Пару недель назад залез кое-что уточнить в "Флоты Второй Мировой." Дашьян А.В. и др. и зацепился взглядом за пару упоминаний поставок флотских вооружений из Германии в период действия "Версальских ограничений". Решил потратить некоторое время и изучить сей труд повнимательнее. А потом решил выписать. Вот что получилось (я, честно, по скромнее ожидал):
Нидерланды. Авиастроительное предприятие Fokker переведено из Германии в Нидерланды в 1919 г. Легкий крейсер «De Ruyter» (заложен 16.09.1933, спущен 11.5.1935, вступил в строй 03.10.1936) – проект германо-голландского консорциума Krupp-Germania/IvS. Имел катапульту Heinkel К-8 и гидросамолеты Fokker С.XIW (2 шт.). Легкие крейсера типа «Tromp» (2 шт.) (заложены 17.01.1936/31.10.1938, спущены 24.5.1937/16.09.1939, вступили в строй 18.08.1938/11.02.1941) - гидросамолет Fokker С.XIW. Эсминцы типа «Van Ghent» (4 шт.) (заложены 1925, спущены 1926-1927, сданы 1928) -гидросамолет Fokker С.VIIW. ПЛ О-16 (1936) – активная акустическая станция фирмы Atlas Werke. ПЛ О-19, О-20 (1938-1939) – активная акустическая станция фирмы Atlas Werke. ПЛ К-VIII (1922) – 8-цилиндровые дизели Mann. ПЛ типа К-XIV (5 ед.) (1931-1933) – 8-цилиндровые дизели Mann. Канонерская лодка «Friso» (1912) – в 1928 установлены дизели Mann. Вспомогательный тральщик «Djember» (сдан 1941) – дизель Daimler-Benz. Торпедные катера типа ТМ-54 (8 ед.) (заложены в 1940) – по лицензии герм. фирмы «F. Lurssen». Самолеты Dornier Wal и Fokker T-4 (не менее 18) – произведены в конце 20-х – начале 30-х. Линейный крейсер проекта «1047» - в 1939 г. в разработке проекта участвовала фирма IvS. Финляндия. Броненосец береговой обороны типа «Vainamoinen» (2 ед.) (1929-1933) – проект германо-голландской фирмы «N.V.Ingenierskantor voor Scheepsbouw» (IvS), 4 дизель-генератора «Germania-Krupp». В начале 30-х по тайному соглашению между правительствами Финляндии и Германии на подводных лодках типа «Vetehinen» (1930-1931) проходили подготовку немецкие подводники. Подводные лодки типа «Vetehinen» (3 ед.) (1930-1931) – проект разработан фирмой IvS. Подводная лодка «Vesikko» (1933) – построена в Финляндии по заказу Германии по тайному соглашению правительств этих стран в обход Версальского договора. Под строительным номером CV-707 использовалась для подготовки германских подводников до января 1936. Спроектирована немецкими конструкторами. Подводная лодка «Saukko» (1930) – проект подготовлен германскими инженерами (IvS). Сторожевые катера VMV-1 и VMV-2 (1930-1931) – строились в Германии. Швеция. В 20-х-30-х годах при разработке части подводных лодок использовалась техническая помощь фирмы Vesser (в других источниках IvS: «Delfinen», «Nordkaparen», «Springaren»). Болгария. В 1938 .г. В Германии заказано 2 подводные лодки. Миноносцы типа Normand (4 ед.) – в 1934 г. при модернизации установлено по 2 немецких 37-мм/83 полуавтоматических орудия С/30. Торпедные катера типа Lursen (5 ед.) – заказаны в 1938 г. у фирмы Lurssen по чертежам нем. ТКА S-2. До начала 2-й Мировой войны поставлены 2 (остальные реквизированы). Венгрия. Речной бронекатер «Sopron» (бывший А.-В. «Stor», 1917) - при модернизации в 1927 г. установлены 2 дизеля MAN. Греция. Эскадренные миноносцы типа «Vassilefs Georgios» (2 ед.) (1938-1939) - установлена германская артиллерия (по 4 127-мм/45 орудия SKC/34 и 4 37-мм/83 полуавтомата С/30) и система управления огнем (с 4-м дальномером). Румыния. Эскадренные миноносцы типа «Regele Ferdinand» (2 ед.) (1930) – установлены по 2 дальномера Siemens. Эскадренные миноносцы типа «Marasti» (2 ед.) (1917-1918) – в 1939 г. установлены по 2 немецких 37-мм/83 полуавтоматических орудия С/30. Минный заградитель «Amiral Murgescu» (14.6.1939) – спроектирован германо-голландской фирмой IvS. 2 дизеля Krupp-Germania общей мощностью 2200 л.с., 2 немецких 37-мм/83 полуавтоматических орудия С/30. Подводные лодки типа «Requinul» (2 ед.) (заложены в 1938) – проект разработан в 1937 г. фирмой IvS. Постройка велась под контролем специалистов из фирмы Deschimag (Бремен) (по другим данным AG Weser). Имели дизели MAN. На одно из ПЛ установлено германское артвооружение. Речные мониторы типа «Bratianu» (4 ед.) (1907) – в 1937-1938 г.г. при модернизации установлено по 1 немецкому 37-мм/83 полуавтоматическому орудию С/30. Югославия. Крейсер «Dalmacija» (бывш. герм. «Niobe», 1900) – куплен в Германии в 1925 г. В 1925-1926 г.г. перестроен на верфи Deutsche Werke (Киль). Торпедные катера типа «Lurssen» (8 ед.) – строились в Германии фирмой Lurssen по чертежам герм. ТКА S-2 в 1936-1938 г.