинтифлюшила по башенке - то автор применил бы какой-нибудь иной глагол, а не "разрезало".

Скорее всего курьез перевода. Возможно в оригинале что-то типа "отрывало/размазживало".
По вертикальному бронированию - сварка под прямым углом, конечно, несколько технологичнее, но тут скорее другое. Проектирование заметно упрощается, а Тигра разработали в довольно сжатые сроки. К тому-же Тигр 1 был скорее переходной моделью между Т-4 и Тигром 2.
Сообщение отредактировал БТ-7: 06.08.2017 - 22:45 PM
Ответить

Фотография Castle Castle 01.10 2017

Еще немного о "Тиграх" в СССР -

http://back-in-ussr....-tank-tigr.html

Ответить