г. В конце 1938 г. были заказаны еще 4 катера, но с началом войны заказ аннулирован. Подводные лодки типа IIВ (2 ед.) – заказаны в Германии в 1938 г., но с началом войны заказ аннулирован. Плавучая база гидроавиации «Zmaj» (заложен 1928, сдан 1930) – построена в Германии по германскому проекту. При постройке из-за запрета экспорта боевых кораблей обозначался как «вспомогательный теплоход». Минные заградители/тральщики типа М (бывш. герм. ТР типа М-1916, 1918-1919) (6 ед.) – куплены в 1921 г. в Германии. Албания. Канонерские лодки «Shqipnja» и «Skanderbeg» (бывш. герм. ТР FM-16 и FM-23, 1917-1918) – приобретены у Германии в 1925 г. Литва. Тральщик «Prezidentas Smetona» (бывш. герм. ТР М-59, 1917) – куплен у Германии в 1927 г. Иран. Тральщик «Fatiya»/Pahlavi/Shahine (бывш. герм. ТР FM-24, 1917?) – куплен у Германии в 1924 г. Сторожевые катера типа «Babolsar» (3 ед.) (1932-1933) – имели дизели «Krupp». Китай. Патрульный корабли типа «Hai Ning» (10 ед.) (1932-1934) – строились в Шанхае в 1931-1934 г.г. при техническом содействии германского консорциума HARPO. Торпедные катера типа «Lurssen» (3 ед.) – строились в Германии фирмой Lurssen по чертежам герм. ТКА S-2 в 1936-1937 г.г. Всего было заказано 10 ед., но поставлено лишь 3 (остальные реквизированы Германией в 1939). В 1931 г. по заказу китайского правительства фирма IvS разработала проекты крейсера (пр. 177), эсминца (пр. 174), подводной лодки – минного заградителя (пр. 175) и вспомогательного судна (пр. 176). В середине 30-х техническое содействие по реконструкции шанхайской верфи «Kiangnan» оказывал консорциум HARPO. В 1936 г. гоминдановское правительство вело переговоры с Германией о покупке крейсера, а также заказало минный заградитель, 3 средние и 2 малые подводные лодки, плавучие базы. Ни один из этих кораблей китайский флот не получил (ПЛ реквизированы с началом войны). Таиланд. Броненосцы береговой обороны типа «Sri Ayuthia» (2 ед.) (заложены 1936, сданы 1938) – строились в Японии, установлены дизели MAN по 2600 л.с. каждый. Турция. В 1925 г. Турция заключила договор с германской фирмой о строительстве 25 тыс. т плавучего дока для ремонта лин. крейсера «Yavuz Sultan Selim» (бывш. герм «Гебен»). Крейсер « Hamidiye» (1904) – в 1925-1926 г.г. при производстве ремонта и перевооружении установлены 2х1 150-мм/45 и 8х1 76-мм/50 орудия немецкого производства (Krupp). Подводные лодки типа «Ay» (3 ед.) (1938-1939) – проект разработан фирмой IvS в 1936-1937 г.г., одна построена в Германии (Киль), 2 по лицензии строились в Стамбуле с германской технической помощью. Имели германское вооружение. Подводная лодка «Gur» (1931) – построена в Испании по проекту и при технической поддержке фирмы IvS, приобретена Турцией в 1934 г. Имела германское вооружение и дизели MAN. Подводная лодка «Sakarya» (1931) – построена в Италии, имела дизели Ansaldo-MAN. Подводная лодка – минный заградитель «Dumlupinar» (1931) – имела дизели MAN. Подводные лодки типа «Inonu» (2 ед.) (1927) – заказаны в 1925 г. в Нидерландах, проект разработан фирмой IvS. Оснащены дизелями MAN. Аргентина. Тральщики типа «Bathurst» (10 ед.) (бывш. нем. типов 1915 и 1916, 1916-1919) – приобретены в 1921-1922 г.г у Германии. В начале 20-х в Германии проводились переговоры о постройке 10 средних подводных лодок германского образца. Под этот проект Германия создала в Нидерландах конструкторское бюро IvS (1922 г., финансировалось из нелегальных фондов германских вооруженных сил). Бразилия. Линейный корабль «Minas Gerais» (1910) – при модернизации 1931-1938 г.г. установлены 3 дальномера Zeiss. Колумбия. Речные сторожевые катера типа «LM» (4 ед.) (бывш. герм. ТКА типа «LM», 1918) – куплены в 1923 г. Мексика. Патрульные корабли тип «G» (10 ед.) (1935) – построены в Испании. Оснащались 10-цилиндровыми дизелями MAN. Уругвай. Патрульные корабли типа «Paysandu» (3 ед.) (1935) – построены в Италии. Оснащались дизелями Krupp-Germania. Чили. Плавучая база подводных лодок «Araucano» (1929) – в 1939 г. оснащена гидросамолетом Arado Ar 95A. Есть данные о контактах с IvS. В 1939 г. получили 9 Ar 95L. Египет. Сторожевой катер «Raqib» (1938) – имел дизели Deutz.
Список составлен по вышеуказанному справочнику (официально именуемому энциклопедией), конечно не полный (хоть и слегка уточнил по материалам различных сайтов). Специально не включал данные по СССР - думается в различных темах это обсуждали достаточно широко. И еще по Испании с 1936 г., по понятным причинам. Поэтому буду рад дополнениям. ) Думаю еще и со временем авиацией заняться...
Сообщение отредактировал БТ-7: 05.03.2015 - 15:05 PM